К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Жажда города


Пока государство думает, что делать с коммунальными системами, Василий Зонов создает альтернативный водопровод

Окраина города Кирова. Будний день, ближе к вечеру. У киоска «Ключ здоровья» в очередь за артезианской водой выстроились с десяток домохозяек с бутылками и бидонами. Нет, никакой аварии на городском водопроводе — просто пришло время готовить ужин. «Воду из-под крана мы используем теперь только для стирки и мытья полов. Непонятно, как мы раньше могли ее пить», — говорит женщина из очереди.

По официальным данным, каждый второй житель России пользуется водой, не соответствующей гигиеническим требованиям. Причины просты — как заявляют в Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ, 66% водопроводных труб страны нуждаются в срочной замене.

Владелец киосков «Ключ здоровья» Василий Зонов знает о качестве водопроводной воды в Кирове не понаслышке — он прожил здесь всю жизнь, а в период приватизации даже был крупнейшим в области торговцем ваучерами. Предприниматель долго размышлял, куда бы деть заработанный капитал. Идея родилась в супермаркете. «Я переехал жить в Чехию на несколько лет. Там половина покупателей в магазине независимо от возраста и социального положения берет большие бутылки с водой».

 

Вернувшись в Киров в 2001 году, Зонов и здесь нашел воду в 5-литровых бутылках. Но в небогатых российских городах этот товар не пользуется массовым спросом. По данным агентства «Бизнес Аналитика», средняя цена 1 литра такой воды — 5,6 рубля. Дорого. Зонов быстро разобрался, что самой воды в этой сумме не более 10–15%, остальное занимают затраты на бутылки, линии по разливу воды, склады, рекламу и др. «Я увидел большой рынок: спрос очевиден, предложения нет, — рассказывает Зонов. — Принцип простой: вода должна быть дешевой, поэтому организовать процесс нужно максимально экономично, как в дискаунтере, а чтобы сохранить качество воды, с ней нужно производить минимум операций».

Вот схема, придуманная Зоновым: автоцистерны берут из скважины артезианскую воду и развозят по киоскам «Ключ здоровья». В бак на крыше киоска помещается шесть тонн, в кран к продавцу вода поступает под действием земного притяжения (экономия на насосах), стенки бака сделаны из термоизолирующих материалов, благодаря чему вода два-три дня остается прохладной (экономия на холодильном оборудовании), покупатель получает жидкость в свою тару (экономия на упаковке).

 

Источник воды гидрогеологи и санэпидемиологи искали долго: проверили более 2000 скважин в радиусе 30 км от города, но остановили выбор только на источнике, питавшем базу военных сейсмологов. Чтобы было лучше слышно ядерные взрывы в Неваде, базу разместили на удалении в несколько десятков км от промзон — вода здесь была самой чистой. Как открыть бизнес на территории воинской части?

Зонов узнал, что в 1998 году правительство России приняло федеральную программу «Обеспечение населения России питьевой водой», и предложил кировским властям сделку: вы поможете мне договориться с военными, а сами отчитаетесь перед федеральной властью — мол, прислушиваемся к пожеланиям из Москвы, выполняем программу. Осенью 2002 года в Кирове открылся первый водный киоск.

Вложения составили $400 000. Расходы, по словам Зонова, окупились за 11 месяцев. Помогли коммунальные службы. Через три месяца после открытия первых киосков на водопроводе Кирова произошла авария, несколько районов остались без воды. Точки Зонова перешли на круглосуточный режим работы. За несколько дней продажи в сети увеличились втрое. Рост продолжился и после ликвидации аварии — жители Кирова распробовали продукт Зонова.

 

Сейчас в Кирове, городе с населением 464 000 человек, работают уже 65 киосков «Ключ здоровья». Василий Зонов утверждает, что в день он продает 200–250 т воды. Выручку подсчитать несложно — 1 литр стоит 1 рубль. «Дело полезное, и у горожан очень хорошее отношение к этому бизнесу», — говорит в интервью Forbes начальник экономического управления администрации Кирова Вера Печенкина. В начале 2005 года Зонов открыл сеть из 25 киосков во втором по величине городе Кировской области Кирово-Чепецке. Предприниматель осваивает вторую скважину, к концу осени обещает увеличить сеть в Кирове и области до сотни киосков, а объем продаж — до 500 тонн воды в день.

В начале 2003 года к Зонову обратились предприниматели из Сыктывкара с просьбой продать франшизу. «Я почитал в книгах, как работать с франчайзерами, но так и не понял, как контролировать работу партнеров в российских условиях, — рассказывает предприниматель. — Запатентовать продажу воды невозможно, зато мои киоски — действительно ноу-хау». В результате Зонов стал торговать не франшизой, а киосками. Сейчас последователи кировского изобретателя используют его разработку уже в 12 городах России: Ижевске, Перми, Сыктывкаре, Нижнем Новгороде, Вологде, Нефтекамске и др.

Но это только начало, уверен Зонов. «Перспективы? Вся Россия. Вода из моды не выйдет никогда, а пока чиновники решают, как сделать коммунальные системы прибыльными, доход моему бизнесу обеспечен».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+