Обеспечить крышу

Основатели «Технониколя» нашли верный способ разбогатеть 
на строительном буме

Кто зарабатывает на новостройках? Первыми приходят на ум риэлторы, строители и банкиры. Вряд ли вы вспомните о компаниях, поставляющих строителям материалы для кровли. И напрасно: крыша есть в каждом доме, а крупнейший российский производитель кровли компания «Технониколь» только за прошлый год увеличила свою выручку на 50% — до $450 млн.

В 1993 году, когда студенты московского Физтеха Игорь Рыбаков и Сергей Колесников основали фирму и начали ремонтировать крыши, никто не мог предугадать нынешних темпов строительства: за последние пять лет объемы только жилищной застройки выросли на 40%. Сейчас двум основателям принадлежит 50% акций холдинга, остальные находятся в руках еще трех акционеров, не участвующих в оперативном управлении. Ни Рыбаков, ни Колесников уже давно по крышам не лазят. «Последний раз я сам чинил крышу на доме отца несколько лет назад», — шутит Игорь.

Конек компании — производство «мембраны», наплавляемых рулонных материалов на основе стекловолоконных и полиэфирных тканей. Это более современное покрытие, чем традиционно использовавшийся рубероид. Процесс производства мембранных покрытий в общих чертах выглядит так: ткань-основу макают в ванны с битумом, потом покрывают обсыпкой и скатывают в рулоны. Стеклоткань и полиэстер не гниют в отличие от картона, который используется в качестве основы рубероида, поэтому лежат как минимум 8 лет, не требуя замены каждые 2–3 года. «Мембрану» и использовать удобнее: не нужно тащить на крышу громоздкие битумоварки и специальные лейки, из которых битум разливают по крыше перед наклейкой рубероида. Требуются лишь газовая горелка и рулон «мембраны» с уже нанесенным на одну из сторон слоем битума, который и растапливают горелкой перед наклеиванием.

Когда в 1994 году Рыбаков с Колесниковым приобрели Выборгский рубероидный завод и перестроили его под производство более дорогой «мембраны», риск казался неоправданным — тогда повсеместно использовали рубероид. Но постепенно спрос начал расти, и в 1997 году предприниматели переоборудовали под производство более современных покрытий еще и рыбинскую «Крому». Потом предприятия стали открывать одно за другим. Запуская новый цех, в компании исполняют один и тот же ритуал: запекают в битуме курицу и тут же угощают участников церемонии. Этот обычай десять лет назад привили кровельщикам итальянские коллеги, налаживавшие оборудование.

Курица, видно, и вправду приносит удачу. Мало-помалу рубероид сдал позиции. Если в 1990 году по России выпускали 1 млрд кв.‑м этого покрытия, то в 2005 году — в три раза меньше. «Технониколь» производит более половины используемых на российских стройках «мембран». Мощности компании по производству дешевого рубероида — около 70 млн кв. м, «мембраны» выпускают в два раза больше, 150 млн кв.‑м. За 12 лет компания запустила 15‑предприятий, в реконструкцию и строительство вложено более $45 млн, половина из которых — кредиты. Оправдан ли такой размах? Стройки бывают разные, а владельцы «Технониколя», похоже, хотят угодить всем.

Например, строители из Краснодара требуют, чтобы кровля была теплостойкой, а в Норильске нужны более гибкие покрытия, которые не ломались бы от мороза. Как быть? «Технониколь» создал при заводе в подмосковном Воскресенске научный центр, где покрытиям придают необходимые свойства, тщательно подбирая ингредиенты. Так, чтобы «мембрана» хорошо гнулась и выдерживала суровый климат, битум, в который макают основу, смешивают с полимером СБС (стирол-бутадиен-стироловые эластомеры). На исследования холдинг ежегодно тратит около €200‑000, выдавая каждый год 2–3 новых решения.

Другой пример. Шесть лет назад стали расти темпы частного коттеджного строительства. «Технониколь» отреагировал и на это, компания купила в Литве завод по производству гибкой черепицы, а в августе 2005 года открыла еще один в Рязани совместно с испанским партнером.

Отслеживать запросы потребителей компании теперь помогает ее сбытовая сеть, объединяющая более 80 торговых домов по всей стране. Эти оптовые фирмы обеспечили холдингу в прошлом году две трети выручки. Важная деталь: на продукцию «Технониколя» в ассортименте торговых домов приходится лишь 50%. Остальное — чужие товары от материалов для облицовки стен до пластиковых окон, и долю своих изделий предприниматели хотят снизить до 30%. Цель? «Предлагать весь комплекс решений для стройки», — говорит Рыбаков.

Впрочем, «Технониколь» не будет продвигать чужой товар, если есть возможность наладить собственное производство. Так произошло с изоляционными материалами. С 2001 по 2003 год продажи теплоизоляции сторонних производителей выросли в торговых домах «Технониколя» в два раза. Рыбаков с партнерами поняли, что спрос на теплоизоляцию — явление не временное: в России на единицу жилой площади расходуется в 2–3 раза больше энергии, чем в странах Европы. И вот в конце 2003 года «Технониколь» купил челябинский завод АКСИ, крупнейшего производителя теплоизоляционных материалов из минеральной ваты, инвестировав в развитие $3 млн. В прошлом году холдинг начал заниматься и материалами для звукоизоляции — даже массовое жилье становится более комфортным.

Что еще нужно строителям? Низкие цены. «Технониколь» обзавелся собственным производством необходимого для изготовления «мембран» стекловолокна и материала для обсыпки (кровельных гранул). Это снижает себестоимость. Нет высоких наценок и в рознице — торговые дома не имеют преференций перед независимыми дилерами и вынуждены конкурировать с ними. В холдинге даже создан специальный трансфертный комитет, регулирующий ценовые споры между «частниками» и торговыми представительствами. Вот пассаж из одной украинской газеты (в 2004 году холдинг построил завод в Днепродзержинске): «Бывает, что, столкнувшись на объекте, два-три поставщика «Технониколя» предлагают «минимальную цену», после чего каждый на свой страх и риск делает цену ниже. Когда же покупатель выбирает одного поставщика, остальные всеми правдами и неправдами пытаются заполучить копию счета с ценой «ниже минимальной» и отправляют его в Москву. После чего нарушителя лишают на месяц скидок».

«У нас всегда была дилемма — зарабатывать больше и расти медленнее или наоборот. Мы выбрали агрессивный рост по объемам и умеренный заработок», — обосновывает Рыбаков низкую рентабельность (5% в рознице, 10–15% на производстве). «Они сливают все за копейки, — утверждает представитель одного из заводов-конкурентов. — Для них главное — вал».

Впрочем, и другим производителям покрытий для крыш (всего их в России более 50) грех жаловаться. Датская компания Icopal планирует достроить в этом году свой завод во Владимирской области, который будет выпускать кровельные материалы эконом-класса — получится прямой конкурент «Технониколю». Владимир Купцов, директор завода «Изофлекс» из Ленинградской области, одного из крупнейших российских производителей кровли (предприятие принадлежит «Сургутнефтегазу»), спокоен: «Наши материалы — среди самых дорогих. «Технониколю», несмотря на их большие объемы, такого качества не достичь. И на нашу маржу они никак не влияют, у нас свой рынок».

Причин для волнений и правда нет. На кровельном рынке места всем хватит. «Крыли, кроем и будем крыть», — говорит Рыбаков. Тем более что власти хотят удвоить объем годового жилищного строительства в России до 70–80 млн кв. м. А можете ли вы представить себе дом без крыши?

Основатели «Технониколя» нашли верный способ разбогатеть на строительном буме.

Новости партнеров