Акции компаний, которые не имеют аналога на фондовом рынке, дорожают быстрее других. На этом можно сыграть
От чего зависит цена акций? Самый простой ответ: от наличия свободных денег на рынке и от финансовых показателей компании. Две эти причины действуют с разной силой — иногда первая берет верх над второй, и в этом случае ценные бумаги дорожают, даже если компания не показывает феноменальных результатов в бизнесе.
Так происходит, к примеру, если предприятие — единственный эмитент в своей отрасли. Почему? Крупным инвестиционным фондам необходимо составлять сбалансированные портфели ценных бумаг, то есть в них должны присутствовать акции компаний из разных сфер экономики — за счет этого фонд сокращает риски. Если же какая-то отрасль представлена на рынке всего лишь одной или двумя акциями, то они, естественно, приковывают к себе повышенное внимание фондов. Подобных «акций-монополистов» на российском рынке появилось в последнее время достаточно много.
Взять, к примеру, ОАО «Аптечная сеть 36,6», крупного розничного торговца лекарствами. Рентабельность этой компании снижается уже второй год подряд: в 2003 году она показала чистую прибыль в размере $1‑млн, в 2004-м — $725 000, а по итогам первого полугодия 2005-го зафиксировала убыток. Однако с начала 2005 года цена акций «Аптечной сети» выросла с $20 до $25. «Если бы у этой аптечной сети появился аналог на фондовом рынке, ее акции были бы аутсайдером», — констатирует Олег Черкашев, аналитик инвестиционной компании «Церих Кэпитал Менеджмент».
По словам Андрея Рожкова, аналитика ИГ «Капиталъ», «акции-монополисты» обычно торгуются с премией в 30–40% по отношению к ценным бумагам компаний, у которых на бирже есть конкуренты из той же отрасли. В качестве примера бумаг, которые оказались переоценены в силу своего уникального статуса, он называет акции ОАО «Пава» (бывшее ОАО «Хлеб Алтая») и производителя соков ОАО «Лебедянский».
Впрочем, на рынке еще есть акции компаний, единственных в своей отрасли и при этом имеющих потенциал роста. Мы опросили полтора десятка специалистов — аналитиков инвестиционных компаний и банков. И ниже приводим их рекомендации.
РБК — ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Цена — $5,2*
Прирост за год — 169%
P/E** — 24
«РБК — Информационные системы» — единственная медиакомпания, чьи акции торгуются у нас на фондовом рынке. Тем, кто хочет заработать на развитии индустрии СМИ, не остается альтернатив. Благодаря расширению рекламного рынка выручка компании за 2004 год выросла на 55% по сравнению с 2003 годом и превысила $75 млн. Еще быстрее, чем выручка, растет цена акций компании — за последние полгода, например, бумаги РБК подорожали на 70% (с $3,6 до $5,2). Хотя, по оценкам Олега Черкашева из «Церих Кэпитал», еще в апреле 2005 года акции РБК выглядели достаточно дорогими, инвесторы все равно покупают их в надежде на дальнейший рост компании. В 2005 году этот холдинг, объединяющий деловой телеканал, несколько интернет-СМИ и направление, разрабатывающее программное обеспечение, рассчитывает получить чистую прибыль в $22 млн при выручке $98 млн.
ОТКРЫТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Цена — $97,5
Прирост с 24.09.2004 — 77,3%
P/E — 10,8
Эта компания, созданная осенью 2002 года группой «Интеррос», управляет недвижимостью — бизнес-центром класса «А» «Мейерхольд» и гостиницей «Новослободская» в Москве. «Открытые инвестиции» также строят коттеджный поселок «Павлово» (проект стоимостью $50 млн) в Подмосковье, в ближайших планах — возведение 27-этажного офисного центра для головных офисов Росбанка и группы «Интеррос» на проспекте академика Сахарова, а также развлекательного центра имени А. И. Райкина. За 2004 год компания заработала $14 млн чистой прибыли, в 2003 году этот показатель составлял $8,3 млн. Правда, тут есть одна хитрость — в 2004 году компания стала оценивать инвестиции в недвижимость с учетом изменения их справедливой стоимости. Если бы новый метод использовался и раньше, в 2003 году чистая прибыль составила бы $11,2 млн, а в 2004-м — $7,4 млн. Но, несмотря на это падение прибыли, получаемое при пересчете, Алексей Языков, аналитик инвестиционной компании «Атон», считает, что потенциал роста у акций еще есть. Действует все то же правило «акций-монополистов»: «Открытые инвестиции» — единственная публично торгуемая девелоперская компания. Есть, впрочем, и довод в пользу того, чтобы не покупать эти акции. Дело в том, что они имеют низкую ликвидность — торгуются с большим спрэдом. На начало сентября предложение на покупку акций было $97, а на продажу — $110.
БОРСКИЙ СТЕКОЛЬНЫЙ ЗАВОД
Цена — $52
Прирост с 29.07.2005 — 36,8%
P/E — 5,5
Акции «Борского стекольного завода» начали торговаться в системе РТС Board совсем недавно — в конце июля нынешнего года. И если тогда их можно было купить за $43, то в начале сентября они уже стоили более $50. Аналитик компании «ЦентрИнвест» Максим Иванов считает, что нынешняя цена — не предел. Неудивительно: ведь стеклами завода оснащаются до 80% всех новых автомобилей, выпускаемых в России и странах СНГ, в том числе продукция заводов Ford и GM. К тому же рост строительного рынка почти наверняка позволит заводу увеличить продажи оконного стекла. Хорошее качество менеджмента и корпоративной культуры заводу обеспечат главные акционеры — 83% БСЗ принадлежат бельгийской группе Glaverbel, которая в свою очередь входит в состав японского концерна Asahi Glass Co. Ltd, крупнейшей в мире стекольной компании. За 2004 год выручка увеличилась на 27% (до $182 млн), а чистая прибыль в 36 раз (с $1,1 млн до $39,6 млн). Резкий рост прибыли, по мнению Максима Иванова из «ЦентрИнвеста», скорее всего связан с изменениями в бухгалтерии, а не с реальным повышением рентабельности бизнеса.
ПРИАРГУНСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ГОРНО-ХИМИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Цена — $235
Прирост за год — 261,5%
P/E — 74,6
ППГХО более чем на 70% принадлежит ОАО «ТВЭЛ», которое полностью контролируется Минатомом. Сейчас ППГХО занимает первое в России и пятое в мире место по добыче урана. Компания ежегодно добывает около 2800 т этого радиоактивного металла (около 8% мирового рынка). Акции ППГХО — классический вариант бумаг, уникальных для своей отрасли. Несмотря на низкую рентабельность компании (в 2004 году чистая прибыль была чуть более $300 000 при выручке в $148,4 млн) и заоблачно высокое отношение цены акций к доходности (почти 75), акции ППГХО раскупают, как горячие пирожки. Почему? Инвесторы надеются, что в среднесрочной перспективе компания сможет существенно увеличить доходы. Во-первых, должны вырасти мировые цены на уран. «Сейчас в мире производится в два раза меньше урана, чем потребляется, — поясняет Борис Синегубко, директор инвестиционного банка Brunswick UBS. — Много лет одним из основных источников ядерного топлива был уран, получаемый при демонтаже боеголовок. Но программа по разоружению через несколько лет закончится, а дефицит ядерного топлива приведет к увеличению цены на уран в несколько раз». Во-вторых, аналитики уверены, что низкие показатели прибыли ППГХО — не более чем следствие заниженных цен, действующих внутри государственного концерна «ТВЭЛ». И Борис Синегубко, и Максим Иванов из «ЦентрИнвеста» уверены, что в ближайшее время ППГХО вынуждено будет показывать прибыль в полном объеме — хотя бы для того, чтобы обновить производственные мощности.
КАЛИНА
Цена — $33,6
Прирост за год — 87,7%
P/E — 11,1
В 2004 году выручка «Калины» выросла всего на 7,2% по сравнению с 2003 годом, а прибыль даже снизилась на 7%. Как же повели себя ее акции? Как и у «Аптечной сети 36,6», они выросли в цене — с $17 в начале года до $33 в начале сентября. Президент ОАО «Калина» Тимур Горяев считает, что рост стоимости акций его концерна лишь отчасти связан с отсутствием на фондовом рынке компаний-конкурентов. Он верит, что акции «Калины» покупают в расчете на скорое улучшение финансовых показателей компании и на дальнейший рост рынка парфюмерии и косметики, который, по прогнозам ЭМГ «Старая крепость», в ближайшие пять лет будет расти в среднем со скоростью 7% в год.
* Цена на 09.09.2005 по данным сделок в РТС. ** P/E (price/earnings) — отношение капитализации компании к ее годовой прибыли. Здесь и далее коэффициент P/E рассчитан как отношение текущей капитализации к прогнозной прибыли компании по итогам 2005