К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Владелец «запорожца»


Политик и бизнесмен Тариэл Васадзе наводнил Украину недорогими корейскими машинами. Теперь с его помощью американцы будут покорять Россию

Депутат Верховной Рады Украины Тариэл Васадзе по документам владеет всего одним автомобилем — «запорожцем» самой первой модели. «Горбатый» ЗАЗ-965 прекратили выпускать в 1969 году, но «запорожец» Васадзе сверкает новеньким лаком, будто только что сошел с конвейера. Так и есть: принадлежащий депутату автомобиль вопреки всем законам автомобилестроения выпущен в 2003 году. Как такое могло произойти? Очень просто: Васадзе уже несколько лет владеет Запорожским автозаводом, так что может делать такие автомобили, какие ему нравятся.

«Запорожец», который собрали из сохранившихся на заводе деталей, — это, конечно, не больше чем дань ностальгии. Сейчас завод, снабжавший советских граждан дешевыми, тесными и шумными автомобильчиками, выпускает в год 150 000 машин (всего на Украине продается в год 265 000 легковых автомобилей). Причем его модельный ряд представляется плодом необузданной фантазии: тут и Opel Astra (того поколения, что в Германии уже снято с конвейера), и Chevrolet Lanos (еще недавно эта машина выпускалась в Корее и называлась Daewoo Lanos), и российские ВАЗы, и даже Mercedes. Остаются на конвейере и «Таврии» нескольких модификаций — последняя советская модель завода.

Запорожским автозаводом (ЗАЗ), а заодно четырьмя сотнями дилерских фирм, владеет корпорация «УкрАвто» с годовым оборотом $1,6 млрд. Помимо разномастной продукции ЗАЗа, она продает на Украине автомобили концернов DaimlerChrysler, Toyota, Nissan... В «УкрАвто» Васадзе числится почетным президентом. Прилагательное «почетный» — формальность: как и в России, на Украине депутаты не имеют права вести бизнес. Но ни для кого на Украине не является секретом, что Тариэл Васадзе контролирует крупнейшую‑автомобильную компанию страны. Даже депутатская приемная, положенная Васадзе по закону, находится в офисе «УкрАвто». Киевские журналисты за глаза называют депутата «Васадзе-Бенц».

 

Родился будущий автомобильный магнат в Грузии в семье директора совхоза, а на Украину приехал учиться: в 1971 году выпускник Киевского автодорожного института Васадзе получил диплом инженера-механика. В СССР продажей машин и станциями техобслуживания автомобилей управляло ведомство под названием «Автотехобслуживание», входившее в структуру союзного Минавтопрома. В украинском подразделении «Автотехобслуживания» Васадзе и проработал до 1992-го, от рядового инженера дослужившись до генерального директора. В советское время обладатель этой должности имел фантастическое влияние и связи в среде партийно-хозяйственной элиты: если кто-то из республиканской номенклатуры «выбивал» себе автомобиль, получать его приходилось у Васадзе. В 1992 году он пересел в кресло ОАО «УкрАвто», созданного на базе «Автотехобслуживания». При приватизации акции этого ОАО получили около 10‑000 работников предприятия.

Сейчас картина иная: 55% акций ОАО принадлежит нескольким компаниям, в том числе офшорным (мало кто сомневается, что этот пакет контролирует Васадзе), 7% — у менеджмента, остальное — по-прежнему у трудового коллектива.

 

В 1990-е годы, когда бывшие советские автозаводы дышали на ладан, из-за рубежа на постсоветское пространство хлынул поток иномарок. Но если в России рынок был захвачен десятками небольших компаний-импортеров, а система советских автоцентров сосредоточилась в основном на торговле «жигулями», то бывшее «Автотехобслуживание» сумело частично сохранить свои позиции: еще в 1992–1993 годах его дочерние предприятия стали дилерами Mercedes, Toyota и Nissan, а в 1997-м «УкрАвто» получила исключительные права на торговлю Mercedes на Украине.

Государственный, полумертвый и придавленный долгом перед поставщиками почти в $100 млн, Запорожский автозавод не интересовал Васадзе до 1996 года, когда на предприятие явились инвесторы с Дальнего Востока. В обмен на возобновление выпуска «Таврий» и начало сборки нескольких корейских моделей украинское правительство разрешило компании Daewoo создать с АвтоЗАЗом СП и специальным законом наделило его огромными льготами. «УкрАвто» немедленно стала дилером этого СП. Каким образом? По официальной версии, сыграло роль то, что компания располагала крупнейшей в стране сетью по продаже автомобилей. Конкуренты Васадзе говорят, что он до сих пор, как и в советское время, располагает большим административным влиянием и знает подход к чиновникам. Никто из наших собеседников не согласился говорить об этом открыто, от своего имени: Васадзе однажды уже выиграл судебный процесс против гендиректора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, намекнувшего в одном из украинских изданий, что глава «УкрАвто» привык покупать нужные ему властные решения.

В 1998 году несколько десятков тысяч Daewoo, выпущенных ЗАЗом и проданных компанией Васадзе, ездили по украинским дорогам. Казалось, у предприятия светлое будущее: полуторалитровый Daewoo Lanos запорожской сборки продавался за $5100 — на $1000 с лишним дешевле российской «девятки». Тем не менее 1999 год предприятие закончило с убытком в $12‑млн. На проектную мощность (120‑000 автомобилей в год) СП выйти не удалось: на тот момент пошлина на импорт автомобилей на Украину составляла всего 3%, так что конкуренции с автомобилями из Европы СП не выдержало. А сама Daewoo Group в том же 1999 году обанкротилась, ее основатель Ким Ву Чун сбежал во Вьетнам. На Украине разразился скандал: пустили в страну инвестора, приняли специально под него закон о льготах, и тут банкротство. В интервью Forbes Тариэл Васадзе утверждает, что его пригласил тогдашний премьер Украины Валерий Пустовойтенко и предложил взять «АвтоЗАЗ-Daewoo» в управление. Даже недруги Васадзе утверждают, что влезать в дела проблемного предприятия ему вовсе не хотелось. Но Пустовойтенко и президенту Украины Леониду Кучме (они были друзьями Васадзе по совместным охотам) он не мог отказать. В 2000 году государственный пакет акций СП был передан в управление «УкрАвто».

 

Вскоре Васадзе предпринял неординарный шаг: на заводе была налажена крупноузловая сборка легковых Mercedes. Хотя официальный представитель Штутгарта и заявил, что сборка — собственная инициатива завода и DaimlerChrysler не вложит в нее ни копейки, на открытие линии прибыл президент Кучма. Звучное имя Mercedes в привязке к ЗАЗу громыхало на всю Украину. Через пару месяцев Фонд госимущества продал корпорации «УкрАвто» за $10,7 млн госпакет акций завода — почти 82% акций ОАО «АвтоЗАЗ», которому в свою очередь принадлежало 50% акций в СП «АвтоЗАЗ-Daewoo». А через полгода корейцы продали свой пакет инвестиционной компании Hirsch & Cie из Лозанны (Швейцария). Она и сейчас является акционером СП. Hirsch & Cie не афиширует свою деятельность, по ее телефону менеджер с украинским акцентом ответил корреспонденту Forbes, что фирма занимается операциями с промышленными активами на Украине. Среди коллег Васадзе, депутатов Верховной Рады, распространено мнение, что Hirsch & Cie — это его компания. (Сам Васадзе это отрицает.)

К тому времени обанкротившаяся Daewoo Motor уже была поглощена американской GM, и Васадзе начал переговоры с новыми, теперь уже американскими партнерами. В 2003–2004 годах на ЗАО «ЗАЗ» (купив госпакет, Васадзе переименовал предприятие) было запущено полномасштабное — со сваркой, окраской и сборкой кузовов — производство Opel Astra и Daewoo Lanos, последняя модель сразу после поглощения американской компанией корейской переименовалась в Chevrolet Lanos. В 2005 году Украина стала европейским лидером продаж «корейских» моделей Chevrolet, реализовав почти 31 000 автомобилей со стилизованным швейцарским крестом на капоте.

[pagebreak]

«Оранжевая» революция подкосила позиции завода. Правительство Юлии Тимошенко пустило «под нож» большинство льгот инвесторам, и ЗАЗ не оказался исключением: чистая прибыль его за 2005 год составила всего $7,4‑млн, в 15 раз ниже, чем в 2004-м. Обиднее всего, признается Васадзе в беседе с Forbes, было то, что в этот момент он готовился приобрести крупное польское автомобилестроительное предприятие FSO (Fabryka Samochodow Osobowych), специализирующееся на корейских моделях Chevrolet.

Впрочем, на Украине политические привязанности, как и вражда,— дело недолговечное. Уже через несколько месяцев после отставки Тимошенко Васадзе оказался в предвыборном списке ее блока. «Теперь у нас другие отношения», — улыбается предприниматель.

 

Да и покупка FSO у польского Мингосимущества все же была завершена в июне прошлого года в присутствии президентов Виктора Ющенко и Александра Квасьневского. Точная сумма сделки не называлась. В польской и украинской прессе со ссылкой на «УкрАвто» фигурировала цифра в $8,5 млн — сумма, которую уплатило ЗАО «ЗАЗ» за 19-процентный пакет. Сколько заплатили офшорные компании, которые впоследствии передали купленные ими пакеты в управление ЗАО «ЗАЗ», неизвестно. На момент покупки FSO не производил готовых автомобилей, а делал машинокомплекты для Запорожского завода — около 50‑000 в год. По поводу покупки польского предприятия Васадзе говорит: «ЗАЗ фактически будет владеть этим заводом. Машины будут продаваться как в Западной Европе, так и на восточноевропейских рынках».

Пока, впрочем, автомобильный концерн Васадзе стремится не в Европу, а в Россию: здесь продается более миллиона новых автомобилей в год, что существенно превышает объем украинского рынка. Chevrolet Lanos от Васадзе дополняет сборную солянку, которую представляет собой модельный ряд Chevrolet в России. Под этой маркой, некогда бывшей одной из легенд мирового автомобилестроения, в нашей стране сейчас продаются и брутальные внедорожники американского производства TrailBlazer и Tahoe ($40‑000–65‑000), и американские же спорткары Corvette (дороже $100‑000), и гордость советских автомобильных инженеров «Нива» за $10‑000–12‑000, и поставляемая из Кореи малютка Chevrolet Spark c литровым моторчиком и ценой около $12‑000. Российские автомобилисты, должно быть, помнят, что предшественник Spark называется Daewoo Matiz и выпускается в Узбекистане независимым предприятием UzDaewoo — оно поставляет в Россию еще и автомобили Nexia той же марки Daewoo, о существовании которой в GM явно хотели бы забыть (контракт на поставку комплектующих в Узбекистан подписан руководством Daewoo еще до слияния с GM и будет действовать до 2007 года). Теперь к американским, корейским и российским Chevrolet добавился еще и украинский Chevrolet Lanos от Тариэла Васадзе. Цена — $8000–12 000 в зависимости от комплектации. Ирина Калашникова, представитель российского подразделения General Motors, утверждает в интервью Forbes, что у компании нет претензий к качеству сборки автомобилей на ЗАЗе и Lanos будет поставляться в Россию только с Украины. В этом году через дилерскую сеть GM в России предполагается продать 40‑000 Lanos.

Если, конечно, российское правительство, которое в последнее время агрессивно настроено по отношению к импорту из ближнего зарубежья, не объявит автомобили с Украины товаром нон грата. Аналитик инвесткомпании «Атон» Татьяна Капустина, напоминая об истории с грузинскими и молдавскими винами, не исключает такого развития событий. Впрочем, она же отмечает, что в торговом обороте между Россией и Украиной легковые автомобили занимают незначительную долю и в случае обострения отношений первый удар придется не по ним. Кроме того, Васадзе — опытный политик. Научившись дружить с украинскими лидерами самой разной политической ориентации, он, скорее всего, сумеет найти общий язык и с российскими чиновниками.

В подготовке статьи участвовали Андрей‑Огаренко и Игорь Каневский

 

Откуда взялся «Запорожец»

Массового «народного автомобиля» в СССР до 1960-х годов не существовало. Еще в эпоху раннего Хрущева считалось, что при коммунизме население будет передвигаться на общественном транспорте. Тем не менее завод, выпускавший автомобили, относящиеся по нынешним понятиям к микролитражному классу, в‑стране был — Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА), просуществовавший до недавних пор (сейчас в его цехах собирают Renault Logan). В 1956–1957 годах на МЗМА спроектировали автомобиль особого малого класса, который был почти точной копией сверхпопулярного тогда в Италии Fiat-600. В 1960 году расположенный в Запорожье комбайновый завод «Коммунар» начинает выпускать шумный заднеприводный автомобиль ЗАЗ-965. Он получил массу обидных прозвищ, но тем не менее стал мечтой тысяч молодых инженеров: после денежной реформы 1961 года эта машина стоила всего 1900 рублей — вдвое дешевле «Москвича». ВАЗовская «копейка», появившаяся в 1970 году (она,‑напомним, тоже была «клоном» итальянской модели — Fiat-124), стоила уже в два с половиной раза дороже «запорожца».

— К. Г.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+