Обеспечить крышу | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.2
ММВБ2143.99
BRENT63.25
RTS1148.27
GOLD1256.54

Обеспечить крышу

читайте также
+2092 просмотров за суткиICO XIX века. Что общего между Суэцким каналом и криптовалютами +2699 просмотров за суткиВолшебные пилюли. Как молодые американские компании меняют будущее медицины +8922 просмотров за суткиНа исходе: 16 способов зарядить свою батарейку +2119 просмотров за суткиКонкуренция — новый профсоюз. Кадровый голод выгоден сотрудникам +21229 просмотров за суткиСамые рентабельные актеры Голливуда — 2017. Рейтинг Forbes +54098 просмотров за суткиНавечно в моде. Культовые автомобили с неизменным дизайном +631 просмотров за суткиМолекулярные ножницы. Молодая компания создала новый фермент для редактирования ДНК +1484 просмотров за суткиМарк Цукерберг рассказал о «магии технологий» в борьбе с болезнями +1192 просмотров за суткиСтоит съесть: ризотто по-бородински в Uilliam's, тайский суп в Insight, хумус в Carmel +1627 просмотров за суткиОдна вокруг света: как отремонтировать корейскую машину в Африке +842 просмотров за суткиДивный мир инстаграма. Как правильно использовать блогеров для бизнеса +3180 просмотров за суткиБесплатный iPhone. Почему операторы в России не раздают смартфоны в обмен на контракт +52 просмотров за суткиРеформатор года: Владимир Александров получил национальную премию «Лучший корпоративный юрист 2017 года» +13770 просмотров за сутки«Национальный позор». Что говорят политики и экономисты о приговоре Улюкаеву +36 просмотров за суткиИнвестировать пока не поздно: Villagio Estate о том, почему вкладывать деньги в загородную элитку надо как можно быстрее +686 просмотров за суткиВиртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников +710 просмотров за суткиКто долго запрягает, тот быстро едет. «Медленные» ICO скоро победят «ниндзя» +7683 просмотров за суткиРывок вниз. Что будет с рублем после снижения ключевой ставки +1178 просмотров за суткиВозле биткоина: для каких компаний опасен конец криптохайпа Как по рельсам Гид Forbes по плитке Собянина

Обеспечить крышу

Основатели «Технониколя» нашли верный способ разбогатеть 
на строительном буме

Кто зарабатывает на новостройках? Первыми приходят на ум риэлторы, строители и банкиры. Вряд ли вы вспомните о компаниях, поставляющих строителям материалы для кровли. И напрасно: крыша есть в каждом доме, а крупнейший российский производитель кровли компания «Технониколь» только за прошлый год увеличила свою выручку на 50% — до $450 млн.

В 1993 году, когда студенты московского Физтеха Игорь Рыбаков и Сергей Колесников основали фирму и начали ремонтировать крыши, никто не мог предугадать нынешних темпов строительства: за последние пять лет объемы только жилищной застройки выросли на 40%. Сейчас двум основателям принадлежит 50% акций холдинга, остальные находятся в руках еще трех акционеров, не участвующих в оперативном управлении. Ни Рыбаков, ни Колесников уже давно по крышам не лазят. «Последний раз я сам чинил крышу на доме отца несколько лет назад», — шутит Игорь.

Вас также может заинтересовать

Конек компании — производство «мембраны», наплавляемых рулонных материалов на основе стекловолоконных и полиэфирных тканей. Это более современное покрытие, чем традиционно использовавшийся рубероид. Процесс производства мембранных покрытий в общих чертах выглядит так: ткань-основу макают в ванны с битумом, потом покрывают обсыпкой и скатывают в рулоны. Стеклоткань и полиэстер не гниют в отличие от картона, который используется в качестве основы рубероида, поэтому лежат как минимум 8 лет, не требуя замены каждые 2–3 года. «Мембрану» и использовать удобнее: не нужно тащить на крышу громоздкие битумоварки и специальные лейки, из которых битум разливают по крыше перед наклейкой рубероида. Требуются лишь газовая горелка и рулон «мембраны» с уже нанесенным на одну из сторон слоем битума, который и растапливают горелкой перед наклеиванием.

Когда в 1994 году Рыбаков с Колесниковым приобрели Выборгский рубероидный завод и перестроили его под производство более дорогой «мембраны», риск казался неоправданным — тогда повсеместно использовали рубероид. Но постепенно спрос начал расти, и в 1997 году предприниматели переоборудовали под производство более современных покрытий еще и рыбинскую «Крому». Потом предприятия стали открывать одно за другим. Запуская новый цех, в компании исполняют один и тот же ритуал: запекают в битуме курицу и тут же угощают участников церемонии. Этот обычай десять лет назад привили кровельщикам итальянские коллеги, налаживавшие оборудование.

Курица, видно, и вправду приносит удачу. Мало-помалу рубероид сдал позиции. Если в 1990 году по России выпускали 1 млрд кв.‑м этого покрытия, то в 2005 году — в три раза меньше. «Технониколь» производит более половины используемых на российских стройках «мембран». Мощности компании по производству дешевого рубероида — около 70 млн кв. м, «мембраны» выпускают в два раза больше, 150 млн кв.‑м. За 12 лет компания запустила 15‑предприятий, в реконструкцию и строительство вложено более $45 млн, половина из которых — кредиты. Оправдан ли такой размах? Стройки бывают разные, а владельцы «Технониколя», похоже, хотят угодить всем.

Например, строители из Краснодара требуют, чтобы кровля была теплостойкой, а в Норильске нужны более гибкие покрытия, которые не ломались бы от мороза. Как быть? «Технониколь» создал при заводе в подмосковном Воскресенске научный центр, где покрытиям придают необходимые свойства, тщательно подбирая ингредиенты. Так, чтобы «мембрана» хорошо гнулась и выдерживала суровый климат, битум, в который макают основу, смешивают с полимером СБС (стирол-бутадиен-стироловые эластомеры). На исследования холдинг ежегодно тратит около €200‑000, выдавая каждый год 2–3 новых решения.

Другой пример. Шесть лет назад стали расти темпы частного коттеджного строительства. «Технониколь» отреагировал и на это, компания купила в Литве завод по производству гибкой черепицы, а в августе 2005 года открыла еще один в Рязани совместно с испанским партнером.

Отслеживать запросы потребителей компании теперь помогает ее сбытовая сеть, объединяющая более 80 торговых домов по всей стране. Эти оптовые фирмы обеспечили холдингу в прошлом году две трети выручки. Важная деталь: на продукцию «Технониколя» в ассортименте торговых домов приходится лишь 50%. Остальное — чужие товары от материалов для облицовки стен до пластиковых окон, и долю своих изделий предприниматели хотят снизить до 30%. Цель? «Предлагать весь комплекс решений для стройки», — говорит Рыбаков.

Впрочем, «Технониколь» не будет продвигать чужой товар, если есть возможность наладить собственное производство. Так произошло с изоляционными материалами. С 2001 по 2003 год продажи теплоизоляции сторонних производителей выросли в торговых домах «Технониколя» в два раза. Рыбаков с партнерами поняли, что спрос на теплоизоляцию — явление не временное: в России на единицу жилой площади расходуется в 2–3 раза больше энергии, чем в странах Европы. И вот в конце 2003 года «Технониколь» купил челябинский завод АКСИ, крупнейшего производителя теплоизоляционных материалов из минеральной ваты, инвестировав в развитие $3 млн. В прошлом году холдинг начал заниматься и материалами для звукоизоляции — даже массовое жилье становится более комфортным.

Что еще нужно строителям? Низкие цены. «Технониколь» обзавелся собственным производством необходимого для изготовления «мембран» стекловолокна и материала для обсыпки (кровельных гранул). Это снижает себестоимость. Нет высоких наценок и в рознице — торговые дома не имеют преференций перед независимыми дилерами и вынуждены конкурировать с ними. В холдинге даже создан специальный трансфертный комитет, регулирующий ценовые споры между «частниками» и торговыми представительствами. Вот пассаж из одной украинской газеты (в 2004 году холдинг построил завод в Днепродзержинске): «Бывает, что, столкнувшись на объекте, два-три поставщика «Технониколя» предлагают «минимальную цену», после чего каждый на свой страх и риск делает цену ниже. Когда же покупатель выбирает одного поставщика, остальные всеми правдами и неправдами пытаются заполучить копию счета с ценой «ниже минимальной» и отправляют его в Москву. После чего нарушителя лишают на месяц скидок».

«У нас всегда была дилемма — зарабатывать больше и расти медленнее или наоборот. Мы выбрали агрессивный рост по объемам и умеренный заработок», — обосновывает Рыбаков низкую рентабельность (5% в рознице, 10–15% на производстве). «Они сливают все за копейки, — утверждает представитель одного из заводов-конкурентов. — Для них главное — вал».

Впрочем, и другим производителям покрытий для крыш (всего их в России более 50) грех жаловаться. Датская компания Icopal планирует достроить в этом году свой завод во Владимирской области, который будет выпускать кровельные материалы эконом-класса — получится прямой конкурент «Технониколю». Владимир Купцов, директор завода «Изофлекс» из Ленинградской области, одного из крупнейших российских производителей кровли (предприятие принадлежит «Сургутнефтегазу»), спокоен: «Наши материалы — среди самых дорогих. «Технониколю», несмотря на их большие объемы, такого качества не достичь. И на нашу маржу они никак не влияют, у нас свой рынок».

Причин для волнений и правда нет. На кровельном рынке места всем хватит. «Крыли, кроем и будем крыть», — говорит Рыбаков. Тем более что власти хотят удвоить объем годового жилищного строительства в России до 70–80 млн кв. м. А можете ли вы представить себе дом без крыши?

Основатели «Технониколя» нашли верный способ разбогатеть на строительном буме

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться