Своя игра | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Своя игра

читайте также
+2459 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых игроков НХЛ-2017. Рейтинг Forbes +7 просмотров за суткиБольше, чем фитнес: 20 бизнес-ошибок от владелицы велнес-клуба в Сочи Не только Ротенберги: как миллиардеры зарабатывают на хоккее Хоккей на песке: зачем Лас-Вегасу нужна команда НХЛ Шуми Бабаев, хоккейный агент: «КХЛ — это социальный проект, а не коммерческий продукт» +15 просмотров за суткиКапитан команды звезд. Александр Овечкин возглавил рейтинг российских знаменитостей Московское море: где заняться серфингом в городе Когда отдыхают богатые: рабочий график Роналду и других звезд Кубка конфедераций +70 просмотров за суткиКомандный дух: как женская сборная США по хоккею боролась за свои зарплаты Страховой случай: кто и почему запрещает Овечкину играть на Олимпиаде-2018 +11 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых игроков НХЛ. Рейтинг Forbes Бывший глава Yota Devices решил заработать на хоккее Все о хоккее — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad +1 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых игроков Кубка мира по хоккею Олимпийское спокойствие: как НХЛ придумала хоккейный турнир круче Олимпиады Великолепная «восьмерка» Топовые и гаражные Александр Овечкин: великолепная "восьмерка" Горди и его чувство льда: умер «Мистер Хоккей» Бронзовые миллиардеры: почему Тимченко и Ротенберги получили медали Свистать всех на лед: Владимир Путин сыграл в хоккей
#хоккей 03.08.2005 00:00

Своя игра

В минувшем сезоне российская суперлига стала самым дорогим национальным чемпионатом по хоккею в мире. И потому — самым убыточным

Самый высокооплачиваемый хоккеист мира Яромир Ягр всегда выходит на лед под номером 68 — в память о вторжении советских танков в его родную Чехословакию в 1968 году. Это не помешало Ягру сезон 2004–2005 годов отыграть в составе омского клуба «Авангард» (естественно, под тем же номером). «Мои принципы тут ни при чем. Я просто поступил как профессиональный хоккеист», — объясняет знаменитый нападающий.

В сентябре 2004 года в американской Национальной хоккейной лиге была объявлена «приостановка игр регулярного хоккейного чемпионата» — ставший знаменитым локаут. Рост зарплат хоккеистов привел к тому, что за два последних сезона совокупный убыток клубов лиги составил порядка $500 млн. Пока профсоюзы игроков договаривались с руководством НХЛ об урегулировании кризиса, почти 300 хоккеистов переехали в Европу. Причем самые дорогие игроки оказались именно в России (см. рейтинг). Почему вдруг Россия?

В том-то и дело, что не «вдруг». Приток инвестиций в российский хоккей начался еще в 2000–2001 годах. «За последние четыре года бюджеты выросли минимум в два раза, а у кого-то и в пять раз», — делится в интервью Forbes своими наблюдениями президент ярославского «Локомотива» Юрий Яковлев.

До того как владелец «Сибнефти» Роман Абрамович купил лондонский Chelsea, его частенько можно было видеть на играх омской хоккейной команды «Авангард». Вкусы меняются, но «Авангард» по-прежнему получает солидную финансовую поддержку от «Сибнефти» — по неофициальным данным, до $30 млн в год. И дело даже не в любви бизнесмена к спорту. ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» — одно из крупнейших предприятий в регионе.

«В России многие клубы принадлежат градообразующим предприятиям. Для таких предприятий хоккей в большей степени социальный проект. Спонсорство клубов базируется на стыке политики и экономики», — осторожно отмечает консультант AT Kearney Антон Дерлятка. Спортивный агент Шуми Бабаев более конкретен: «Ты приедешь в ту же Казань, Ярославль или Магнитогорск и увидишь, что там людям просто нечего делать. Все это делается, чтобы народ развлечь и напряженную обстановку снять».

Действительно, куда пойти женатому 30-летнему мужчине (таков, по данным КОМКОН, среднестатистический портрет посетителя спортивного мероприятия) в провинции, как не на игру любимой команды? Особенно когда на лед выходят ведущие игроки мира. Вот сухая статистика. Ледовый дворец московского «Спартака» вместимостью 4710 человек во время последнего чемпионата в среднем заполнялся на 43% (данные компании «Глобал спорт консалтинг»). А в Казани ледовый дворец на 3900 мест весь минувший сезон был заполнен на 87%, в Магнитогорске (3500 мест) —  на 95%, в Омске (5200 мест) — практически на 100%. Такие показатели сохраняются уже пять сезонов подряд. «В Магнитогорске, например, хоккей сейчас превратился в религию», — рассказывает в интервью Forbes вице-президент Профессиональной хоккейной лиги Владимир Шалаев.

Вот и приходится крупным федеральным или региональным бизнесменам выкладывать за «зрелища» от $10 млн в год. Таков, по экспертным оценкам, минимальный бюджет, необходимый российскому клубу для более или менее сносного существования. При этом фонд заработной платы во многих российских клубах составляет порядка 80% всего бюджета.

Кто-то предпочитает не экономить. Бюджет казанского «Ак Барса» в прошлом сезоне, по разным оценкам, составил от $40 млн до $60 млн. Руководство генерального спонсора клуба, компании «Татнефть», посчитало, что хорошим подарком к 1000-летию Казани будет главный трофей национального хоккейного чемпионата сезона 2004–2005. За расточительность фанаты даже прозвали клуб «Казань рейнджерс» по аналогии со знаменитым New York Rangers из НХЛ, платежная ведомость которого в сезоне перед локаутом раздулась до $77 млн. В разные годы от 11 до 15 «ньюйоркцев» входили в число «миллионеров» — хоккеистов, получающих более $1 млн за сезон. Из клубов российской суперлиги больше всего «миллионеров» было в «Ак Барсе» (см. рейтинг). Правда, «Ак Барс» не попал даже в тройку лидеров чемпионата. Первое место заняло московское «Динамо», годовой бюджет которого, по словам президента клуба Анатолия Харчука, не превышал $13 млн.

Многие спонсоры расстаются с деньгами не без душевного волнения. Так, глава «Северсталь-групп» Алексей Мордашов в одном из своих интервью на вопрос о размере бюджета одноименного хоккейного клуба (по оценкам, около $14 млн) лишь нахмурился: «Приличный. Гораздо больший, нежели я считаю правильным».

В российской суперлиге убыточны все 16 клубов. По словам Владимира Шалаева из ПХЛ, у самых благополучных команд собственные доходы редко превышают 10% общих расходов. Из-за низких доходов основной аудитории хоккея клубы вынуждены держать низкие цены на билеты и атрибутику. Например, в московском «Динамо» доходы от продажи билетов составляют лишь 1–2% бюджета (в НХЛ, для сравнения, — до 50%).

А продажа маек, бейсболок, шарфов и прочей атрибутики в прошедшем сезоне принесла, например, ярославскому «Локомотиву» смешные $35 000 при бюджете клуба в $13 млн. Права на телетрансляцию матчей на будущий сезон ПХЛ продала за $5 млн, НХЛ в сезоне перед локаутом выручила за них около $120 млн.

Как российские клубы могут компенсировать хотя бы часть своих расходов? Руководство клубов видит пока единственный вариант — продажу игроков. Наша хоккейная школа считается одной из лучших в мире: перед локаутом в НХЛ играло 75 россиян (всего в лиге примерно 700 игроков). До 2004 года российских игроков в НХЛ поставляла Международная федерация хоккея, отечественные клубы получали от продажи каждого игрока максимум $200 000–250 000. Однако год назад кабальный договор с федерацией истек, клубы суперлиги ищут прямой выход на заокеанский рынок. «Если мы создадим механизм трансферных переходов, то будем получать приличные суммы», — рассказывает в интервью Forbes президент «Динамо» Анатолий Харчук.

Потенциальный покупатель вроде бы вышел из кризиса — в июле профсоюз хоккеистов НХЛ согласился на уменьшение зарплат игроков (в среднем на 24%), локаут прекращен. Правда, пока конкретных сроков заключения соглашения с НХЛ никто назвать не может. А Юрий Яковлев из «Локомотива» вообще утверждает, что «думать о том, как заработать деньги, — занятие бесперспективное. Надо думать о том, как их экономить».

Но как сэкономить — не скажет ни один хоккейный специалист. Конечно, с прекращением локаута в НХЛ вернутся многие дорогие звезды, но зарплатная ведомость российских клубов вряд ли серьезно уменьшится: придется платить, чтобы за океан не уехали вообще все.     

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться