Женская доля | Forbes.ru
сюжеты
$58.68
69.11
ММВБ2134.58
BRENT63.37
RTS1147.91
GOLD1261.56

Женская доля

читайте также
Поздний «Ренессанс». Почему классический private banking в сложной ситуации? +4 просмотров за суткиЗащитник капитала. Как Сергей Котляренко управляет деньгами сильных и богатых Сергей Котляренко: «С Игорем Шуваловым у меня отношения исключительно в рамках «клиент-управляющий» Львиная доля. От научной карьеры и атомной подлодки к управлению активами Инвестиционная отвага Родина «единорогов»: как компания растит проекты стоимостью более $1 млрд +1 просмотров за суткиЧеловек из фондов: общение с лидерами компаний как залог успешных инвестиций Муравьи и облигации Муравьи и облигации: фонд с низкими комиссионными и высокой доходностью Ангел Абрамовича Охота на офшоры Бизнес с учеными Специалист по долгам Проводник инвестиций: кто учит вкладывать в Россию «китайского Баффетта» Китайский мандат Братья люкс Как снайпер израильского спецназа стал российским управляющим Точное попадание Системный подход: кто управляет миллионами Владимира Евтушенкова Системный подход Клуб смотрящих: кто управляет деньгами бизнесменов из списка Forbes
#Money man 03.06.2006 00:00

Женская доля

Ирина Рапопорт не захотела лечить зубы богатым людям — она решила, что лучше управлять их миллионами

Директор по работе с частными клиентами компании Renaissance Capital Asset Management (RCAM) Ирина Рапопорт ежегодно летает на Российский экономический форум в Лондон. Нет, она не выступает там с докладами на пленарных заседаниях и не ведет дискуссий на круглых столах. Как и многие другие продавцы услуг для богатых россиян, Ирина приезжает в Лондон, чтобы пообщаться здесь со своими клиентами — действующими и потенциальными.

В деле привлечения частных денег Ирина немало преуспела — через посредничество этой энергичной женщины свои средства в RCAM принесли около сотни российских миллионеров. (Минимальная сумма, необходимая для составления индивидуального портфеля в RCAM сейчас, — $1 млн.) Только с декабря 2005 года по апрель 2006-го совокупный портфель частных клиентов Ирины Рапопорт вырос в два раза, до $300 млн. Для сравнения: примерно такой же суммой управляют УК Росбанка и «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент». Правда, в двух этих случаях речь идет не только о деньгах частных лиц, но и о корпоративных инвестициях.

Не подумайте, что Ирина бегает с буклетами своей компании по коридорам конференций и форумов — в мире больших денег прямые продажи почти не работают, клиенты обычно приходят в RCAM по знакомству или увидев рекламу. А основная задача Рапопорт — убедить людей доверить ее компании деньги.

Заняться финансами Ирина решила в 18 лет, совершенно неожиданно для своих родителей, которые хотели, чтобы дочь продолжила семейное дело, став стоматологом. Отец настоял на получении западного образования, и в 1988 году Рапопорт, окончив московскую школу, отправилась учиться зубоврачебному делу в Америку, в Нью-Йоркский университет. Перед поступлением необходимо было поработать помощником дантиста. «Мне заплатили первую зарплату — дали чек, а не деньги, — вспоминает Рапопорт, — и я не могла понять, что с ним делать». Обналичивать чек Ирина пришла в банк. Обстановка там настолько отличалась от привычных советских сберкасс, что Рапопорт взяла наряду с обязательными курсами по медицине ознакомительный курс по финансам. В итоге она решила сменить карьеру: «Я подумала: зачем изучать биологию и физику, когда есть такой волшебный предмет, как бухгалтерия?» Ирина получила степень бакалавра финансов, отработала год брокером в подразделении одной из крупнейших финансовых групп Америки Prudential Financial, а в 1994 году в числе лучших студентов окончила Университет Сан-Франциско и получила степень MBA.

После университета Ирина устроилась в нью-йоркскую компанию Hirschfeld, Stern, Moyer & Ross, которая помогала богатым американцам планировать частные состояния и пенсионные накопления. Первый клиент Ирины запомнился ей на всю жизнь. Джерри Готсман сколотил капитал на сдаче в аренду помещений для хранения личных вещей. Прощаясь после первой встречи с Ириной, он заметил на полу в переговорной пару монеток. «Это ваши деньги?» — спросил Готсман своего нового финансового менеджера. Получив отрицательный ответ, бизнесмен произнес: «Значит, они мои», поднял мелочь с пола и сунул себе в карман. Ирина не поверила своим глазам: ведь этот человек только что положил на счет $20 млн. Зато она четко поняла, что главное качество частного банкира — аккуратность.

Спустя почти пятнадцать лет, в 2003 году, Рапопорт вернулась в Россию. В Америке, как она говорит, не хватало драйва, и предложение продолжить карьеру финансового консультанта в RCAM ее вполне устроило. Теперь Ирина с раннего утра до позднего вечера отвечает на вопросы российских клиентов. Из трех часов, которые она отвела на интервью с Forbes, час ушел на беседу по мобильному телефону, который звонил не переставая.

Чего хотят клиенты, доверяя деньги Рапопорт? Она с легкостью рисует портрет отечественного инвестора. Прежде всего, он не боится рисковать, инвестируя на небольшой срок (на год); основная доля вложений (80%) приходится на Россию, а оставшуюся часть своих средств он предпочитает вкладывать в основном в США. Кроме того, российские миллионеры всегда на низком старте — они требуют месяц на выход из инвестиций, что по мировым стандартам совсем небольшой срок.

Сейчас Ирину беспокоит, что инвесторы ожидают от российского фондового рынка слишком больших доходов. Их аппетиты легко объяснить: с начала года к маю рынок вырос более чем на 50%. Но Рапопорт объясняет клиентам, что падение рынка неизбежно. (На момент сдачи номера индекс РТС упал на 10%.) Она предлагает не делать из этого трагедии: в конце концов, снижение цен — это хорошая возможность купить подешевевшие бумаги. Свои собственные сбережения Рапопорт почти полностью инвестировала в российский рынок, и половину из них — в акции «Газпрома».

Что предлагает Рапопорт российским миллионерам? Самым популярным среди частных клиентов RCAM стал закрытый фонд pre-IPO. Фонд будет покупать доли в компаниях, планирующих провести публичное размещение акций. Приобретать пакеты таких компаний планируется у миноритарных акционеров или когда эмитент проводит предварительную закрытую продажу акций инвесторам, чтобы оценить свои возможности перед выходом на биржу.

Рапопорт довольна кампанией по сбору денег в фонд: «Спрос фантастический, фонд был сформирован еще в конце марта — за два месяца до запуска». Размеры комиссионных в этом фонде стандартны для RCAM: 2% от размера активов под управлением и 20% от полученной прибыли. Примерно 50% нового фонда сформированы из денег институциональных инвесторов, остальное — средства частных лиц.

Другой потенциальный хит продаж — закрытый фонд недвижимости для частных и институциональных инвесторов — запускается в конце лета. Он будет инвестировать в уже действующие объекты коммерческой недвижимости, способные приносить доход на уровне 10–12% годовых в валюте. Фактически это возможность поучаствовать в высокодоходном рынке, не располагая всей суммой, необходимой на строительство офисного или торгового центра. Аналогичный фонд есть у компании «Тройка Диалог» — ее закрытый ПИФ «Коммерческая недвижимость» был сформирован на три года в декабре 2004-го. Пай стоил тогда 290‑000 рублей, к 31 марта 2006 года подорожал немного — до 306 000 рублей, но пайщики также получили промежуточный инвестиционный доход в размере 29 000 рублей на один пай.

…Очередной ответ Рапопорт на вопрос Forbes прерывает звонок. Она снова просит прощения и переключается на общение с клиентом. Легко ли жить, будучи постоянно на связи? «По гороскопу я Козерог — это женщина с мужским характером, — поясняет главный «продавец» RCAM. — Я не могу сидеть дома. Когда я родила ребенка, просидела дома год, я чуть с ума не сошла». Муж Ирины, Сергей Ушков — член совета директоров небольшой страховой компании «Ростра». Воспитанием ребенка и домашним хозяйством занимаются в основном «наемные менеджеры». Любимый вид спорта? Рапопорт опять шутит: «Деньги». Пожалуй, это и правда увлекательнее, чем ставить коронки и лечить кариес.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться