К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Другие берега


Всемирная борьба с финансированием терроризма и отмыванием денег похоронила популярные ранее офшорные юрисдикции. Где российские бизнесмены регистрируют фирмы сегодня и зачем?

Офшоры мертвы? Это просто смешно — ими пользовались, пользуются и будут пользоваться все от администрации президента до владельца небольшого кафе. Таков разброс наших клиентов», — говорит руководитель международного юридического департамента компании Tax Consulting U.K. Михаил Горлов. Сегодня к нему за услугами по регистрации офшорных фирм обращаются не только средние, но и совсем мелкие компании. По словам Горлова, практически у каждого бизнесмена, который зарабатывает от $20 000 в месяц, есть свой тайный «электронный кошелек» — простейшая офшорная компания со счетом в заграничном банке.

С «кошельков», или, как их еще называли, «копилок», которые российские бизнесмены начали активно использовать в 1990-х, все и началось. В те времена не нужно было ломать голову над тем, как вывести за рубеж прибыль. Офшорные компании с легкостью регистрировали на Кипре и в Ирландии, в Венгрии и Черногории, в Гибралтаре и на островах Джерси и Мэн. Офшорные банки Науру и Палау открывали счета всем без исключения по первому требованию. С тех пор все поменялось: эти юрисдикции для тайников уже не подходят, они стали прозрачными и повысили расценки. Остались в прошлом и офшорные банки — перевести из них деньги после терактов в США в сентябре 2001 года практически невозможно.

Но выход всегда найдется. Место лидера среди классических офшорных юрисдикций сегодня заняли Британские Виргинские острова (BVI). По данным юридической фирмы «Клифф», в 2005 году на BVI было зарегистрировано около 50 000 компаний, а их общее число приблизилось к 700 000. Это абсолютный рекорд. Сама «Клифф», которая является одним из ведущих в России консультантов по предоставлению юридических услуг в сфере международного налогового планирования, приводит следующую информацию: около 60% всех офшорных компаний для российского потребителя регистрируются на BVI. На втором месте, по статистике «Клифф», Сейшельские острова (около 20%), на третьем — Белиз. Кроме того, спросом пользуются Панама и Доминика, а фирмы в остальных классических офшорах, таких как Сент-Китс, Ангилья, Маршалловы острова или Санта-Лючия, регистрируются гораздо реже. Сотрудник одной из юридических фирм рассказал Forbes на условиях анонимности, что его компания продает в год около 150 офшоров BVI и около 80‑— на Сейшельских островах.

 

Все эти компании имеют одни и те же преимущества: налоги платить не нужно, раскрывать бенефициаров никто не требует, уставный капитал можно не оплачивать, отчетность не‑сдавать. Стоят они недорого — $1100–1700, а за их поддержку местным юристам нужно платить по $700–800 в год.

Почему бизнесмены выбрали BVI? Эта самая респектабельная из оставшихся классических офшорных зон. Острова, хоть и расположены в Карибском бассейне, являются территорией Великобритании. Никаких проблем с открытием счета в любом европейском банке для компаний с BVI не возникает. С Сейшелами, например, в этом плане сложнее: популярные в России австрийский Raiffeisenbank и эстонский Sampo счет компании с этих островов не откроют.

 

Но дело не только в престиже и легкости открытия счета в иностранном банке. «Копилки» достаточно часто используют в международной торговле для минимизации налогов. Вот типичный пример. Российская компания импортирует товар. Сначала западный поставщик продает его за $100 офшорной фирме, а та перепродает товар российской уже за $50. В результате часть прибыли остается за границей, а затраты на выплату таможенных пошлин снижаются. То же самое происходит и с экспортом, только в этом случае цена изначально занижается. Однако в последнее время крупные западные компании стали внимательнее относиться к использованию их российскими контрагентами подобных схем. По утверждению одного из налоговых консультантов, у компаний первой величины, таких как Sony, есть свои «черные» списки офшорных юрисдикций, с которыми они не работают. В российском представительстве Sony просьбу Forbes прокомментировать эту информацию оставили без ответа.

По словам Владислава Дубневского, руководителя отдела международного налогового планирования компании «Клифф», для торговой деятельности российские бизнесмены сегодня достаточно часто используют Кипр, Англию, Гонконг и Уругвай. «Для работы с таможней иногда необходимо придать видимую логичность сделкам, поэтому бизнесмены стараются выбрать компании, которые ближе всего расположены к контрагентам, — объясняет Дубневский. — Если товар поставляется из Южной Америки, Уругвай в схеме смотрится естественно. А то, что это по сути офшор, мало кто знает».

Каким образом в список торговых «прокладок» попала Англия с налогом на прибыль 30%? Все очень просто. Английские компании используют в связке с фирмами, зарегистрированными в классических офшорах. Английское предприятие работает по агентскому договору с офшорной фирмой и платит налог на прибыль только с полученного за услуги вознаграждения. Обычно это совсем небольшая сумма — основная прибыль уходит в офшор. При этом все контракты на покупку или продажу товара подписывает английская компания.

 

Для регистрации такой компании достаточно номера абонентского ящика. Но чтобы выглядеть солидно, можно воспользоваться услугами виртуального офиса. Вот одно из многочисленных предложений. «В реквизитах вашей компании будут значиться престижный почтовый адрес, по которому будет поступать деловая корреспонденция, и действующие телефонные номера. Квалифицированный секретарь переадресует поступивший звонок. При этом не будет никаких помех или характерных сигналов коммутатора. Так что у ваших партнеров, знакомых и клиентов не возникнет сомнения, что вы находитесь в той стране, в которую они звонят», — рекламирует свои виртуальные офисы английская компания Wenzel Group. В Лондоне такой офис с полным набором услуг стоит €1640 в год. Если же контрагент потребует «очной ставки», юридическая фирма предоставит в аренду комнату для деловых встреч и совещаний (четыре часа — €850). Так что не обманывайтесь, получив предложение от «солидной британской компании». Ей вполне может оказаться виртуальный офис.

В офшорных схемах с использованием соглашений об избежании двойного налогообложения очень часто используются кипрские и нидерландские компании. По оценке Дубневского, это две самые популярные страны — их законодательство позволяет не платить налоги по процентам и роялти. Вот как может использоваться это преимущество. Например, кипрская компания предоставляет заем российской компании на $10 млн под 15% годовых (по Налоговому кодексу РФ это предельная ставка по займам в иностранной валюте, при которой все выплаты по процентам можно отнести на расходы). В результате кипрская компания получает в виде процентов от российской $1,5 млн, а прибыль российской компании на те же $1,5 млн уменьшается. Налог на полученные проценты кипрская компания не платит. Соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией позволяет не платить налог на выплаченные проценты и у себя дома. Если бы такого соглашения не было, российской компании пришлось бы заплатить налог в размере 20% от выплаченных в пользу нерезидента процентов.

Таким образом $1,5 млн от российской компании без каких-либо потерь оказались на Кипре. Но это еще не все. Кипрская компания получила прибыль в размере тех самых $1,5 млн и должна заплатить с этой прибыли налог 10%. Тут, по словам консультантов, к схеме часто подключается компания из классического офшора. Предположим, офшорная фирма дает кипрской заем на те же $10 млн под 14%. Кипрская компания в отличие от российской не платит налог с процентов, выплаченных в пользу иностранной компании. Офшорная фирма получит $1,4‑млн и никаких налогов платить не будет, а прибыль кипрской компании сократится до $100 000. Вся операция по выводу за границу $1,5 млн обойдется российскому бизнесмену в $10‑000. В России он с $1,5 млн заплатил бы 24%, или $360 000.

Аналогичная схема используется и с выплатой роялти. Торговая марка регистрируется на офшорную компанию, которая заключает лицензионный договор с кипрской. По этому договору роялти платятся в офшор. В то же время кипрская компания заключает сублицензионный договор с российской, по которому роялти из России приходят сначала на Кипр, а потом идут дальше.

«Возможно, когда-нибудь офшорный бизнес станет в России не таким популярным», — говорит вице-президент кипрской компании Consulco International Михаил Соболев. Что для этого нужно? «Совсем немного, — иронизирует консультант, — нужно изжить коррупцию и практику недружественных поглощений, снизить налоговое давление до оправданного здравым смыслом уровня, начать относиться к предпринимателю не как к жулику, а как к полезному для страны человеку». Пока же на Кипре работа кипит — в прошлом году было зарегистрировано почти 15‑000 новых компаний. Это в полтора раза больше, чем в 2002 году, который ошибочно называли последним в истории налогового рая.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости