03.09.2005 00:00

Территориальное превосходство

Прошлой весной президент одного крупного холдинга, объединяющего горнорудные и транспортные компании, объяснил в интервью Forbes свою стратегию. Конкурентное преимущество России, говорил он, — ее огромная территория, следовательно, задача компании должна сводиться к двум действиям — «копать и возить»: добывать полезные ископаемые, которых в избытке, и налаживать транспортные потоки от месторождений к потребителям. Такой подход кто-то назовет хищническим и даже несовременным, но именно в этом и состоит смысл работы не только вышеупомянутого холдинга, но и всей российской экономики. Как бросил однажды в сердцах министр природных ресурсов Юрий Трутнев: «Полезные ископаемые — это то, что в стране объективно есть».

Тут совершенно нечего стыдиться. Проблема ведь не в механистичности выдвинутого президентом холдинга лозунга, а, скорее, в механистическом подходе к нему. Хищнической является не сама по себе добыча нефти, золота или железной руды, а бесконтрольная их добыча — извлечение полезных ископаемых без расширения ресурсной базы и без инвестиций в новые технологии. Что же касается транспорта, то, вкладывая деньги в инфраструктуру, бизнесмены решают проблему №1 для России. Речь об отсутствии скоростных безопасных трасс, железнодорожных магистралей и современных портовых терминалов. Это мешает свободному передвижению товаров между регионами и не позволяет извлекать выгоду из географического положения страны, так удачно связывающей Европу с Азией, а также сдерживает внутреннюю трудовую миграцию, тормозит приток капиталов в регионы и ведет, в конечном счете, к дезинтеграции государства. Что предпринимает правительство для строительства дорог? Очень мало. Министерство транспорта гордится тем, что в 2004 году на федеральной автомобильной дороге «Амур» введено 282 км — тем самым «обеспечена автотранспортная связь Дальневосточного региона с центральной частью страны». Это хорошо. Но в соседнем Китае за 2004 год на прокладку высокоскоростных магистралей было израсходовано $42 млрд, а протяженность таких дорог была доведена до 28 000 км (еще 15 лет назад было всего 250 км).

Вернемся к глаголу «копать». В этом номере есть несколько статей о новых, скажем так, «неолигархических» сырьевых компаниях. У каждой из них большие запасы — газа (стр. 54), драгоценных камней (стр. 43) или — не удивляйтесь — торфа (стр. 30). Если бизнесмены инвестируют в долгосрочные проекты добычи полезных ископаемых или строят планы транспортировки сжиженного газа из российской тундры в Америку, это значит — они верят в экономику. Государство должно всячески эту веру поддерживать. Для этого, кстати, достаточно строить нормальные дороги.

Новости партнеров