К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Корпорация смеха


Comedy Club утвердился в Москве. На очереди 150 городов России

В декабре 2005 года совладельцу проекта Comedy Сlub Артуру Джанибекяну поступил заказ. Некий молодой человек придумал, как оригинально встретить Новый год и порадовать свою девушку. Сценарий таков: заказчики катаются по городу в лимузине, в условленных местах в автомобиль садится пара артистов юмористического коллектива Comedy Сlub, дает мини-представление, на следующей остановке их сменяет другая пара комиков. Заказчик был готов платить $100 000 за каждый час такого веселья. Джанибекян заказ не принял. «Есть определенные технические параметры, ниже которых мы никогда не опускаемся, — наличие сцены, специального освещения. Да и вопрос не в деньгах: просто не все покупается и продается», — улыбается продюсер Comedy Club.

А ведь еще три года назад он зубами бы вцепился в такое предложение. Дела тогда шли не очень хорошо. Артур Джанибекян (сейчас ведет все финансовые дела Comedy Club), Арташес Саркисян (организует гастроли коллектива) и Гарик Мартиросян (отвечает за репертуар) познакомились еще в середине 1990-х в команде КВН «Новые армяне». Игры веселых и находчивых сменились какими-то невнятными гастролями команды по стране, потом партнеры пытались делать свою программу на «Русском радио», недолгое время сотрудничали с телешоу Игоря Угольникова «Добрый вечер» на СТС.

Секрет успеха для любой российской звезды прост — знаменитостью становится тот, кого показывают по телевизору. Но телеэкран захватили старшие товарищи, с советских времен эксплуатировавшие шутки про тещу, сантехников и «третьим будешь». Чтобы отвоевать себе место под этим солнцем, нужен был свежий формат. В начале 2000 года «Новые армяне» гастролировали в США, партнеры (в их числе тогда был Артак Гаспарян, позже покинувший проект ради собственного бизнеса) много ходили по местным «камеди клабам» и оценили все достоинства жанра stand-up comedy. «Все очень просто. Человек со сцены говорит от своего имени о проблемах, которые волнуют его лично. Говорит об этом на том языке, на котором говорил бы с вами лично в какой-нибудь кулуарной ситуации», — рассказывает Арташес Саркисян.

 

Осенью 2003 года в небольшом баре на Остоженке состоялось премьерное выступление Comedy Club. Получилась, конечно, не стопроцентная калька с американского образца: выступления в формате stand-up перемежались репризами в духе КВН и монологами в духе Петросяна. Но несомненные достоинства у шоу были: свежие лица, некий намек на модный формат и свежие темы. Все-таки Петросян с Задорновым не так охотно шутят по поводу наркотиков и гомосексуалистов.

А потом произошло самое важное событие в карьере комедиантов. «Мы как раз были озадачены поиском русского «стенд-апа», — говорит генеральный продюсер канала ТНТ Дмитрий Троицкий. — Было понятно, что это нельзя спродюсировать, нельзя провести кастинг юмористов. Надо было найти живую команду, которая могла это делать. Я сначала услышал о Comedy, потом получил от них кассету с демозаписью, потом сходил на концерт. После выступления я сразу подошел к Артуру и сделал предложение о сотрудничестве. Я увидел юмор, уровень и самое главное — я увидел аудиторию. Юмор у них актуальный, это юмор нынешнего поколения».

 

В апреле 2005 года на ТНТ состоялась премьера еженедельной программы Comedy Club. Дальше все шло по накатанной. Прошло несколько эфиров, и артисты (здесь их называют модным термином «резиденты») Comedy обрели статус звезд. А что делают люди с таким статусом в России? Едут на гастроли по России и странам СНГ. За программу на ТНТ Comedy Club не получает ни копейки. Зато у комедиантов теперь есть заказы на 15–20 публичных выступлений в месяц.

Одесса, июль. Зал клуба «Итака» забит до отказа, собралось человек четыреста, не меньше. Цена входного билета — от $20 до $100. Артистов Comedy на сцене не видно за лесом рук с мобильными телефонами — местная модная публика снимает происходящее. Сегодня не будет разговоров об олигархах, Bentley и «кокосе», не та аудитория. Зато шутки о сексе, футболе, российском шоу-бизнесе и российских автомобилях, «у которых вместо сидений четыре унитаза», идут на ура. Страна другая, но российское телевидение здесь смотрят. «Знаменитый продюсер купил ей квартиру, популярный ведущий подарил ей машину, знаменитый политик купил ей яхту. Знакомьтесь — Ксения Общак», — декламируют со сцены резиденты «сестры Зайцевы». Зал умирает от хохота.

Как минимум десять раз в месяц комедианты выступают по частным заказам, перед узкой аудиторией. «Очень часто бывает, когда на сцене больше людей, чем в зале. Они по сути делают живой телевизор у себя дома», — с вечной полуулыбкой на лице рассказывает Джанибекян. Коллегам по цеху бурная активность комедиантов не нравится. «На моей стороне мозги и образование, я кандидат культурологических наук, а на их — неудачная карьера в КВН», — заявляет в интервью Forbes конферансье и радиоведущий Роман Трахтенберг. По мнению Трахтенберга, личные амбиции резидентов-звезд рано или поздно возьмут верх над интересами клуба, и Comedy рассыплется. Так было со многими предшественниками Comedy Club. Куда, например, делось «Джентльмен-шоу», популярное детище одесской команды КВН?

 

Джанибекян лишь снисходительно улыбается: «Мы не карабасы-барабасы и понимаем, что самое главное во всем этом деле — это хорошо платить артистам». Резидент Comedy Club получает от $25‑000 до $50‑000 в месяц, а также возможность поучаствовать как акционер в одном из новых направлений деятельности клуба. Например, резидент Вадим Галыгин участвует в проекте Comedy Club Fashion. Весной этого года на Московской неделе моды модельер Иван Айплатов показывал первую коллекцию одежды «от Comedy». Майки с надписями вроде «Суслик suka личность» публика приняла благосклонно.

Павел Воля — совладелец компании Comedy Club Festivals. Этой весной она возила 300 туристов в один из отелей Анталии. Артисты шоу будили гостей, проводили утренние зарядки, укладывали на послеобеденный сон и устраивали общие ежевечерние концерты. Путевка в тур со звездой на неделю стоила $1500. Развлекательный туризм продюсеры клуба считают очень перспективным направлением: в ноябре этого года на греческий остров Пафос отправляется еще 400 туристов.

«Быть популярным брэндом и не использовать этот брэнд максимально для зарабатывания денег сбоку — это неэффективный бизнес», — говорит финансист Джанибекян. Совместно с ТНТ Comedy продают шутки и видеоролики владельцам мобильных телефонов (в месяц приходит около 30‑000 SMS-запросов). В ближайших планах запуск в продажу фирменных аксессуаров для телефонов, школьных тетрадей, записей на СD и книг. «Лет через пять под брэндом Comedy Club мы будем иметь десяток очень крутых направлений в сфере развлечений», — обещает Джанибекян.

Главное, что отличает Comedy от предшественников, — клуб начал строительство региональной сети. Схема проста: комедианты и кавээнщики со всей страны шлют в офис комедиантов на Лесной улице в Москве записи своих выступлений. Наиболее интересных артистов Джанибекян берет на работу; регистрирует в их городе дочернюю компанию и арендует помещение, в котором будет давать еженедельное представление местный филиал Comedy Club. Отделения клуба уже работают в восьми городах: Петербурге, Ижевске, Киеве, Екатеринбурге, Саратове и др. Главная проблема эстрадных юмористов — зависимость от телевидения. Если тебя отлучат от эфира, через год публика в регионах о тебе и не вспомнит. Широкая филиальная сеть — способ снизить эту зависимость, дойти до аудитории своими ногами. Планы большие. «Мы хотим получать деньги из 150 городов России», — говорит Джанибекян.

Шути стоя

Жанр stand-up comedy был рожден в США из смеси водевиля, конферанса, еврейского театра и английских скетчей. 
В Америке по-прежнему хорошо зарабатывают на этом изобретении

 
  • Боб Хоуп

Сын камнетеса и певички, в 30-е годы прошлого века Хоуп фактически создал новый формат радиошоу. Ведущий обсуждал в эфире все на свете — от фильмов до личных неудач, перемежая разговор анекдотами и скетчами. Впоследствии Хоуп с этим форматом стал звездой кино и телевидения, объездил весь мир с концертами, выступал перед американскими солдатами во Вьетнаме. Весельчак и знаток анекдотов дружил с несколькими поколениями президентов США, вошел в Книгу рекордов Гиннесса как актер, получивший наибольшее количество премий и наград.

  • Ленни Брюс

Леонард Альфред Шнайдер (Ленни Брюс) в 60-е годы прошлого века шутил о том, о чем другие и подумать стыдились. Брюс много говорил со сцены о политике, расизме и отношениях между мужчинами и женщинами. Комика несколько раз арестовывали и судили за использование ненормативной лексики во время выступлений. Умер в 40‑лет. Согласно официальному заключению, от передозировки наркотиков.

  • Крис Рок

В 1970–1980 годах публика потеряла интерес к stand-up comedy — индустрии не хватало ярких артистов со свежим взглядом на жизнь. Критики считают, что именно Крис Рок и его шоу «Я разделю с тобой боль», появившееся в 1996 году на‑телеканале HBO, способствовали возрождению жанра. Живой интерес публики вызывали политические комментарии Рока и его шутки по поводу отношений черных и белых американцев.

  • Джерри Зайнфилд

Сверхпопулярное комедийное телешоу «Зайнфилд», повествующее о жизни обитателей Нью-Йорка, было закрыто еще в 1998 году, просуществовав 10 лет. Однако только за прошлый год Джерри Зайнфилд заработал на продаже DVD и прав на телетрансляцию около $100 млн и стал самым высокооплачиваемым комиком в США.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+