К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Мал золотник


Даже если вы любите рисковать, не пытайтесь сами покупать акции второго эшелона. Лучше доверьтесь паевым фондам

Год для Михаила Хабарова, генерального директора компании «Альянс РОСНО Управление активами», начался с очередей в холле офиса компании. Это были клиенты, желающие приобрести паи нового фонда «Альянс РОСНО — Акции второго эшелона», интервал которого открылся с 15 января (сам фонд начал работу с 15 декабря 2005 года). «Такого столпотворения никогда не видели», — признается Хабаров.

Акции компаний малой капитализации (их еще называют акциями второго эшелона) становятся все более популярными среди розничных инвесторов. Кроме «Альянса РОСНО», в 2005 году фонды, ориентированные на акции второго-третьего эшелонов, зарегистрировали DWS Investments, Renaissance Capital Asset Management (RCAM), «Финам» и «Тройка Диалог». За последний год число таких фондов почти удвоилось — с 7 до 13.

Откуда ажиотаж? Ведь в 2005 году «голубые фишки» принесли инвесторам больший доход, чем акции второго эшелона: индекс РТС вырос более чем на 80%, а индекс РТС-2, в расчет которого и входят акции компаний малой капитализации, — лишь на 70%. «В наступившем году российский рынок будет расти не за счет «голубых фишек» — они уже и так хорошо оценены, а за счет акций второго эшелона», — уверяет Алексей Шкрапкин, генеральный директор УК «Капиталъ». В расчете на этот рост открытый ПИФ «Капиталъ — Перспективные вложения» под управлением УК «Капиталъ» в последний год активно покупает в свой портфель наряду с «голубыми фишками» акции второго эшелона.

 

Однако большинство российских фондов, рассчитанных на работу с акциями второго эшелона, — не открытые ПИФы, а интервальные, продающие свои паи инвесторам лишь раз в квартал. Почему? Дело в том, что в портфель фондов акций второго эшелона приходится включать в основном акции компаний низкой ликвидности, то есть не имеющие признаваемых котировок на каждый день. А правила работы открытых паевых фондов (установленные ФСФР) позволяют иметь в портфеле не более 10% таких акций. Интервальным ПИФам ФСФР разрешает держать до 50% низколиквидных бумаг.

Тем не менее управляющие российскими фондами жалуются, что даже в таких условиях создать фонд, состоящий исключительно из акций компаний малой капитализации, трудно: интересных бумаг не так много, как хотелось бы. А те, что есть, нелегко купить и продать. Поэтому некоторые менеджеры включают в портфели своих фондов и акции компаний малой капитализации, и классические «голубые фишки», тем более что такие вложения позволяют поддерживать хорошую доходность малых ПИФов. Например, в портфель фонда «КИТ — Фонд акций второго эшелона», помимо собственно акций компаний второго эшелона (например, Зейской ГЭС, «Уфанефтехима» и «Сахалинморнефтегаза»), входят также акции «Газпрома», «Норильского никеля» и Сбербанка (данные на 20 января 2006-го). «С помощью «голубых фишек» мы поддерживаем ликвидность фонда, чтобы можно было погашать паи. К тому же эти бумаги в прошлом году показывали неплохую доходность», — объясняет покупки Владимир Цупров, директор департамента управления активами компании «КИТ-Финанс».

 

Остальные акции менеджерам фондов приходится подбирать в свой портфель буквально вручную. Цель — отыскать те, которые смогут «выстрелить». Поскольку этот процесс более трудоемкий, чем управление фондом «голубых фишек», логично было бы предположить, что и комиссии в фондах акций малой капитализации тоже будут выше (по крайней мере так обстоят дела в западных фондах акций малой капитализации). Однако на практике комиссии российских управляющих ничем не отличаются от комиссий, которые они берут за управление обычными фондами высоколиквидных акций. Свою скромность российские управляющие объясняют необходимостью приучить розничных инвесторов к новой разновидности фондов: «Эти фонды — дело будущего. Пока нужно просто объяснить людям, как они работают», — говорит Елена Логинова, генеральный директор DWS Investments. Минимальный взнос в фонды акций компаний малой капитализации под управлением российских УК — от $1000 до $3000.

Самый главный вопрос: как происходит отбор акций? Сначала менеджеры фонда определяют перспективные отрасли, которые будут расти быстрее, чем экономика в целом. «Если отрасль в целом не растет, инвестиции в выбранную вами акцию вряд ли будут успешными», — объясняет Логинова. После этого отбираются конкретные акции, которые, по мнению аналитиков, имеют наибольший потенциал роста. Например, в УК «Тройка Диалог» акции компаний в интересующей отрасли отбирают, глядя на отношение капитализации компании к перспективам роста ее прибыли (усложненный вариант коэффициента P/E — отношения капитализации к чистой прибыли). Чем меньше, тем лучше. Окончательное решение о покупке акции и ее доле в портфеле фонда менеджеры принимают после оценки ее ликвидности и рисков, которым подвергается бизнес компании.

Как выбрать наилучший фонд акций малой капитализации? Это нелегко, так как подавляющее большинство фондов работает менее года и доходность их работы еще не известна. Из-за отсутствия истории — самого надежного критерия отбора успешного фонда — приходится выбирать по другим показателям. В первую очередь оцените размер и историю самой управляющей компании, говорит Михаил Хабаров. Он не советует доверять деньги управляющей компании, если у той под управлением меньше $300 млн. Посмотрите также, какую доходность приносили другие фонды под управлением компании по сравнению с аналогичными фондами других компаний. Елена Логинова из DWS Investments советует встретиться и побеседовать с командой управляющих фондом, если речь идет о большой сумме инвестиций на длительный срок.

 

Что еще важно? «Поинтересуйтесь, может ли менеджмент фонда оперативно покупать и продавать низколиквидные бумаги. Узнайте, со сколькими брокерскими компаниями работает УК, какие лимиты на нее выставляются, обслуживание какого класса брокеры ей предлагают», — советует Андрей Мовчан, президент RCAM. Чем больше крупных брокеров работает с управляющей компанией, тем лучше (высококлассные УК работают с 5–10 брокерскими компаниями). Обратите также внимание на структуру активов фонда. Будьте осторожны: особенно рискованны вложения в фонды акций второго эшелона, в чьих портфелях сильно «перевешивает» одна отрасль. Например, интервальный фонд «Телеком Капитал» под управлением «Интерфин Капитал», ориентированный на акции компаний фиксированной связи, телекоммуникаций, информационных технологий и смежных отраслей, в 2005 году показал доходность в 43% — в два раза хуже индекса РТС. Это, впрочем, не означает, что через несколько лет такой фонд не обгонит индекс, — все зависит от срока, на который вы инвестируете. «Диверсификация не всегда полезна, но акции компаний малой капитализации — как раз тот случай, — говорит Мовчан. — Ведь каждая маленькая компания живет своей жизнью, и цена ее акций меньше связана с ценой акций других малых компаний». Этим акции компаний второго и третьего эшелона выгодно отличаются от «голубых фишек», чутко реагирующих на изменения макроэкономических данных и инвестиционного климата.

Наконец, последний совет: не ждите от фондов акций малой капитализации быстрой отдачи. «Результаты хорошей работы управляющей компании с фондом акций малой капитализации могут проявиться и через несколько лет», — говорит Андрей Мовчан. Результаты плохой работы, к сожалению, станут ясны не раньше.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+