03.11.2005 00:00

Такова реальность

Роман Фролов Forbes Contributor
Цены на соцреализм за пару лет утроились. Эксперты утверждают, что это далеко не предел

В это трудно было поверить еще 10 лет назад. да что там — даже пять лет назад соцреализм с его идеологическим подтекстом казался коммерчески неперспективным. Изображения рабочих, колхозников и вождей мирового пролетариата недорого сбывали иностранцам в качестве сувениров наравне с комсомольскими значками и хохломой.

Но прошло время, и лучшие образцы соцреализма стали появляться на мировых аукционах, а цены на некоторые полотна подскочили до сотен тысяч долларов. Работа «Ода весне» Александра Дейнеки была продана в 2004 году на Sotheby’s за £106 400 ($191 000), превысив верхнюю границу эстимейта на 30%. А годом раньше московская Галерея Леонида Шишкина продала за $135 000 авторскую копию знаменитой работы Александра Герасимова «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле».

Откуда такой ажиотаж? Интерес к социалистическому реализму зародился на Западе на излете советских времен. Эмигрировавшие в США художники Виталий Комар и Александр Меламид, изобретатели термина «соц-арт» (по аналогии с поп-артом), высмеяли советское искусство и сняли табу на соцреализм — он перестал восприниматься исключительно как пропаганда. В конце 1980-х — начале 1990-х на Запад хлынул поток вывозимых частным образом работ, дабы удовлетворить тогдашний спрос на все советское — многое было продано за гроши. Иностранцы, работающие в России, этот интерес поддерживали. Один из страстных коллекционеров соцреализма — Дерк Сауэр, основатель издательского дома Independent Media.

Наконец, пару лет назад советским искусством заинтересовался и российский средний класс. Для нынешних покупателей уже нет никаких табу: соцреализм — это ностальгия. Их привлекают невысокий уровень цен на рядовые полотна советских художников и «жизнеутверждающий пафос» картин. Такими полотнами хорошо украшать стены загородных домов и пентхаусов. Многие работы покупают бизнесмены для подарков политикам и высокопоставленным чиновникам. Ирония истории: соцреализм органично смотрится в их кабинетах.

Важное преимущество соцреализма: установить происхождение произведений, относящихся к этому жанру, легко. Часто бывают живы сами авторы и уж тем более их наследники или искусствоведы, лично знавшие художников. «Здесь почти нет и не может быть чудесно потерявшихся, а потом чудесно найденных работ, как это иногда случается, например, с картинами старых мастеров», — говорит Юрий Тюхтин, владелец галереи с многозначительным названием «СОВКОМ». Большинство работ делалось на заказ, и висели они в госучреждениях, поэтому их историю можно проследить совершенно прозаическим путем — по накладным и квитанциям. Все громкие работы хорошо известны, а рядовые картины пока стоят не так дорого, чтобы имело смысл их подделывать.

Сам по себе рынок огромный — за время существования СССР профессиональных художников было несколько тысяч. И это, безусловно, затрудняет выбор — как во всем ворохе предложений отличить гениальную работу от банального ремесленничества?

К самым ценным относят работы так называемых академиков — действительных членов Академии художеств (АХ), лауреатов государственных премий, одним словом, художников, признанных советской властью. Это Александр Дейнека, Александр Герасимов, Дмитрий Налбандян, Юрий Пименов, Гелий Коржев, Николай Ромадин, Яков Ромас.

Работы народного художника СССР и действительного члена АХ Налбандяна, одного из немногих, кому дозволено было рисовать Сталина с натуры, еще 12 лет назад продавались за пару тысяч долларов. К 2003-му цены выросли до $10 000, а сейчас достигли $20 000–30 000.

Интересна история со «Сталиным и Ворошиловым» Герасимова (за эту картину художник получил в 1941 году Государственную Сталинскую премию). Три года назад Леонид Шишкин готовил стенд своей галереи на антикварном салоне. Пока он был занят, к нему подошел знакомый и предложил купить авторскую копию знаменитой картины Герасимова за $30 000. Шишкин согласился, не торгуясь. А впоследствии выяснилось, что продавец, знавший интерес Шишкина к Герасимову, просто увидел полотно на одном из соседних стендов салона и купил его всего за‑$3000.

Картины знаменитого пейзажиста, кавалера орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Николая Ромадина за последние два года выросли в цене с $2000–4000 до $15‑000–20 000. Некоторые выдающиеся его работы доходят до $50 000.

[pagebreak]

Но это классики социалистического жанра, а как обстоят дела с менее известными художниками? Недооценены, по мнению Юрия Тюхтина, представители так называемого сурового стиля. Это течение возникло в конце 1950-х годов, когда героями полотен стали люди суровых профессий, но не Стахановы, а безымянные летчики, геологи и строители. Из пока недорогих авторов того времени Тюхтин выделяет Петра Оссовского, Виктора Иванова, Эдуарда Браговского. По словам галериста, за последний год цены на их работы выросли с $5000 до $10 000–15 000 и вырастут еще как минимум до $25 000.

Яркий представитель «сурового стиля» — Виктор Попков, автор монументального полотна «Строители Братской ГЭС». По словам Тюхтина, еще два года назад за его картины давали $2000. А минувшей весной на аукционе Sotheby’s в Лондоне «Электрики» Попкова ушли за £14 400 ($26 000). Вообще-то «настоящее» полотно художника хранится в одном из петербургских музеев, в Лондоне же была продана его ранняя авторская версия — ситуация, характерная для рынка соцреализма.

Хрестоматийные полотна советских художников официально приобретались государственными музеями. Но художникам заказывали копии самых востребованных картин. И эти копии сейчас тоже в цене. Пример тому — картина главного художника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки Якова Ромаса «На плоту». Это авторское повторение сделанной в 1947 году и приобретенной Третьяковской галереей работы было продано не так давно за‑$135 000.

Галерист Леонид Шишкин, через которого и была реализована картина Ромаса, утверждает, что высокий потенциал у работ художников «с ярко выраженной, понятной индивидуальностью». «Цены на них будут расти не в разы, а на порядок», — говорит он. К перспективным с точки зрения инвестиций Шишкин относит, например, картины таких недорогих пока художников, как Евсей Решин, Екатерина Зернова и Константин Вялов.

«Весьма сложно найти качественную, но недорогую работу старых русских художников, столь же сложно выбрать что-то достойное среди работ современных авторов, а качественную работу в духе соцреализма очень даже можно», — ободряет Марина Лошак, куратор галереи Гари Татинцяна.

Эксперты добавляют, что, помимо соцреалистов второго плана, есть еще графика и этюды тех же академиков или же произведения советских карикатуристов и графиков — они стоят от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов, и это по карману даже не самым богатым коллекционерам.

Но чем ниже опускаешься по ценовой лестнице, тем сложнее оценить инвестиционный потенциал работы — очень много неописанных и не включенных ни в какие каталоги авторов. Покупать их следует аккуратно, обязательно проконсультировавшись с экспертами. Прежде чем начать коллекционировать соцреализм, лучше изучить его историю и доступные каталоги. Это правило действует и для художников любой другой эпохи. Как, впрочем, и еще одно: покупайте то, что нравится лично вам.

Новости партнеров