03.06.2006 00:00

Бизнес-утопия

Роман Кутузов Forbes Contributor
Юрий Логинов произвел революцию, возродив российскую марку автомагнитол «Урал». Теперь его увлекают идеи евразийского масштаба

«Труды распределяются между всеми, каждому приходится работать не больше четырех часов в день; остальное время проводится в приятных занятиях науками, чтении, прогулках, и все это делается радостно… играют там в мяч, в лапту, в обруч». Так в начале XVII века описывал устройство идеального города утопист Томмазо Кампанелла. Итальянец поместил свое поселение где-то на экваторе, но реальный Город Солнца гораздо ближе к нам — он в подмосковном Реутове. По крайней мере, так гласят таблички, развешанные на корпусах завода компании «АвтоАудиоЦентр», которая производит и продает магнитолы, акустику и другую аудиотехнику для автомобилистов более чем на $50 млн в год.

Президент «АвтоАудиоЦентра» Юрий Логинов большой поклонник итальянского утописта. «В Городе Солнца все люди равны и живут по законам правды и морали, — рассказывает он в интервью Forbes. — Вот и мы хотим создать в коллективе такой микроклимат». С этой целью «АвтоАудиоЦентр» еще в 2001 году принял свою конституцию. Глава «Клиент и Компания» открывается в ней такими словами: «Мы не делаем Клиенту одолжения, обслуживая Его. Это Он делает нам честь, предоставляя нам возможность помочь ему». Рекомендациям же Кампанеллы по поводу игры в мяч в Реутове следуют буквально — на предприятии есть собственная футбольная команда. Не забывают и об эстетике: по средам музыкальный ансамбль сотрудников играет в заводской столовой репертуар «Радио Ретро».

Есть у Логинова и другие идеи. Он, например, хочет стать российским Биллом Гейтсом (об этом ниже), а также верит, что наши соотечественники, как и жители кампанелловского города, «пылают такой любовью к родине, какую и представить себе трудно».

Впрочем, последнее утверждение не совсем утопия: несколько лет назад свой тезис Логинов с блеском применил на практике. В 1998 году, после финансового кризиса, он возродил торговую марку магнитол «Урал» и на волне импортозамещения «отъел» у иностранных производителей 10% рынка автомобильной аудиотехники. По тем временам это стало настоящей сенсацией.

Предыстория вкратце такова. В начале 1990-х Логинов бросил Институт связи и начал возить аппаратуру из Дубая. В 1993-м этот бизнес, в котором важно было иметь хорошие отношения с таможенниками, пришлось свернуть. Почему? «Груз пришел не на ту таможню», — неохотно поясняет предприниматель. Устроившись продавцом в магазин бытовой электроники, Логинов предложил хозяевам заняться автомагнитолами. Те рисковать не стали, но согласились сдать молодому человеку площадь в аренду. Так в 1994 году Логинов с двумя партнерами открыл первую специализированную торговую точку, в которой был главный атрибут магазина автомобильного звука — стойка со встроенными в нее стереосистемами. «Мы сняли сливки, к нам со всей страны люди приезжали», — вспоминает предприниматель. Постепенно его компания стала крупным оптовиком car audio. Логинов рискнул еще раз в 1997-м, когда одним из первых в России начал предоставлять региональным дилерам право пользоваться своей маркой «АвтоАудиоЦентр» (о франчайзинге тогда мало кто знал). Но всероссийской розничной сети под этой вывеской так и не получилось — предприниматель переключился с торговли на производство: «У нас в крови был фанатизм советских радиолюбителей, хотелось что-то самим делать».

Логинов объехал сохранившиеся с советских времен радиозаводы — хотел лично оценить, в каком состоянии сборочные линии и конструкторские бюро. Нанял на работу бывшего сотрудника Госкомстата, который рассказал, что самой продаваемой в СССР моделью — 1,5 млн штук в год — были автомобильные транзисторные приемники «Урал». Их с 1968 года производил Сарапульский радиозавод в Удмуртии. Логинов теперь знал, что ему нужно делать.

В новую экономику удмуртский завод вписался плохо: оборонные заказы (основной профиль предприятия) поступали нерегулярно, магнитолы выпускали от случая к случаю. Москвичи во главе с Логиновым сделали директору предложение, от которого было трудно отказаться: в обмен на эксклюзивные права по продаже техники под маркой «Урал» компания вызвалась обеспечить завод комплектующими и наладить сбыт автомагнитол. Их технические параметры, по словам Логинова, оказались лучше, чем у китайцев, но вид был нетоварным — корпуса сразу заменили более современными панелями из Поднебесной.

Что было потом, всем известно. В 1998 году импортные товары резко подорожали: продукция Сарапульского завода стала дешевле самой продаваемой японской марки (Pioneer) в 2,5 раза, владельцы «шестерок» и «девяток» волей-неволей стали патриотами. «АвтоАудиоЦентр» всеми силами старался закрепить успех, не скупясь на рекламу: с 1999 по 2001 год было потрачено около $5 млн (больших бюджетов не было ни у кого из коллег). По данным Логинова, магнитолы «Урал» к 2001 году заняли 10% рынка car audio, они продавались по 15‑000–20‑000 штук в месяц.

Со временем рынок насытился, доходы россиян выросли, и за последние четыре года доля марки «Урал» сократилась до 2%. Показатель более чем скромный, если учесть, что весь рынок автомагнитол в 2005 году оценивался в розничных ценах всего в $470 млн. Другие российские брэнды чувствуют себя лучше. По данным исследовательского агентства MOST Marketing, автомагнитолы Mystery (владелец марки — «Делта Электроникс») занимают 4,5% рынка; у марки Prology, которую продвигает российская фирма Saturn High-Tech, — 4%.

Потребители отдают теперь предпочтение товарам с иностранными названиями? Дело, похоже, не только в этом. В 2001 году Логинов рассорился с руководством Сарапульского завода — те заподозрили, что предприниматель начал собирать автомагнитолы под маркой «Урал» где-то еще. «АвтоАудиоЦентр», правда, успел зарегистрировать марку на себя и все судебные тяжбы выиграл, но производственной базы лишился. «Для нас это было ударом», — вспоминает Логинов.

Его менеджерам пришлось опять объезжать заводы в поисках подходящей площадки. На этот раз линии арендовали в Китае. В дополнение к этому компания открыла в Южной Корее конструкторское бюро, наняв нескольких инженеров с опытом работы в Samsung. Там разрабатывались начинка и дизайн автомагнитол, которые по-прежнему продавались в России под маркой «Урал». Правда, качество, по оценкам розничных торговцев, упало — доля брака, говорят они, доходила до 10%.

Пока Логинов разбирался с производственной базой, конкуренты сосредоточились на поисках новых идей, которые помогли бы им выделиться на рынке. «Делта» вовремя стала продавать автомагнитолы, читающие формат mp3 (он как раз набирал популярность). А владельцы Prology уловили всплеск интереса к автомобильному видео, наладив выпуск ЖК-мониторов для подголовников и DVD-проигрывателей.

В 2002 году Логинов пережил очередной удар. Он только-только купил территорию заброшенной военной части в подмосковном Реутове и стал строить сборочное производство — будущий Город Солнца, вложив $2 млн, как корейская LG начала активно продвигать свои автомагнитолы на российском рынке. Ее продукция всего на 2–3% была дороже магнитол Логинова. «Это убило «Урал», — полагает Виктор Ларионов, управляющий партнер агентства MOST Marketing. Сейчас в структуре продаж «АвтоАудиоЦентра» на «Урал» приходится только 10%, остальное — на технику мировых производителей.

Логинов, впрочем, не унывает. Теперь он делает ставку на патриотов-технарей. «Обывателю, — говорит предприниматель, явно имея в виду клиентов конкурирующих компаний, — не нужен хороший звук, ему надо, чтоб сверкало и булькало». «Урал» не таков. Есть, конечно, массовые модели китайского производства, но компания также предлагает под этой маркой более сложные акустические системы с сабвуферами и прочими компонентами, которые ценят фанаты хорошего звука.

Большие надежды Логинов возлагает на автоаудиосистему CDD URAL ConceRt, над которой его специалисты трудились пять лет. Аппарат выглядит внушительно: семь звуковых выходов, один из них — на сабвуфер, и встроенный компьютер, на который можно загружать с диска анимацию и новое программное обеспечение. Скоро, обещает «АвтоАудиоЦентр», пользователи системы CDD URAL ConceRt смогут загружать с сайта компании музыку, игры, различные языки интерфейса, информацию о проигрываемых композициях. «Мы собираемся стать Microsoft в car audio», — уверяет Логинов. Его магнитола-компьютер уже продается в России, а недавно он отправил небольшую партию и на родину Билла Гейтса (розничная цена в США $750).

Конкуренты оценивают перспективы этого чуда техники скептически. «На «Уралы» было много рекламаций. Если отказывают элементарные магнитолы, то как потребитель будет доверять более сложным системам?» — задается вопросом Оксана Бельская, представитель Saturn High-Tech.

Есть, впрочем, и еще один фактор риска — Логинов недавно увлекся новой идеей. Как когда-то он забросил развитие розничной сети, переключившись на производство, так сейчас одержим планами создать предприятие мирового масштаба. В основе — производство упомянутой уже мультимедийной перепрограммируемой аудиосистемы. Возможно, проект впитает в себя все те же идеи Кампанеллы. Но у Логинова размах больше. «Если совместить корейскую инженерную мысль, китайский опыт производства, европейскую дистрибуцию, российское сырье и наше положение между Азией и Европой, можно создать компанию, которая потеснит всех, и вывести ее акции на биржу», — очерчивает будущие горизонты Логинов. Что ж, дело за малым — нужно убедить в перспективности этой затеи корейцев, китайцев и европейцев.

Кто громче

Фанатов, желающих продемонстрировать публике звучание аудиосистемы в‑автомобиле, — тысячи. Состязания по качеству звука проводят «EMMA-Россия» — представительство European Mobile Media Association и Лига автозвуковых соревнований (ЛАС), созданная при поддержке «АвтоАудиоЦентра». В прошлом году, например, один из участников пермского этапа явился на смотрины на автокране — показать установленную в нем аудиосистему. Хотите увидеть такое шоу сами? Мы выбрали несколько ключевых событий этого года.

МЕСТО: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ДАТА: 9–11 июня

СОБЫТИЕ: Кубок Балтии по автозвуку

Кубок организуют «EMMA-Россия» и марка Prology, традиционно он проходит в рамках фестиваля S-Drive. Помимо соревнований автомобильной аудиотехники, в программе конкурс аэрографии, экстрим-шоу, выставка ретро-каров и конкурс «Мисс Авто».

МЕСТО: БЕЛГОРОД

ДАТА: 29–30 июля

СОБЫТИЕ: Финал IX Чемпионата России по EMMA Racing

Оценивается не только качество и‑громкость звука, но и тюнинг автомобиля, скорость, с которой он‑проходит трассу 400 м. Есть на‑что посмотреть.

МЕСТО: МОСКВА

ДАТА: 11–13 августа

СОБЫТИЕ: Финал Чемпионата России EMMA по автозвуку и тюнингу

Точное место проведения еще не‑определено, в прошлом году финал состоялся в комплексе «Крокус Экспо».

МЕСТО: ЕКАТЕРИНБУРГ

ДАТА: 9 сентября

СОБЫТИЕ: Финал открытых соревнований по автозвуку ЛАС

Особый ажиотаж вызывают командные соревнования, зрители из разных городов болеют за свои команды. В прошлом году перед зрителями выступала группа «ЧайФ».

МЕСТО: БЕРН

ДАТА: 22–23 сентября

СОБЫТИЕ: Европейский финал соревнований EMMA

Болельщики готовятся к поездке в Швейцарию заранее. В прошлом году в Афинах сборная России заняла в командном зачете четвертое место, уступив Германии, Италии и Греции.

Новости партнеров