03.08.2006 00:00

Назад в Cредневековье?

Георгий Мирский Forbes Contributor
Во всем мире рациональные формы государственной жизни переживают кризис

О «Возврате к Cредневековью» говорят в последние годы все чаще. Современные мыслители обращают внимание на падение власти государства, все хуже справляющегося с ускользающими из-под его контроля локальными или же транснациональными силами — от криминальных группировок до сетевых террористических структур. Рациональные формы государственной жизни сменяет откат к средневековой децентрализации.

Историки и политологи сходятся во мнении, что XXI век будет эпохой этнических и конфессиональных конфликтов. Избавившись от идеологических разногласий времен холодной войны, нации, этнические группы, конфессиональные общности стали сводить старые счеты.

Глубинные мотивации поведения людей — национализм и религиозность, которые игнорировал или отрицал марксизм (и к которым, кстати, с подозрением относились либералы — приверженцы общечеловеческих ценностей), оказались сильнее, чем классовая вражда и жажда социального равенства. Если же оба фактора совпадают, то есть определенная группа людей убеждена, что она обездолена и дискриминируема именно вследствие своих этнических или конфессиональных отличий, рождается наиболее опасный феномен, чреватый непрекращающимся насилием.

Как арабские подростки из парижских предместий ощущают свой статус изгоев во французском обществе, так и значительная часть населения стран третьего мира чувствует себя глобальным маргиналом. Ни одной крупной общности не свойственны такая степень недовольства мировым порядком, такая фрустрация и связанные с ней всплески насилия, как мусульманам, которым Аллах сказал: «Вы были лучшей из общин, которые выведены пред людьми» (Коран, 3: 110). Реакция на длительный период унижения, ненависть к тем, кто до сих пор не позволяет мусульманам избавиться от комплекса неполноценности, стремление возродить достоинство — вот корень экстремизма в мире ислама.

Модернизация, необходимость которой стала ясна еще сто лет назад, не оправдала надежд. Была создала благоприятная почва для восприятия тезиса исламистов: причина провала в том, что все прогрессистские режимы, ориентированные на Запад или на СССР, были светскими, отошедшими от ислама.

Те чаяния людей, которые еще недавно находили выражение в поддержке левых, социалистических течений, превратились в поиски счастья на базе исламской модели. Правда, если идеология социализма звала в будущее, то исламизм устремлен в прошлое, к мифическому «золотому веку». Набирает силу воинственная, силовая составляющая исламского учения, которая хотя и не является его основой, но все же лежит в русле исламской традиции, а не привнесена извне.

Обскурантизм нарастает и в западном мире. Еще в эпоху Просвещения возникла система взглядов, согласно которой человечество, ведомое Разумом, развивается поступательно, движется «вперед и выше». Но XX век, принесший две мировые войны, век тоталитаризма и геноцида, холокоста и ГУЛАГА, поставил под сомнение теории прогресса.

В кризисе пребывает не только секулярный, «просвещенческий» разум, но и традиционная церковь. Торжествует то, что французский социолог Ален Мэнк охарактеризовал как расцвет догматических религиозных групп, «новых гуру, часто столь же алчных, сколь и ориентированных на миссионерство», ведущих по пути «псевдознаний, которые нашли лучший из возможных источников коммерции — манию, психоз познания будущего». Исчезает как основанная на рациональности надежда на будущее, так и настоящая вера. Этим, кстати, так называемое Новое Средневековье отличается от старого. Ведь тогда диктовавшиеся церковью ценности были безусловными, сейчас же распространяется тот самый релятивизм, против которого выступал покойный папа Иоанн Павел II.

Пора понять, что цивилизация вплотную приблизилась к устрашающему выбору: общество вседозволенности без всяких моральных императивов либо установление жесточайших и мракобесных запретительных порядков, напоминающих некий глобальный «Талибан».

Как быть? Осознание глубины моральной и общественной деградации должно вызвать реакцию того здорового разумного начала, которое всегда позволяло человечеству преодолевать явления, грозившие ему вырождением. Только широкое обсуждение процессов, способных перечеркнуть многое из того, что было достигнуто за столетия, способно предотвратить торжество Нового Средневековья.

Новости партнеров