03.04.2006 00:00

Капкан для зайца

Пятьдесят процентов годовых на безбилетниках

Какой инвестиционный проект московского правительства обеспечил самую высокую доходность? Строительство ТК «Охотный ряд»? Финансовая поддержка АО «Москвич»? Вряд ли. Вот претендент на первое место — проект оснащения наземного транспорта Москвы автоматическими системами контроля за прохождением пассажиров (АСКПП), или попросту турникетами.

Переоборудование 7630 автобусов, троллейбусов и трамваев муниципального предприятия «Мосгортранс» завершается в текущем месяце. Общие расходы столичного правительства на эту программу за два года составили $94 млн. Вместе с тем, по данным столичных властей, выручка с каждого оборудованного турникетом средства транспорта вырастает вдвое. Уже в прошлом году дополнительные доходы «Мосгортранса» от использования турникетов составили $49 млн. Каждый турникет окупается за два года, а потом, если продолжать аналогию с инвестпроектом, начинает приносить чистую прибыль.

Можно также поздравить гражданку Великобритании Ольгу Вайт, гендиректора и совладельца ООО «Солярис», непосредственно исполнявшую этот проект. Она не только угодила высокому заказчику, но и без конкурса получила крайне выгодный заказ (за каждый комплект «турникет плюс считывающее устройство» поставщик получает $7500). Сказалось, должно быть, то обстоятельство, что еще десять лет назад именно Ольга Вайт внедряла новую систему оплаты проезда в московском метрополитене.

Но рынок развивается, и монополизм Ольги Вайт вот-вот будет разрушен. В частности, власти Московской области намерены выделить на оборудование своего транспорта АСКПП около $60 млн. Однако «Солярис» вряд ли получит этот заказ. «Слишком дорого», — заявила в интервью Forbes заместитель областного министра транспорта Людмила Зенкова. Осенью прошлого года в подмосковном Долгопрудном началась опытная эксплуатация АСКПП «Каскад», разработанной московской компанией «Социальные системы». Стоимость конструкции — $4200.

Новости партнеров