Человек-инкубатор

Ирина Телицына Forbes Contributor
Что можно сделать, имея на руках радиопередатчик? Бизнесмен из Екатеринбурга МИХАИЛ БАБИН смог вырастить шесть разных видов бизнеса

Если вы окажетесь в Екатеринбурге, то рано или поздно воспользуетесь услугами одной из компаний, входящих в группу «Технология ресурсов». Эти фирмы перевозят пассажиров и грузы, дают справки населению, чинят сантехнику и электропроводку, объясняют, как получить кредит в банке. Что объединяет все эти компании? Создатель группы Михаил Бабин говорит: общий ресурс.

Заниматься бизнесом Бабин начал задолго до появления у него и «технологии», и «ресурсов», в конце 1980-х. Тогда он организовывал концерты. Первое неподвальное выступление группы «Наутилус Помпилиус», например, — его рук дело. И первый автомобиль он купил, когда за месяц умудрился провести 68 концертов группы «Сталкер» на всех площадках Свердловска и области. Свернул же эту бурную деятельность Бабин после того, как не смог продать билеты на Аллу Пугачеву. Спонсор концерта — предприятие «Уралмаш» — настоял на том, чтобы певица выступала на заводском стадионе. К началу 1990-х зрители уже обожглись на поддельных «ласковых маях» и просто не поверили, что на футбольном поле в свердловской промзоне появится сама примадонна советской эстрады. А вы бы поверили?

Завязав с концертами, Бабин из бизнеса не ушел. К 1996 году после нескольких не очень удачных торговых проектов он остался практически без денег, зато с радиопередатчиком и семью переносными радиотелефонами («радиостанциями»). «Для того чтобы начать бизнес, достаточно тех денег, что есть в кармане, — разъясняет свое тогдашнее положение Бабин. — Конечно, если собираешься строить сеть аэропортов, их не хватит. Но семечками торговать точно можно. Надо просто оценивать свои ресурсы». Собственно, радиоаппаратура и стала его первым «ресурсом».

Как его использовать? Бабин посадил за радиопередатчик девушку, дал ей в руки телефон — так появилась служба «Справочное 19», первая в своем роде в Екатеринбурге. Сейчас, спустя 10 лет, тот проект выглядит совсем уж архаичным: владельцы переносных радиотелефонов, установленных в основном в машинах, вносили абонентскую плату ($10 в месяц) и пользовались услугами голосовой почты. То есть оставляли дежурной сообщения, а та передавала их по обычному городскому телефону. Также абоненты могли наводить у оператора справки: адреса, расписания, номера телефонов и многое другое.

Как только в Екатеринбурге появились другие коммерческие справочные, Бабин придумал более изысканную услугу. Он лично натренировал диспетчеров искать в интернете информацию по любому запросу: если требуется узнать, сколько стоит бензин в Краснодаре, то оператор выясняет это на интернет-чате краснодарских автолюбителей. Самый экзотический запрос в истории справочной — где взять штамм калифорнийского червя (оказалось, их разводит один любитель под Новосибирском). Стоимость услуги — 60 рублей за минуту. Впрочем, пользуются ей, по признанию Бабина, мало.

Зато мощности разросшейся справочной эксплуатируются другими компаниями Михаила Бабина. Фактически теперь это единая диспетчерская. Радиопередатчиков в ней давно нет, вместо одного оператора на телефонах круглосуточно дежурят восемь. Бесперебойность их работы обеспечивают два интернет-провайдера, линии от двух альтернативных операторов, танковый аккумулятор и бензогенератор. В месяц справка приносит около $7000. И это теперь самый мелкий бизнес Бабина.

Что дает предпринимателю основные деньги? Например, компания, занимающаяся грузоперевозками, которую он создал на базе справочной. «Я исхожу не из того, что бы еще такого придумать, а из того, как еще можно использовать тот ресурс, который у меня есть», — говорит Бабин. Схема простейшая: он договорился с водителями пяти «газелей» о том, что диспетчеры станут снабжать их заказами за 10–15% комиссионных.

Грузоперевозки оказались золотым дном. Сейчас в фирме (ее назвали «Грузов и К») уже 300 автомобилей, которые обслуживают 120 клиентов, из них 20 — постоянные. В прошлом году на «Грузов и К» приходилось 28% от ежемесячной прибыли «Технологии ресурсов», по итогам сентября — уже 58%. За счет чего такой рост? Например, фирма открыла точки приема заказов на крупном екатеринбургском строительном рынке и при только что появившемся мелкооптовом гипермаркете Metro.

«Грузов и К», как и выделившийся из нее в 2002 году «Большегруз» (специализация — крупногабаритные грузы), развозит заказы по всей стране. Три года назад у нее появился филиал в соседней Перми. Но тиражировать опыт географической экспансии Бабин пока не собирается.

Раз можно возить грузы — почему бы не возить и людей? В 1999 году Бабин открыл на базе все того же «Справочного 19» службу такси по вызову. Поначалу, как и в случае с грузовыми перевозками, проект «Такси-город» использовал чужих водителей с машинами. Теперь на компанию работают 90 таксистов со своими автомобилями и 30 водителей, использующих автопарк «Такси-города». В месяц эта фирма приносит Бабину порядка $200‑000 выручки. В Екатеринбурге 15 компаний предоставляют услуги такси, но Бабин, по его словам, в прошлом году контролировал 25% рынка.

Цены у него не низкие, и конкурировать с более мощными игроками, «Урал-Автолайном» например, Бабин пытается за счет сервиса. Его служба такси единственная в Екатеринбурге берется за организацию встречи в аэропорту любого другого города. Для этого, впрочем, нужно всего лишь позвонить в место прибытия и договориться с тамошним оператором. «Конкуренция идет не на уровне ресурсов, а на уровне мозгов», — убежден предприниматель.

На этом выдумки не заканчиваются. Проанализировав провалы в суточной выручке такси, Бабин договорился с розничными сетями о ночной доставке алкоголя страждущим, а с корпоративными клиентами — о дневном трафике. Взять тот же гипермаркет Metro: «Такси-город» развозит теперь его сотрудников. «Все уже изобретено. Но новые сочетания могут дать неожиданный эффект», — выдает Бабин очередную свою максиму.

Бабин не только сам придумывает, как выжать деньги из уже имеющихся компаний, — он и своих сотрудников заставляет искать новые возможности. Как? Например, постоянно раздает подчиненным только что вышедшие книги по бизнесу, чтобы те перенимали чужие знания и опыт. Есть и менее традиционные пути. Бабин может пригласить менеджера в лес, пройти с ним сотню метров и затем спросить, что тот заметил. «Первое время все, как динозавры, фиксируют только движущиеся предметы. Только с третьего-четвертого раза начинают замечать детали», — говорит предприниматель.

Сам Бабин оглядывается по сторонам постоянно. В 2003 году он высмотрел в Перми компанию «Муж на час» — мастер приезжает по вызову и делает мелкий ремонт. Чтобы раскрутить «Мужа на час» в Екатеринбурге, Бабин устроил небольшую провокацию — инициировал жалобы жителей на щиты фирмы с «аморальной» рекламой. Эффект был достигнут: об услуге «Муж на час» сообщили по НТВ, РТР и во всех местных СМИ. Правда, слава докатилась и до Перми — и основатель пермской компании потребовал от Бабина сменить название (новый вариант — «Мистер Мастер»).

Потом Бабин заметил, что население стало активно брать потребительские кредиты, и ввел услугу «Честный кредит». Теперь этот бизнес разделился надвое. «Единая справочная кредитов» по-прежнему отвечает на вопросы желающих взять ссуду горожан (все удовольствие — 35 рублей за минуту). А другое направление, «Финанс-Мастер», работает кредитным брокером — помогает получить заем за 1–2% от запрашиваемой суммы.

Освоив, кажется, все мыслимые разновидности справок и связанных с этим услуг, Бабин решил заняться производством. В «Технологии ресурсов» составили список из 200 потенциально интересных автолюбителям товаров — от профессиональной одежды до одноразовых ковриков, впитывающих грязь.

Есть ли у всех этих затей перспективы? Бабин считает, что есть. А принесут ли они деньги, его не слишком волнует. В этом году он решил, что развиваться надо по венчурному принципу: вкладывать по минимуму в большее количество проектов. Выживут примерно 20% проектов, но они покроют затраты на вымершие. По крайней мере, так пишут в книгах — это технология. А ресурс для развития у Бабина теперь имеется — общая выручка группы «Технология ресурсов» должна составить в этом году $6,8 млн.

Новости партнеров