Света представление

Павел Матвеев Forbes Contributor
Проекция картинок на стену — это не только воспоминания о советском детстве, но и серьезный бизнес компании «M.Концерт»

Хмурым дождливым днем 8‑декабря 1852 года жители французского города Лион со свечами, фонарями и факелами собрались на открытие статуи Девы Марии на холме Фурвьер. Получилось так красиво, что ежегодные факельные шествия стали традицией. Десять лет назад это мероприятие переросло в Фестиваль света. Теперь праздник проводится с размахом: на площадях города вырастают гигантские статуи из лампочек, здания полыхают огнями, ночное небо разрезают лучи прожекторов. В декабре прошлого года к этому празднику присоединилась российская компания «М.Концерт».

Фасад собора Сен-Низье стал грандиозным экраном, на котором «М.Концерт» с помощью слайд-проекторов рассказал историю сотворения мира. Публика была приятно взбудоражена русской экзотикой: по стенам католического храма проплывали библейские картины в технике палехского рисунка, мелодичный женский голос на чувашском языке пел-рассказывал легенду о создании Земли… «Репортаж о нашем выступлении канал Euronews повторил 130 раз!» — рассказывает совладелец «М.Концерта» Антон Чукаев.

«М.Концерт» — единственная российская компания, владеющая и технологиями, и аппаратурой для проведения слайд-проекционных световых шоу. Это благодаря Антону Чукаеву и‑его партнеру Дарье Никольской в прошлом году по фасаду восстановленного Манежа маршировали наполеоновские солдаты. Скачки снежных лошадей на стенах Гостиного Двора, парусные корабли на петергофских дворцах, световые шоу танцевального фестиваля Fort Dance на заброшенном форте в Финском заливе — все это «М.Концерт».

Впервые Чукаев и Никольская увидели световое шоу в 1997 году — это было нашумевшее выступление Жан-Мишеля Жарра на Воробьевых горах. Главное здание МГУ тогда стало экраном: летали бабочки, улыбался Гагарин, детские рисунки сменялись картинами Кандинского. Антон был исполнительным продюсером шоу, а Дарья отвечала за координацию всех участвовавших в программе российских исполнителей: от хора Полянского до пилотажной группы «Русские витязи».

Впрочем, выступление Жан-Мишеля Жарра не заставило Чукаева и Никольскую тут же сменить профессию. Еще с начала 1990-х партнеры зарабатывали на жизнь проведением различных мероприятий: городских праздников, презентаций, корпоративных вечеринок. Выручка «М.Концерт» от этой деятельности составляла до $4‑млн за год; компании поручали даже такие крупные заказы, как, например, церемония открытия Всемирной театральной олимпиады в Москве.

Эта работа надоела Чукаеву к началу нового десятилетия. «Корпоративные мероприятия в России скучны, грустны и однообразны до безумия. Артист, сцена, два видеоэкрана по бокам. Меняются только певцы и цвет задника. Народ начинает напиваться на всевозможных празднованиях оттого, что ему скучно, — рассказывает Антон. — И я в какой-то момент понял, что не хочу больше этого делать, потому что это безвкусно, неинтересно и банально».

Махнув рукой на бизнес, в 2001 году Чукаев отправился по миру директором гастрольного турне Snow Show Вячеслава Полунина. График выступлений привел его в Лион как раз в дни проведения Фестиваля света. «Это было потрясающе, — вспоминает Антон. — Дома двигались, на них обрушивались океанские волны, или вдруг прямо перед зрителями огромной луной выплывало лицо боттичеллиевской Венеры во весь фасад пятиэтажного здания, а ее развевающиеся волосы укрывали собой всю площадь».

Через год Чукаев свозил на фестиваль Дарью Никольскую — и партнеры приняли решение купить аппаратуру для проведения слайд-шоу. Предками таких приборов были «волшебные фонари» XIX века и диапроекторы нашего советского детства. Современный слайд-проектор — это управляемый компьютером аппарат весом 170 кг с мощностью светового потока 75 000 люмен (такой свет, для сравнения, дают сто тысяч зажженных свечей) и потребляемой мощностью лампы в 7 кВт. В «М.Концерт» теперь восемь таких проекторов плюс аппаратура для подготовки и печати слайдов. Впрочем, слайд-проектор — это всего лишь прибор, хоть и дорогой (от €100 000). Фактор, определяющий успех или провал светового шоу, — талант художников, придумывающих и рисующих слайд-программу.

В «М.Концерт» этим занимаются Антон Чукаев и еще двое художников. Выходит неплохо. Компания уже зарабатывает 70% выручки на слайд-проекции — от простой трансляции товарных знаков на стены открывающегося торгового центра до полномасштабного шоу. К примеру, в апреле 2004 года «М.Концерт» средствами слайд-проекции продемонстрировал Владимиру Путину и Сильвио Берлускони — на стенах нового завода Merloni в Липецке — всю историю технической мысли, от первых наскальных росписей до современных стиральных машин.

Расценки на услуги зависят от сложности проекта. Проекция в течение одного вечера логотипа телеканала Discovery на стены зала, в котором проходила презентация канала, обошлась заказчикам в $5000. А световую феерию в центре Москвы с 3D-проекцией видов Олимпийской деревни, которую предполагалось построить к Играм 2012 года, «М.Концерт» весной прошлого года устраивал каждый вечер в течение недели. Она обошлась правительству столицы в $150 000.

В прошлом году оборот «М.Концерт» составил $1,5 млн — существенно меньше, чем в те времена, когда компания зарабатывала на традиционных корпоративных мероприятиях. Однако Чукаев свято верит в то, что российские заказчики рано или поздно оценят PR-возможности световых шоу. В Европе или США, например, уже поняли, что толку от конференций, в которых участвуют один зануда на трибуне и пятьсот храпящих специалистов в зале, немного. Спецэффекты позволяют взбодрить участников. Взять, к примеру, встречу министров обороны стран НАТО в Колорадо-Спрингс (октябрь 2003 года) — доклады об успехах альянса, перемежавшиеся грохотом проезжающих по‑стенам танков, произвели сильное впечатление.

К тому же деньги не самое главное, если ты занимаешься любимым делом. «Для меня «М.Концерт» — это возможность не работать на рынке корпоративных мероприятий, который я не люблю, а делать то, что я считаю нужным, — объясняет Чукаев. — Вот придумал в следующем году на День всех влюбленных пустить по фасаду московской мэрии влюбленных рыб или зайцев и буду делать все возможное, чтобы это случилось. Ведь хочется, чтобы и у Москвы, и у Питера были такие же зрелища, как у Парижа, Лондона и Лиона». Принесет ли это шоу какие-нибудь деньги, Чукаева волнует мало.

рейтинги forbes
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться