По адресу

Ирина Телицына Forbes Contributor
Хотите завести несколько сотен лояльных клиентов с деньгами? Откройте свое заведение прямо по месту их жительства

Хорошо, когда, пропустив кружку пива в баре, не надо садиться за руль. Это уже оценили обитатели жилого комплекса «Янтарный» (630 квартир) на севере Москвы. На его территории больше года назад открылся паб «Йоркшир». Половина завсегдатаев — жильцы дома, иногда тут даже собирается правление ТСЖ. Пару раз поступал заказ на приготовление еды поварами паба прямо в квартире, действует и служба доставки — фактически room-service.

«Клубный дух в пабе обычно появляется через год работы, тут ушло несколько месяцев, — говорит управляющий Илья Берлин. — В выходные надо заказывать столик». (Сюда приходят со всего района.) Та же ситуация и в ресторане «Виа Романо» через стенку — у них с «Йоркширом» общие хозяева и менеджмент. Опыт работы в жилом комплексе признан удачным — оба заведения осенью откроются и на территории комплекса «Гранд Парк» (4000 квартир).

Появление в Москве огромных комплексов, заселенных платежеспособными жильцами, вызвало спрос на такие «придомовые» заведения. Новостройки удобны для арендаторов. «Можно распланировать с пользой каждый сантиметр. В готовом помещении это трудно, дорого, а иногда невозможно», — говорит Виктория Геневская, управляющая сети салонов тайского массажа «7 красок». В 2005 году компания открыла салон в жилом комплексе «Золотые ключи-2» (более 900 квартир); жильцы составляют здесь 20% посетителей. Теперь опыт внедряют в Санкт-Петербурге.

Есть даже целый проект из сферы услуг, разработанный специально под новые дома для среднего класса, — сеть детских садов «Карусель». Предприниматель Константин Романко, купив квартиру в жилом комплексе «Корона», тщетно искал дошкольное учреждение для своих детей. Он поговорил с руководством строительной компании Mirax Group («Корона» — их проект), и идея оформилась в бизнес-план.

Первый садик на 20 мест построен на территории комплекса «Золотые ключи-2» (та же Mirax Group) и открывается в августе. Романко ориентировался на собственные требования — он будет возить туда своих детей. Все места уже заняты, несмотря на высокую стоимость — $1700 в месяц. Помещение для второго садика на 90 детей уже найдено — два этажа в комплексе «Кутузовская Ривьера». «У меня много направлений деятельности (поставки нефтепродуктов, оборудования для лабораторий. — Forbes) и времени мало, но этот проект интересно реализовать самому — я вижу, что садики нужны, и знаю, какими они должны быть», — говорит Романко.

Что еще востребовано? По словам Анастасии Юсиной, гендиректора «Страта Партнерс», открывшей клуб сети Orange Fitness в комплексе «Алые Паруса», выручка салона красоты там в два раза выше и он равномерно загружен. «Многие крупные банки стремятся разместить свои банкоматы, но создавать отделения смысла нет», — говорит Вячеслав Тимербулатов, вице-президент девелоперской компании «Конти». По его мнению, жилые комплексы интересны тем, кому важны имидж и статус, а не поток.

Но выручку обеспечат только лояльные посетители. Открывая кафе вдали от центра города, где обычно располагаются новые жилые комплексы, не надейтесь сэкономить на аренде. Еще одно обстоятельство: все равно придется конкурировать с заведениями «в городе». «Люди, купившие квартиру в дорогом доме, рассчитывают на определенный уровень сервиса», — говорит Берлин из «Йоркшира». Если заведение окажется не на высоте, оно вмиг опустеет.

Новости партнеров