03.06.2006 00:00

Видавшие виды

Александр Грек Forbes Contributor
Видеокамеры никогда не были так хороши, как сейчас. Но не торопитесь их покупать

Года три назад я купил себе великолепную трехматричную полупрофессиональную камеру Panasonic, в основном чтобы снимать собственный экстремальный отдых. Качество изображения было превосходным, хотя размеры камеры могли бы быть и поменьше. Ровно через месяц я поехал кататься на кайтах в марокканский городок Эс-Сувейру, славный своими пляжами и ветрами. Буквально на второй день отдыха случайно переменившийся ветер обдал меня мелким пустынным песком. С того самого времени с видеокамерой стали происходить загадочные метаморфозы — в произвольный (как правило, самый нужный) момент изображение начинало «рассыпаться», а то и вовсе пропадать. Песок попал в самый нежный механизм камеры — блок пишущих головок. Ни чистящие кассеты, ни обращение в сервисный центр не помогли — проблема исчезала только для того, чтобы опять испортить съемку в самое неподходящее время. И я дал себе слово больше никогда не покупать камеры, пишущие на пленку, благо на рынке появилась альтернатива, причем не одна, а сразу три: DVD, флэш-карты и жесткие диски. Так в нашей редакции оказались самые новейшие технологии видеозаписи.

Первой на испытание попала широко разрекламированная камера Samsung Miniket VP-X110L ($600), использующая для записи карточки Memory Stick. Камера подкупала миниатюрными размерами, фантастическим дизайном, великолепным качеством (прорезиненный корпус просто не хотелось выпускать из рук) и, самое главное, наличием выносного, связанного с камерой кабелем объектива — мечтой любого экстремала. Отсутствие каких-либо движущихся частей (за исключением объектива) делало камеру невосприимчивой к сотрясениям, а герметичный корпус — к песку и влаге. С первого взгляда показалось: вот он, мой идеал. Но как бы не так! Samsung не смог заменить старую пленочную miniDV-камеру по качеству изображения. Дело и в небольшом размере матрицы, и в «компьютерном» формате сжатия MPEG-4, позволяющем записать на карту памяти больше минут видео в ущерб качеству. Дело в том, что программы видеомонтажа работают с несжатым видеосигналом DV, который и записывают на кассету пленочные цифровые камеры: сначала «разворачивают» видео в формате MPEG-4 в несжатый формат, а после монтажа снова преобразуют, правда, в другой формат — MPEG-2 — для записи на DVD. Неоднократное преобразование приводит к существенной потере качества. В итоге единственное, что осталось в камере привлекательного, — выносной объектив, который делает ее фетишем поклонников экстремального времяпровождения. Но возникает вопрос: а не лучше ли было выпустить только объектив со встроенной картой памяти? И проще, и дешевле.

Поэтому следующей у меня в руках оказалась камера JVC GZ-MC500EX ($1200). Три ПЗС-матрицы обеспечивали превосходную цветопередачу и разрешение в полном широкоэкранном формате 16:9. Видео можно записывать как на SD-карточку, так и на миниатюрный жесткий диск Microdrive. JVC больше походила на полноценную замену пленочной камеры. Если бы не два «но»: отсутствие видоискателя и, как следствие, затруднение съемки на ярком свету и опять же проблемы со считыванием формата записи стандартными программами редактирования видео. Правда, камера писала сигнал уже в формате MPEG-2, «родном» для DVD. Поэтому для тех, кого монтаж видеозаписей не интересует, это прекрасный выбор. Но меня монтаж как раз и интересовал.

Кстати, заодно с этой камерой мне в руки попала и младшая ее сестра — JVC GZ-MG50 ($800). Основное преимущество модели — цена и встроенный жесткий диск на 30 Гб, позволяющий записать 10,5 часа видео с качеством DVD. Такая емкость диска позволяет напрочь забыть о видеокассетах: камеры хватит на весь отпуск, успевай только заряжать аккумуляторы. Никаких кассет, никаких видеодисков, никаких расходных материалов — все уже в вашей камере. Простой видеомонтаж можно осуществлять прямо в ней же, а дома сбросить готовое видео на DVD. В общем, повторюсь — идеальная вещь для отдыха. Основная проблема, как и у старшей модели: для серьезного монтажа на компьютере MPEG-2 не очень подходит.

Что еще есть? Ах да, мы почти забыли камеры, которые записывают прямо на DVD (правда, маленький — всего 8 см). Побывала у меня и такая камера, причем наилучшая — Sony DCR-DVD403E ($800). Казалось бы, идеальное решение — камера пишет сразу на DVD (можно в формате 16:9), да еще с пятиканальным кинотеатральным звуком. Просто вытащи диск из камеры, вставь в плеер и смотри. Но вот незадача: перед этим надо его на камере финализировать, что занимает некоторое время. Теперь, когда его можно смотреть, на него уже нельзя писать! В режиме наивысшего качества (HQ) на один диск вмещается 20 минут записи — негусто. Да и преимущество многоканального звука — спорная вещь: вам нужны голоса тех, кто стоит у вас за спиной? К тому же это самая большая и тяжелая камера, которая побывала у меня в руках. Ну, и MPEG-2.

Свой выбор я в итоге остановил на пятой камере — Sony DCR-HC90E ($800). Только она из данной пятерки обеспечивала нормальный DV-формат — сиди и монтируй фильмы на ноутбуке, сколько душе угодно. Плюс отработанные годами эргономика, всевозможные режимы съемки, включая ночной, и стандартный по нынешним временам широкоэкранный формат 16:9 как матриц, так и видоискателя.

В общем, камера всем была хороша. Но… я так ее и не купил. Почему? Дело в том, что, отвозя взятые на тест камеры в Sony, я увидел в работе новую HDV-камеру HDR-HC3E ($1500). Главное в ней — буква «H», означающая High Definition, то есть высокое разрешение. Сказать, что качество съемки фантастическое, — не сказать ничего. Оно невероятное. Притом что это любительская камера. И смотрел я не рекламные ролики, а обычный видеоотчет об отпуске, снятый сотрудником японской компании. Я был уже готов бежать в магазин, но был остановлен тем самым сотрудником Sony. Он мне поведал, что и камеры уже есть в продаже, и кассеты к ним, и стандартные программы монтажа формат поддерживают, и телевизоры и проекторы такие есть, а вот проигрывателей — нет! Смотреть можно или с компьютера, или с самой камеры, что, как вы понимаете, совсем не то.

Стандартным носителем HD-сигнала должны стать диски Blu-Ray и HD-DVD, которые в этой цепочке как раз и запоздали. Ни проигрывателей, ни самих дисков (с готовыми фильмами) пока в продаже нет и, судя по всему, до осени не предвидится. А для того, чтобы цены на них пришли в приемлемое состояние, потребуется еще как минимум год. Уверен: HDV-камеры к тому времени подешевеют и улучшатся. Я остался без видеокамеры еще на год. Несмотря на то, что они никогда не были так хороши, как сейчас.

Автор — главный редактор журнала «Популярная Механика»

Обзор

  • SAMSUNG Miniket VP-X110L

Дизайн, удобство пользования вне конкуренции. Но уступает пленочной miniDV-камере в качестве картинки.

Цена: $600

  • JVC GZ-MC500EX

Разрешение 5 мегапикселей, прекрасная цветопередача. И никаких видеокассет!

Цена: $1200

  • JVC GZ-MG50

Встроенный жесткий диск. Пишет 37 ч. в экономном режиме или 10,5 ч. с‑качеством DVD.

Цена: $800

  • SONY DCR-DVD403E

Пишет сразу на DVD, да еще с кинотеатральным звуком! Но на диске всего 20 мин. записи.

Цена: $800

  • SONY DCR-HC90E

Испытанный боец. Удобна, эргономична. Но пишет на кассету miniDV и поэтому капризна.

Цена: $800

  • SONY HDR-HC3E

Качество картинки нереальное. Но смотреть видео можно только с камеры.

Цена: $1500

Новости партнеров