Большое плавание | Forbes.ru
сюжеты
$58.83
69.17
ММВБ2143.99
BRENT63.27
RTS1148.27
GOLD1256.41

Большое плавание

читайте также
+545 просмотров за суткиДивный мир инстаграма. Как правильно использовать блогеров для бизнеса +3751 просмотров за суткиБесплатный iPhone. Почему операторы в России не раздают смартфоны в обмен на контракт +98 просмотров за суткиРеформатор года: Владимир Александров получил национальную премию «Лучший корпоративный юрист 2017 года» +13180 просмотров за сутки«Национальный позор». Что говорят политики и экономисты о приговоре Улюкаеву +92 просмотров за суткиИнвестировать пока не поздно: Villagio Estate о том, почему вкладывать деньги в загородную элитку надо как можно быстрее +1194 просмотров за суткиВиртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников +881 просмотров за суткиКто долго запрягает, тот быстро едет. «Медленные» ICO скоро победят «ниндзя» +5426 просмотров за суткиРывок вниз. Что будет с рублем после снижения ключевой ставки +2670 просмотров за суткиВозле биткоина: для каких компаний опасен конец криптохайпа +3412 просмотров за суткиКак рыбак к президенту ходил, или Почему дальневосточная рыба стоит 300 рублей +25737 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории. Рейтинг Forbes +677 просмотров за суткиНеделя потребления: новый Bentley, открытие Zilli и победа Lufthansa +3616 просмотров за суткиСуд приговорил Алексея Улюкаева к 8 годам колонии строгого режима +452 просмотров за суткиПьер Моно: «Мы лечим рак и сохраняем пациенту орган» +2010 просмотров за суткиНПФ «Будущее» и «Сафмар» продали акции Промсвязьбанка накануне санации +2179 просмотров за суткиКрупнейший в мире производитель дженериков Teva увольняет 14 000 рабочих +393 просмотров за суткиПринцы Уильям и Гарри в космосе. Фильм недели: «Звездные войны: Последние джедаи» +2199 просмотров за суткиМатильда Шнурова, совладелица ресторана «Кококо»: «В Москву мы не поедем» +984 просмотров за суткиНовогодний зоопарк: 7 украшений со смыслом +6384 просмотров за суткиСуд признал экс-министра Улюкаева виновным в получении взятки в $2 млн +8728 просмотров за суткиСоперница Путина. Как Ксения Собчак стала голосом оппозиции
03.09.2006 00:00

Большое плавание

Николай Мнев делает отличные надувные лодки. Но высокий спрос на этот товар может погубить его бизнес

Восемь лет назад герои фильма «Особенности национальной рыбалки» бороздили Финский залив на резиновых лодках, сделанных Николаем Мневым. Производитель надувных маломерных судов из Санкт-Петербурга иногда пересматривает фильм, с легкой грустью вспоминая былые времена.

Тогда Мнев делал 2000 лодок в год, сейчас — 24 000. Предприниматель не может сказать, когда последний раз был в отпуске. Как-то подсчитал, что в день он разговаривает по мобильному телефону около четырех часов — с частными клиентами, поставщиками, военными заказчиками, менеджерами. Имеет дачу на берегу Ладоги, но рыбачил в этом сезоне всего трижды…

А начиналась вся эта история как раз с любви к рыбалке. В конце 1980-х сотрудник торгового подразделения Балтийского морского пароходства Николай Мнев разжился тканью от списанных надувных плотов и сконструировал себе лодку — гораздо быстрее и устойчивее отечественных «Нырков» и «Язей». «Но рыбу на этой лодке было невозможно ловить. Тут же люди окружали и требовали: «Продай!» — вспоминает Мнев. Так родился кооператив.

Мнев хорошо знал, что нужно рыбаку. По совету друга-яхтсмена он первым из российских производителей стал делать лодки c жестким днищем — оно разбирается и помещается в багажник. Такая надувная лодка удобнее для рыбака со спиннингом и лучше держит большую волну. Первым перешел с резины на поливинилхлорид (ПВХ) — этот материал не гниет, даже если мокрую лодку забросили в гараж на всю зиму, меньше изнашивается от воздействия бензина, соли, солнечных лучей. Вся продукция была «заточена» под российского потребителя. Например, Николай снабдил лодки уключинами для весел, чего не было в европейских аналогах — там никому в голову не приходит, что посреди водоема мотор может неожиданно заглохнуть. Придумал и запатентовал систему быстрого передвижения сидений в лодке (можно отрегулировать под свой рост). В лодках компании «Мнев и Ко», кстати, не одно, а два или три сиденья — русские любят рыбачить большой компанией. Запатентовал Мнев и новый материал, который по разработанной им технологии производят в Корее.

В 1999 году к Мневу пришел большой успех — сказались и опыт, и то, что после кризиса 1998-го импортные лодки стали слишком дороги. Объем продаж увеличивался на 40% каждый год. Пять лет назад появился интерес к дорогой продукции. Сейчас «Мнев и Ко» делает 10 типов лодок стоимостью от 5000 рублей. Но уже половину выручки (в 2005 году она составила $10 млн) обеспечивают вместительные надувные лодки с мотором, которые стоят от 18 000 до 46 000 рублей. Лодки специального назначения (длина до 8 м, грузоподъемность до 3000 кг, цена до нескольких миллионов рублей) покупают пограничники.

Но Мнев невесел. «Если бы не конкуренты, я бы продавал продукции уже на $20 млн в год», — говорит он. Еще пять лет назад предприниматель контролировал 90% российского рынка лодок из ПВХ и был единственным их производителем в России. Сейчас его доля, по оценке компании «Мореман» (специализируется на продаже товаров для спорта и отдыха на воде), уменьшилась до 34%. Кому важна марка товара, предпочтет французские Zodiac или корейские Quicksilver. Чувствительных к цене покупателей переманивают два десятка новорожденных российских производителей. Например, в сети магазинов «Ихтиандр» лодка кировской компании «Латимерия» (длиной 3,6 м) стоит 32 000 рублей, а аналогичная от Мнева — на 11 000 рублей дороже. Но главное, «Мнев и Ко» просто не успевает сделать столько лодок, сколько нужно рынку.

«У нас не отдел маркетинга, а отдел распределения лодок между дилерами. За границу в этом сезоне поставили ровно в три раза меньше, чем было заявок», — признает Мнев. В прошлом году предприниматель вынес петербуржский завод за черту города (чтобы арендные ставки не сдерживали рост производства), открыл новый цех в Пскове. На экспорт работает созданный с латвийским компаньоном завод в Риге, достраивается завод в Калининграде. Но рост объемов все равно уменьшился до 25% в год. «Иначе сложно контролировать качество», — объясняет он.

«Год назад мы стали замечать, что швы на лодках «Мнев» проклеены неровно. И на складе не всегда были в наличии нужные нам модели», — рассказывает представитель нижегородской торговой компании «Дельта» Леонид Еремин. Мнева тоже не все устраивает. Два года назад он поменял почти всю команду: «Были и нечестность, и непрофессионализм. Люди не хотели расти».

Мневу, который ставит на лодках свое имя, трудно доверять чужим людям. Директор псковского завода — его двоюродный брат. Новых рабочих обучает сестра, набившая руку еще в кооперативе: имеет значение, как водить кистью, при какой температуре склеивать поверхности. Год назад Мнев, недовольный работой дилеров, решил развивать фирменную розницу. Предполагалось, что магазин «Мнев и Ко» будет универсальным центром услуг для рыбаков — ремонт и тюнинг лодок, помощь в получении госрегистрации на моторку и прохождении техосмотра, продажа лодок и другого снаряжения для отдыха на воде. Но пока открылся лишь один салон в Петербурге. Младший брат Сергей, который должен был отвечать за проект, пустился в самостоятельное плавание — он пополнил список конкурентов Николая, начав выпускать лодки «Посейдон».

Теперь поиском помещений и выбором городов, где будут открыты магазины, Мнев занимается сам. А еще предприниматель сам разрабатывает новые модели моторок, стремясь сделать их более быстроходными: «Мои лодки на 2–3 км/час быстрее, чем аналогичные модели Zodiac». Кроме того, он учредил соревнования «24 часа Санкт-Петербурга» и детский чемпионат мира на моторных надувных лодках: сам проводит, сам выступает (в конце июля, например, тестировал модель «Акула»).

В последнее время Мнев все чаще задумывается: а не передать ли часть акций лучшим менеджерам? Говорит, что собирается оставить пост гендиректора и сосредоточиться на разработке новинок. Неплохая идея. Но вот сможет ли? Даже экскурсия корреспондента Forbes на завод компании затянулась на 40 минут против запланированного — Мневу надо было проконтролировать передачу лодок заказчикам из Минобороны и установку трех станков для изготовления фурнитуры, да еще оформить на работу нового сотрудника.

Лодки в цифрах

  • 6000 лет  — возраст древнейшего изображения лодки (обнаружено в Египте).
  • 180 000  надувных лодок с мотором продается в мире ежегодно.
  • 1,3 млн  моторных лодок всех типов используют в Швеции. Каждый седьмой швед владеет лодкой — это самый высокий в мире показатель.
  • 10 дней  — в такой срок после покупки следует зарегистрировать в Государственной инспекции по маломерным судам надувную лодку грузоподъемностью свыше 225 кг.

Источник: БСЭ, сети магазинов «Альбатрос», «Мореман»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться