Такова реальность | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Такова реальность

читайте также
+1290 просмотров за суткиНа исходе: 16 способов зарядить свою батарейку +2420 просмотров за суткиКонкуренция — новый профсоюз. Кадровый голод выгоден сотрудникам +23918 просмотров за суткиСамые рентабельные актеры Голливуда — 2017. Рейтинг Forbes +94343 просмотров за суткиНавечно в моде. Культовые автомобили с неизменным дизайном +1548 просмотров за суткиМолекулярные ножницы. Молодая компания создала новый фермент для редактирования ДНК +2212 просмотров за суткиМарк Цукерберг рассказал о «магии технологий» в борьбе с болезнями +3206 просмотров за суткиСтоит съесть: ризотто по-бородински в Uilliam's, тайский суп в Insight, хумус в Carmel +5735 просмотров за суткиОдна вокруг света: как отремонтировать корейскую машину в Африке +2053 просмотров за суткиДивный мир инстаграма. Как правильно использовать блогеров для бизнеса +8418 просмотров за суткиБесплатный iPhone. Почему операторы в России не раздают смартфоны в обмен на контракт +104 просмотров за суткиРеформатор года: Владимир Александров получил национальную премию «Лучший корпоративный юрист 2017 года» +33470 просмотров за сутки«Национальный позор». Что говорят политики и экономисты о приговоре Улюкаеву +99 просмотров за суткиИнвестировать пока не поздно: Villagio Estate о том, почему вкладывать деньги в загородную элитку надо как можно быстрее +2471 просмотров за суткиВиртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников +1405 просмотров за суткиКто долго запрягает, тот быстро едет. «Медленные» ICO скоро победят «ниндзя» +23321 просмотров за суткиРывок вниз. Что будет с рублем после снижения ключевой ставки +3867 просмотров за суткиВозле биткоина: для каких компаний опасен конец криптохайпа +16105 просмотров за суткиКак рыбак к президенту ходил, или Почему дальневосточная рыба стоит 300 рублей +36687 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории. Рейтинг Forbes +780 просмотров за суткиНеделя потребления: новый Bentley, открытие Zilli и победа Lufthansa +1659 просмотров за суткиСуд приговорил Алексея Улюкаева к 8 годам колонии строгого режима
03.11.2005 00:00

Такова реальность

Роман Фролов Forbes Contributor
Цены на соцреализм за пару лет утроились. Эксперты утверждают, что это далеко не предел

В это трудно было поверить еще 10 лет назад. да что там — даже пять лет назад соцреализм с его идеологическим подтекстом казался коммерчески неперспективным. Изображения рабочих, колхозников и вождей мирового пролетариата недорого сбывали иностранцам в качестве сувениров наравне с комсомольскими значками и хохломой.

Но прошло время, и лучшие образцы соцреализма стали появляться на мировых аукционах, а цены на некоторые полотна подскочили до сотен тысяч долларов. Работа «Ода весне» Александра Дейнеки была продана в 2004 году на Sotheby’s за £106 400 ($191 000), превысив верхнюю границу эстимейта на 30%. А годом раньше московская Галерея Леонида Шишкина продала за $135 000 авторскую копию знаменитой работы Александра Герасимова «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле».

Откуда такой ажиотаж? Интерес к социалистическому реализму зародился на Западе на излете советских времен. Эмигрировавшие в США художники Виталий Комар и Александр Меламид, изобретатели термина «соц-арт» (по аналогии с поп-артом), высмеяли советское искусство и сняли табу на соцреализм — он перестал восприниматься исключительно как пропаганда. В конце 1980-х — начале 1990-х на Запад хлынул поток вывозимых частным образом работ, дабы удовлетворить тогдашний спрос на все советское — многое было продано за гроши. Иностранцы, работающие в России, этот интерес поддерживали. Один из страстных коллекционеров соцреализма — Дерк Сауэр, основатель издательского дома Independent Media.

Наконец, пару лет назад советским искусством заинтересовался и российский средний класс. Для нынешних покупателей уже нет никаких табу: соцреализм — это ностальгия. Их привлекают невысокий уровень цен на рядовые полотна советских художников и «жизнеутверждающий пафос» картин. Такими полотнами хорошо украшать стены загородных домов и пентхаусов. Многие  работы покупают бизнесмены для подарков политикам и высокопоставленным чиновникам. Ирония истории: соцреализм органично смотрится в их кабинетах.

Важное преимущество соцреализма: установить происхождение произведений, относящихся к этому жанру, легко. Часто бывают живы сами авторы и уж тем более их наследники или искусствоведы, лично знавшие художников. «Здесь почти нет и не может быть чудесно потерявшихся, а потом чудесно найденных работ, как это иногда случается, например, с картинами старых мастеров», — говорит Юрий Тюхтин, владелец галереи с многозначительным названием «СОВКОМ». Большинство работ делалось на заказ, и висели они в госучреждениях, поэтому их историю можно проследить совершенно прозаическим путем — по накладным и квитанциям. Все громкие работы хорошо известны, а рядовые картины пока стоят не так дорого, чтобы имело смысл их подделывать.

Сам по себе рынок огромный — за время существования СССР профессиональных художников было несколько тысяч. И это, безусловно, затрудняет выбор — как во всем ворохе предложений отличить гениальную работу от банального ремесленничества?

К самым ценным относят работы так называемых академиков — действительных членов Академии художеств (АХ), лауреатов государственных премий, одним словом, художников, признанных советской властью. Это Александр Дейнека, Александр Герасимов, Дмитрий Налбандян, Юрий Пименов, Гелий Коржев, Николай Ромадин, Яков Ромас.

Работы народного художника СССР и действительного члена АХ Налбандяна, одного из немногих, кому дозволено было рисовать Сталина с натуры, еще 12 лет назад продавались за пару тысяч долларов. К 2003-му цены выросли до $10 000, а сейчас достигли $20 000–30 000.

Интересна история со «Сталиным и Ворошиловым» Герасимова (за эту картину художник получил в 1941 году Государственную Сталинскую премию). Три года назад Леонид Шишкин готовил стенд своей галереи на антикварном салоне. Пока он был занят, к нему подошел знакомый и предложил купить авторскую копию знаменитой картины Герасимова за $30 000. Шишкин согласился, не торгуясь. А впоследствии выяснилось, что продавец, знавший интерес Шишкина к Герасимову, просто увидел полотно на одном из соседних стендов салона и купил его всего за‑$3000.

Картины знаменитого пейзажиста, кавалера орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Николая Ромадина за последние два года выросли в цене с $2000–4000 до $15‑000–20 000. Некоторые выдающиеся его работы доходят до $50 000.

[pagebreak]

Но это классики социалистического жанра, а как обстоят дела с менее известными художниками? Недооценены, по мнению Юрия Тюхтина, представители так называемого сурового стиля. Это течение возникло в конце 1950-х годов, когда героями полотен стали люди суровых профессий, но не Стахановы, а безымянные летчики, геологи и строители. Из пока недорогих авторов того времени Тюхтин выделяет Петра Оссовского, Виктора Иванова, Эдуарда Браговского. По словам галериста, за последний год цены на их работы выросли с $5000 до $10 000–15 000 и вырастут еще как минимум до $25 000.

Яркий представитель «сурового стиля» — Виктор Попков, автор монументального полотна «Строители Братской ГЭС». По словам Тюхтина, еще два года назад за его картины давали $2000. А минувшей весной на аукционе Sotheby’s в Лондоне «Электрики» Попкова ушли за £14 400 ($26 000). Вообще-то «настоящее» полотно художника хранится в одном из петербургских музеев, в Лондоне же была продана его ранняя авторская версия — ситуация, характерная для рынка соцреализма.

Хрестоматийные полотна советских художников официально приобретались государственными музеями. Но художникам заказывали копии самых востребованных картин. И эти копии сейчас тоже в цене. Пример тому — картина главного художника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки Якова Ромаса «На плоту». Это авторское повторение сделанной в 1947 году и приобретенной Третьяковской галереей работы было продано не так давно за‑$135 000.

Галерист Леонид Шишкин, через которого и была реализована картина Ромаса, утверждает, что высокий потенциал у работ художников «с ярко выраженной, понятной индивидуальностью». «Цены на них будут расти не в разы, а на порядок», — говорит он. К перспективным с точки зрения инвестиций Шишкин относит, например, картины таких недорогих пока художников, как Евсей Решин, Екатерина Зернова и Константин Вялов.

«Весьма сложно найти качественную, но недорогую работу старых русских художников, столь же сложно выбрать что-то достойное среди работ современных авторов, а качественную работу в духе соцреализма очень даже можно», — ободряет Марина Лошак, куратор галереи Гари Татинцяна.

Эксперты добавляют, что, помимо соцреалистов второго плана, есть еще графика и этюды тех же академиков или же произведения советских карикатуристов и графиков — они стоят от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов, и это по карману даже не самым богатым коллекционерам.

Но чем ниже опускаешься по ценовой лестнице, тем сложнее оценить инвестиционный потенциал работы — очень много неописанных и не включенных ни в какие каталоги авторов. Покупать их следует аккуратно, обязательно проконсультировавшись с экспертами. Прежде чем начать коллекционировать соцреализм, лучше изучить его историю и доступные каталоги. Это правило действует и для художников любой другой эпохи. Как, впрочем, и еще одно: покупайте то, что нравится лично вам.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться