03.06.2006 00:00

Полезный пузырь

Андрей Вавилов Forbes Contributor
«IPO — это способ снизить свою зависимость от настроения властей»

В последние год-полтора все больше Российских компаний проявляют интерес к выходу на рынок капитала через первичное размещение акций (IPO). Почему? Причины у большинства одни и те же:

— желание привлечь деньги для инвестиционной деятельности;

— стремление получить большую гибкость при привлечении капитала в будущем;

— желание владельцев компании диверсифицировать свои активы, продав часть компании;

— желание повысить узнаваемость компании и облегчить в будущем поиск потенциальных покупателей и партнеров;

— имиджевые цели, а также желание создателей и владельцев получить всеобщее признание.

Какие причины встречались чаще других? Компании сырьевого сектора, как правило, стремились улучшить свой имидж в глазах иностранных инвесторов, особенно в свете корпоративных скандалов с участием государства. В отличие от них компании, работающие в потребительском секторе, были преимущественно заинтересованы в привлечении капитала для дальнейшего развития и поиска возможного иностранного партнера. Для очень широкого круга бизнесменов, получивших собственность в результате приватизации, IPO остается прежде всего способом снизить свою зависимость от настроений властей, создав одновременно позитивный имидж на Западе и получив‑защиту для своих компаний в лице иностранных акционеров.

Проведение IPO связано с довольно значительными издержками, поэтому для небольших компаний оно вряд ли является оправданным шагом (минимальный пакет акций, предлагаемый рынку, должен стоить хотя бы несколько десятков миллионов долларов). В то же время для средних и крупных компаний выигрыш от IPO может заметно превзойти затраты. Подготовка к проведению первичного размещения обычно связана с переходом компании на международную систему бухгалтерского учета, что позитивно сказывается на ее управлении и позволяет менеджерам и владельцам познакомиться с практикой цивилизованного ведения дел.

Публичность, как уже отмечалось выше, также позволяет компании снизить зависимость от кредиторов. Широко разрекламированное IPO государственной компании «Роснефть», основной целью которого, без сомнения, является получение индульгенции от иностранных инвесторов и легитимация сделок с активами ЮКОСа, способствовало усилению ее позиции на переговорах с банками по вопросу реструктуризации долгов.

В последнее время на рынке чаще высказываются опасения по поводу возможного «IPO-пузыря». Действительно, избыточный оптимизм инвесторов, подогреваемый высокой рыночной ликвидностью, может обернуться серьезными проблемами. Однако компании, стремящиеся вывести свои акции на биржу, здесь ни при чем. Напротив, в процессе подготовки IPO они имеют возможность совершенствоваться, принятые ими высокие стандарты управления заметно улучшают атмосферу на рынке, а также препятствуют формированию «пузырей». Однако это вовсе не означает, что кризисы маловероятны; наоборот, представляется, что бум IPO и последующий взрыв «пузыря» — естественные процессы, с которыми связано становление рынка.

Федеральная служба по финансовым рынкам должна серьезно подготовиться к будущим кризисам, а не заниматься бессмысленной агитацией за публичные размещения в России. Учитывая тот факт, что большинство российских «голубых фишек» — это сырьевые компании, часто увлекающиеся «подрисовкой» своих балансов, гораздо важнее разработать строгие правила раскрытия информации для публичных компаний, а также процедуры наказания менеджеров, которые предоставляют рынку заведомо ложную информацию.

Пока в борьбе за IPO российских компаний побеждает Лондонская фондовая биржа: благодаря либеральной политике, а также более выгодному историческому фактору и географическому положению ей удается успешно конкурировать не только с российскими, но и с американскими биржами, у которых более жесткие требования к эмитентам. В этой ситуации российскому регулятору следует думать не о том, как покрепче привязать к себе эмитентов административными мерами, а как создать условия, при которых не только российские компании, но и компании из соседних стран, например Украины и Казахстана, будут серьезно рассматривать российские площадки в качестве места для знакомства с публикой.

Автор — член Совета Федерации, научный руководитель Института финансовых исследований

Новости партнеров