03.03.2006 00:00

Лучшее из архива Forbes: Морской бой

Иван Голунов Forbes Contributor
Бывший старпом Лебедев готов «доставить» своих клиентов в любую точку света - на тренажере фото Алексея Морозова для Forbes
Может ли российская фирма снабжать навигационным оборудованием и тренажерами флотилии НАТО? Три моряка из Петербурга доказали: легко

Рулевого слепят бьющее в глаза солнце и снежная равнина вокруг. Сухогруз ползет по узкой полосе воды с плавающими в ней крупными льдинами. В километре впереди ледокол прокладывает путь каравану. Толстый лед острыми выступами грозит сухогрузу. До него — какие-то десятки метров. Ошибка рулевого — и грузное судно, неуловимо изменив курс, касается ледяного «берега». Пол рубки вздрагивает, зловещий скрежет слышен каждому на мостике. Катастрофа! Но вместо того, чтобы бежать к шлюпкам, присутствующие выключают экраны, и ходовой мостик превращается в обычную комнату, уставленную странным для непосвященного оборудованием. Курсанты Морской академии имени адмирала Макарова готовятся еще раз повторить упражнение «движение за ледоколом вдоль кромки сплошного льда».

Тренажер петербургской компании «Транзас» позволяет морякам отрабатывать любые ситуации в океане или в порту. На нем изучают буксировку, швартовку одного корабля к другому в шторм в открытом море, отражение нападения террористов... Можно «проплыть» по Неве под разведенными мостами в белую ночь, а через пять минут, нажав несколько клавиш, уже входить в закатную бухту Сан-Франциско. В 300 учебных центрах по всему миру установлены 1700 тренажеров «Транзаса» (их цена доходит до нескольких миллионов долларов). Компания с годовым оборотом более $100 млн контролирует, по собственным оценкам, 30% мирового рынка морских гражданских тренажеров и корабельных навигационных систем.

Основатели «Транзаса» 15 лет назад ходили на судах Балтийского морского пароходства (БМП). Второй помощник капитана Николай Мужиков между вахтами писал для персонального компьютера Commodore программу автоматической прокладки курса судна. Где-то на краю земли капитан контейнеровоза Евгений Комраков развлекался, разрабатывая на «бейсике» программу, имитирующую работу судового радара. Оба не скрывали хобби от сослуживцев, и когда старший помощник капитана танкера Николай Лебедев в 1987 году принес в службу рацпредложений пароходства собственную программу расчета остойчивости судов, секретарша заметила: «Тут еще пара таких же чокнутых ходит, может, вам познакомиться?» Рационализаторы подружились и начали обмениваться идеями, насколько позволяла их работа на разных судах.

В начале 1990 года одно из немецких мореходных училищ неожиданно для Комракова изъявило желание купить его программу «радарного тренажера». Заплатили, вспоминает Комраков, «какие-то копейки», но вслед за немцами выстроилась очередь их коллег из Испании, Швеции, Великобритании и Нидерландов.

Стало ясно, что хобби перерастает в серьезный бизнес. Моряки-изобретатели навсегда сошли на берег и вместе с двумя начальниками отделов из петербургского НПО «Аврора» (разработчик оборудования для военных и гражданских кораблей) создали фирму, которую назвали «Транзас» (Transport Safety Systems — «Транспортные системы безопасности»). Арендовав несколько комнат в здании БМП, наняли 15 программистов. Начальные инвестиции, около $50 000, частью наскребли из собственных сбережений, частью заняли у знакомых.

Первым продуктом компании стала навигационная система Navi-Master на основе программы прокладки курса, над которой Мужиков корпел по ночам в каюте. Клиентов нашли по старым связям. Первый Navi-Master бесплатно установили на пароме «Анна Каренина», принадлежавшем тому же БМП. После этого Лебедев обзвонил знакомых в портах от Южно-Сахалинска до Таллина — так у «Транзаса» появилось 20 дистрибьюторов. Все они в качестве примера рассказывали клиентам о Navi-Master, работающем на «Анне Карениной».

В начале 1990-х навигационная система «Транзаса» оказалась для моряков открытием. Программы прокладки курса существовали и до Navi-Master, но они работали на больших ЭВМ, которые стояли далеко не на каждом корабле. «Транзас» предложил систему, работающую на обычной «персоналке». «У нас образовался отрыв от конкурентов на несколько лет», — утверждает Мужиков.

Морские связи помогли «Транзасу» и на внешнем рынке. Капитан британского торгового флота Майк Роббинс по предложению своих русских знакомых возглавил зарегистрированную в порту Саутгемптон фирму Transas Marine Ltd. Через Роббинса петербуржцы начали продавать Navi-Master владельцам яхт.

Уже в 1993 году «Транзас» продал в России и за рубежом полторы сотни экземпляров Navi-Master более чем на $1‑млн. Однако распространению Navi-Master мешало отсутствие у «Транзаса» коллекции электронных карт, где были бы обозначены глубины, рифы, акватории портов в любой точке планеты. Полное собрание морских карт — редкость. Исчерпывающим комплектом бумажных карт всех морей и океанов планеты располагают лишь три страны — Великобритания, США и Россия. Хозяева «Транзаса» не мелочились: наняв специалиста по лицензиям в Microsoft, они приступили к покупке прав на использование карт из коллекций по всему миру. Раскрывать, сколько потратили тогда денег, предприниматели категорически отказываются, зато охотно рассказывают, что на «оцифровку» купленного ушло 2,5 млн человеко-часов. Карты переводили в электронный вид в две смены около четырех лет, зато когда в середине 1990-х Росморфлот рекомендовал владельцам российских судов использовать электронные карты в векторном (самом современном) формате, самая большая их коллекция оказалась у «Транзаса». Сейчас электронная библиотека «Транзаса» насчитывает более 13 000 карт. Больше только у итальянской компании C-map — около 18 000. Один из первых экземпляров электронно-картографической системы, как и первый Navi-Master, «Транзас» отдал бесплатно — Федеральному космическому агентству для станции «Мир».

Реклама новинке была обеспечена, но в 1990-х к российским компаниям на Западе относились настороженно. Поэтому компания сразу стала позиционировать себя как международная. Так, в 1996 году зарегистрированная в Швеции фирма Transas Scandinavia AB выиграла заказ на установку навигационных систем на 117 кораблей ВМФ Швеции. В 2001 году одно из европейских подразделений «Транзаса» выиграло тендер на поставку 320 навигационных систем для датской компании A.P. Moller-Maersk Group, контролирующей 15% мирового рынка морских контейнерных перевозок. А в октябре прошлого года гамбургская Transas Europe GmbH выиграла контракт на оснащение навигационной системой судов ВМФ Германии. «Мы знали патриотичность немцев, поэтому послали на конкурс нашу германскую компанию», — улыбается Лебедев. Но иногда компания использует свое российское происхождение. В 2002 году она в счет программы погашения долгов СССР перед Финляндией построила морской тренажерный центр Meriturva около Хельсинки стоимостью $5,4 млн. А ее зарубежные подразделения тем временем продают учебные тренажеры в мореходные училища США, Греции, Вьетнама, Южной Кореи, Китая...

Тренажеры — третье направление деятельности «Транзаса» после навигационных систем и электронных карт. Тренажер, имитирующий управление кораблем, напоминает компьютерную игру-симулятор. Перед «игроком» экран площадью 8 кв. м, на который он смотрит через стекла «рубки», корабельные приборы и органы управления. Достоверное звуковое оформление обеспечивают многочисленные динамики. «Палуба» подрагивает, и эффект присутствия таков, что, когда на «корабль» накатывает большая волна, в рубке многие хватаются за подручные предметы. «Транзас» делает тренажеры, имитирующие мостик самых разных судов — от промыслового сейнера до ракетного крейсера. Заказчикам они обходятся минимум в $700 000.

Технология разработки и изготовления тренажеров отлажена, почему бы не предложить аналогичный продукт, но уже для обучения пилотов? Однако авиация — закрытый мир, чужаков туда пускают неохотно. Решение было найдено элегантное. В начале 2000 года в России появилось ЗАО «Р.Е.Т. Кронштадт». В учредителях — «Транзас» (59% акций) и главный экспортер российских вооружений — госкомпания «Рособоронэкспорт» (41%). Благодаря новому партнеру компания получила билет на вход в рынок военной техники, в том числе и авиационной, а заодно до небес повысила свой статус в глазах чиновников. Клиенты пошли потоком. В 2001 году порт Петербурга заказывает «Транзасу» систему управления движением судов в Финском заливе за $16 млн. Авиационные и морские тренажеры «Транзаса» установлены во многих российских военных училищах. А его навигационные системы появились на президентской яхте «Кавказ». Компания оборудует учебные центры для пилотов «Газпромавиа» и UTair. «Для UTair [в «Транзасе»] разработали специальные программы для работы в сложных условиях: тундра вблизи нефтяных вышек, посадки на буровую платформу», — рассказывает летный директор UTair Владимир Демкин.

На рынке военной техники «Транзас» только начинает наступление: помимо нескольких десятков контрактов на поставку тренажеров в Грецию, Вьетнам, Индию, Китай, Южную Корею и другие страны, системы навигации «Транзаса» вошли в комплектацию вертолетов Казанского и Московского вертолетных заводов, самолетов Ан-124. Получив гарантированный рынок, компания начала производить бортовые самописцы — «черные ящики» и системы раннего предупреждения столкновения с землей. «Они правильно поступили — зачем пытаться завоевать рынок собственными силами? «Рособоронэкспорт» получает свой процент, выступает гарантом твоего спокойствия внутри страны и помогает тебе за рубежом», — говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

В 2005 году оборот «Транзаса» увеличился с $79 млн до $109 млн. Казалось бы, все цели, которые могла поставить перед собой компания, достигнуты: филиалы в 110 странах, военные и гражданские заказчики в России и за рубежом. И в этот момент компания закладывает крутой вираж и атакует... индустрию развлечений.

Новый проект — сеть развлекательных комплексов «Транс-форс». Центр комплекса — ресторан с широкоформатным экраном для виртуальных путешествий. Города в трехмерной графике нарисованы на основе реальных данных из картографической библиотеки «Транзаса». Оборудование ресторанного зала выполнено на основе морских и авиационных тренажеров: те же вибрации, объемный звук, только задачи увлекательнее — поймать пиратов, грабящих корабли в Ла-Манше, освободить Марс от захватчиков. «Мы не придумываем ничего нового — просто читаем учебники по индустрии развлечений, а затем адаптируем наши технологии», — говорит Мужиков, курирующий этот проект.

Компания вложила в создание первого развлекательного комплекса в одном из «спальных» районов Петербурга $1,5 млн и планирует продавать франшизу на «Транс-форс» по всей стране. Зарабатывать планируют не только на билетах: недавно во «льдах Антарктики» стали плавать бутылки Coca-Cola, а в «открытом космосе» игрокам приходится уклоняться от астероидов в форме круассана 7 Days.

Франшизу уже купили владельцы развлекательных центров из Волгограда, Киева, Краснодара. Пока посетители и владельцы «Транс-форсов» довольны, но, возможно, скоро петербургские моряки столкнутся с проблемой, с которой не сталкивались ни разу. «Аппараты базируются на настоящих боевых тренажерах, отсюда все спецэффекты: с подвижным полом, качкой, реалистичным звуком, — рассказывает Юлия Солдатова, представитель компании «Инвесткинопроект», эксплуатирующей «Транс-форс» в Волгограде. — Но наши посетители больше года путешествуют по морям и океанам на судне на воздушной подушке и уже порядком подустали от этого сюжета». Похоже, хозяевам «Транзаса» предстоит еще один нелегкий поворот: бывшим морякам придется осваивать мастерство сценаристов.

рейтинги forbes
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться