К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Арт-подсчет


Первый мировой рейтинг самых дорогих произведений искусства. Какие выводы?

В рейтинге самых высокооплачиваемых звезд, составляемом американским Forbes, есть актеры, певцы, спортсмены и писатели. Но ни одного мастера изобразительных искусств. Употребление эпитета «бедные» по отношению к художникам действительно оправданно, финансовая оценка их гения и трудов редко оказывается значительной при жизни, стоимость созданных ими работ, как правило, увеличивается только после их смерти. Если взять 500 самых дорогих предметов искусства в мире, то выяснится: из 104 авторов, чьи работы попали в этот список, на сегодняшний день живы лишь четверо. И самому молодому из них — американцу Брюсу Науману — сейчас 64 года.

Лидирует же в рейтинге мастеров Пабло Пикассо, совокупная стоимость 65 работ которого равна $1,1 млрд. Это наглядная иллюстрация бессмертности наследия великих художников — никто из музыкантов, артистов кино и спортсменов не в состоянии получить сопоставимую рыночную оценку своих талантов ни при жизни, ни тем более после смерти.

Рейтинг 500 самых дорогих произведений искусства составила компания Kunst Asset Management GmbH, проанализировав результаты публичных аукционов за последние 20 лет. Forbes впервые публикует результаты исследований, а также список первых 100 из пяти сотен работ, попавших в рейтинг.

 

Предметы искусства часто относят к одному из видов альтернативных инвестиций. Инвестиционный характер арт-рынка сложно оспаривать — сотни тысяч коллекционеров и тысячи профессиональных посредников и инвесторов проводят миллионы сделок ежегодно, объем аукционной торговли предметами искусства превышает $6 млрд в год. А есть еще частные сделки, совершаемые напрямую между коллекционерами или через галереи и на крупных выставках вроде «Арт Базель» и «Арт Маастрихт». В то же время с профессиональной точки зрения рынок предметов искусства так же не похож на инвестиционную деятельность, как торговля вином или щенками. Во-первых, предметы искусства нельзя оценивать по денежному потоку, который они самостоятельно «генерируют»: мировой шедевр не приносит дивидендов, процентов или рентного дохода. Наоборот, он лишь отнимает деньги: на страхование, хранение в специальных климатических и световых условиях, реставрацию и охрану.

Во-вторых, предметы искусства имеют низкую ликвидность. Цена шедевров определяется на крупных международных аукционах. Известные картины редко перепродаются. За последние 10 лет на публичном рынке, например, было зарегистрировано всего 29 повторных сделок с предметами искусства из списка 500 наиболее дорогих работ.

 

И в-третьих, этому рынку свойственны давно забытые на других инвестиционных рынках риски вроде риска аутентичности (можно купить подделку) или обременения (вдруг оказывается, что картину нельзя вывезти из страны и т. д.).

Одним словом, нет ничего удивительного в том, что профессиональные финансовые инвесторы обходят арт-рынок стороной, а инвестиционные фонды, специализирующиеся на вложениях в предметы искусства, часто сталкиваются с проблемами еще на стадии привлечения капиталов. Да и в целом, если подходить с позиций биржевика или финансиста, инфраструктура этого рынка кажется архаичной. Он так и не подпал под жесткое регулирование государства. Он сохранил транзакционные затраты для покупателей и продавцов на «средневековом» уровне — 8–20% от стоимости сделок. На фоне других инвестиционных рынков арт-рынок едва видно в микроскоп — совокупная стоимость 500 самых дорогих шедевров равна $6,3 млрд. Это меньше, чем, например, рыночная капитализация компании «ВымпелКом».

При отсутствии прогресса в организации рынка поражает умопомрачительный рост цен на мировые шедевры. В 1958 году арт-рынок был потрясен суммой в £220 000, уплаченной известным бизнесменом и коллекционером Полом Меллоном за картину Сезанна «Мальчик в красном жилете». Эта цена была в пять раз выше предыдущего рекорда, который сам по себе казался заоблачным. Была ли при этом выложенная Полом Меллоном сумма безумной? Сегодня, 47 лет спустя, стоит признать, что вовсе нет. В нынешних ценах это $4,2 млн, что ниже пороговой цены в списке 500 самых дорогих произведений искусства ($5,8 млн). А при нынешнем уровне цен на картины Сезанна «Мальчик» был бы оценен во много раз дороже.

 

Мир теперь сотрясают ценовые рекорды совершенно другого уровня. По иронии судьбы также имеющая «мальчишеский» сюжет картина Пикассо «Мальчик с трубкой» была продана в мае 2004 года за $104,2 млн — это абсолютный исторический максимум аукционных торгов. Если же брать аукционные рекорды, приведенные к реальным ценам (с учетом инфляции и т. д.), то пальма первенства отойдет к картинам Ван Гога и Ренуара, приобретенным в мае 1990 года японским магнатом Рэй Сайто (см. список 100 самых дорогих шедевров). Встает резонный вопрос: насколько оправданны нынешние цены?

Оценивая произведения великих мастеров, можно исходить из следующей формулы: рыночная цена предмета искусства — это сумма справедливой стоимости и премии за иррациональность, умноженная на так называемый провенанс-множитель. Последний изменяется в диапазоне от 0 и до 1 — сомнение в провенансе, то есть подлинности картины, может свести к нулю ее рыночную стоимость.

[pagebreak]

Фактор иррациональности («цены восприятия») при покупке предмета искусства очень важен. Тот же Сайто, заплативший $82,5 млн в 1990 году за «Портрет доктора Гаше» Ван Гога, купил картину просто потому, что, по его словам, изображение доктора понравилось ему, он увидел в нем себя.

Что же касается «справедливой цены», то она определяется экспертной оценкой. Эксперты аукционных домов устанавливают диапазон оценочной стоимости работ в преддверии торгов, к экспертам обращаются банки и страховые компании для оценки залоговой и страховой стоимости арт-актива и т. п. Насколько оценки объективны? Настолько, насколько объективно любое другое мнение. Добавьте сюда еще и конфликт интересов, который часто возникает у оценивающих работы экспертов. Многие знаменитые оценщики работают в крупных международных аукционных домах и дилерских компаниях, бизнес-модель которых построена на взимании с клиентов комиссии, зависящей от цены. В этой ситуации эксперты, с одной стороны, должны давать справедливую оценку стоимости работы для клиента, а с другой — увеличивать доход своего работодателя.

 

Изучив цены на 500 самых дорогих за последние 20 лет картин, можно сделать ряд занятных выводов.

Пейзаж и абстракция — наиболее распространенные сюжеты работ, попавших в список. На них приходится соответственно 27% и 14% всех работ в KunstAM Тор 500. Пейзажи попадают в рейтинг в шесть с лишним раз чаще, чем натюрморты, а женские портреты — в два с половиной раза чаще, чем мужские. Французы и испанцы доминируют в рейтинге — 209 и 82 шедевра соответственно. В списке KunstAM Top 500 три российских художника (Кандинский, Явленский, Малевич), а также два художника, классифицированных как российско-французские (Шагал и Сутин). В общей сложности рейтинг KunstAM Top 500 включает 10 написанных этими пятью мастерами работ, однако по стоимости «российская команда» не дотягивает до десятки самых высоко оцененных рынком «национальных команд». Их средняя «стоимость» составляет $21,8 млн. У американцев, замыкающих десятку самых дорогих «национальных сборных», — $29,3 млн.

Как возраст художника соотносится с ценой его работ? Наиболее продуктивный возраст для создания шедевров — это периоды 35–39 лет и 50–54 года. Самым плодотворным оказался 51 год — в этом возрасте написаны 32 шедевра из списка KunstАМ Тор 500, или 6,4% от всех работ. Лишь несколько картин были созданы мастерами в возрасте до 25 лет.

Размер тоже имеет значение. Дороже ценятся картины средней величины (от 0,75 до 1 кв. м). Необычно дороги миниатюры (до 0,25 кв. м), возможно, потому, что их удобно перемещать и дешевле хранить. Наконец, важен «шум», который создается вокруг картины или художника. Этот фактор просчитать сложнее, но очевидно, что дороже стоят картины, имеющие яркую и легко воспринимаемую идею. Чем шире круг владельцев картин, тем лучше. Из анализа списка KunstАМ Тор 500 следует, что авторы и художественные течения с наибольшим числом работ и широкой географией позволяли сформировать более высокую цену, чем небольшие коллекции, находящиеся в одних руках.

 

Больше ценятся предметы, как-то связанные с известными людьми, сценами, анекдотами или переломными моментами в истории искусств (начало или конец течений, стилей, художественных техник и технологий). В качестве экстремального примера можно привести продажу картины Ван Гога «Ирисы» в 1987 году по неслыханной на то время цене — $53,9 млн (в реальных ценах эта работа до сих пор остается четвертым самым дорогим шедевром). Столь высокую цену обеспечило стечение нескольких обстоятельств. Во-первых, работа попала на рынок из коллекции Джоан Уитни, прославившейся своим аристократическим (по американским понятиям) происхождением и покупкой известной бейсбольной команды New York Mets. Во-вторых, аукцион состоялся в тот момент, когда в обществе шла дискуссия на тему «гениальности сумасшествия» — работа над «Ирисами», согласно исследованиям многих искусствоведов, как раз пришлась на один из периодов «нестабильного» психического состояния Ван Гога. Результат: рынок не сомневался в аутентичности работы, предложил максимальную премию за иррациональность и нашел достойного покупателя.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+