К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Путеводитель по инвестициям


Управляющим фондами редко удается обыграть рынок. Так ли уж важна роль личности в этом бизнесе?

В марте 2006 года стало известно, что гендиректора компании Hermitage Capital Management, гражданина Великобритании Билла Браудера российские власти не пускают в страну, несмотря на имеющуюся у него визу. Браудер — один из самых известных управляющих на рынке, через его фонды инвесторы вложили в российские акции больше $4 млрд. Хороший знакомый Билла, председатель совета директоров УК «Альфа-Капитал» Бернард Сачер занервничал. Его волновала не только судьба коллеги, его беспокоило, не бросятся ли инвесторы избавляться от бумаг? Что будет с рынком? Сачеру предстояло решить, как быть с акциями ряда клиентов «Альфа-Капитала».

«Я настаивал на продаже акций, хотя многие члены инвестиционной команды считали, что падения не будет», — рассказывает Сачер в интервью Forbes. В итоге он настоял на своем, и компания избавилась от значительного количества акций, чтобы переждать неспокойные времена «в кэше».

Оказалось, напрасно. Рынок на инцидент с Браудером практически не отреагировал, индекс РТС вырос в апреле больше чем на 15%. И клиенты «Альфа-Капитала» получили прирост меньше, чем могли бы. «Я действительно оказался неправ», — признается Сачер.

 

Как правило, стратегия инвестирования в управляющих компаниях определяется коллегиально. Раз в неделю или в квартал собирается инвестиционный комитет, где портфельные менеджеры (они отвечают непосредственно за управление активами фондов) и аналитики обсуждают текущую ситуацию на рынке и перспективы. При форс-мажоре — Израиль ввел войска в Ливан и т. п. — инвестиционный комитет созывается немедленно. И хотя в обсуждении всегда участвуют несколько человек, за результат перед владельцами компании отвечает первое лицо или директор по инвестициям (chief investment officer, CIO). Поэтому решающее слово все равно остается за руководителем. Например, в компании «Атон-Менеджмент» право голоса имеют шесть человек — три портфельных управляющих, риск-менеджер, директор аналитического департамента и гендиректор компании Евгений Зайцев. Именно его мнение имеет решающее значение, если голоса разделились (хотя указывать управляющим может только CIO компании Алексей Белкин).

«Личность управляющего — самый ценный актив компании», — уверен исполнительный вице-президент Газпромбанка Анатолий Милюков. «Управлять управляющими (портфельными менеджерами. — Forbes) — самая сложная задача для руководителя», — признается председатель совета директоров УК «ОФГ Инвест» и партнер UFG Asset Management Флориан Феннер. Он отвечает за все инвестиционные решения в обеих компаниях. Под руководством Феннера в UFG AM работает инвесткомитет в составе пяти человек. Помимо руководителя, в него входят главные портфельные управляющие Светлана Ле Галль и Максим Тишин и два аналитика.

 

Вот пример важного решения, принятого Феннером. В феврале Ле Галль встретилась с представителями компании «Транснефть». Акции государственной трубной монополии к тому времени принесли UFG AM более 120% годовых за 4–5 месяцев. Аналитики большинства инвестиционных банков прогнозировали рост дивидендов «Транснефти» и рекомендовали покупать акции компании. Но в «Транснефти» Ле Галль разочаровали, заявив, что о повышенных дивидендах можно забыть. «Кроме того, мы услышали, что руководству этой компании вообще неинтересно увеличивать ее капитализацию», — рассказывает Феннер. Он дал отмашку продавать акции трубной монополии. Случайно или нет, но вскоре все ее бумаги, находившиеся в свободном обращении, были арестованы по решению суда.

Истории наподобие этой впечатляют. Но реальность обычно выглядит куда прозаичнее: управляющим ПИФами редко удается переиграть фондовый индекс, то есть добиться прироста стоимости паев большего, чем прирост индекса РТС, или ММВБ, или индексных фондов (их структура повторяет набор бумаг, учитываемых при расчете индексов).

По данным аналитического портала investfunds.ru, в первом полугодии 2006 года из 66 открытых фондов акций всего два ПИФа смогли обойти лучший из индексных ПИФов «Солид — Индекс ММВБ» под управлением «Солид Менеджмента» (37,8%). Победителем стал фонд «Универ — фонд акций» (УК «Универ»), чьи паи подорожали на 58,7% (интервью с гендиректором этой компании читайте на стр. 86). Индекс фондовой биржи ММВБ вырос за это время на 31,6%. Средние показатели по рынку: прирост стоимости пая открытых ПИФов акций составил 16,7%, а пая открытых индексных ПИФов — 32%.

 

Почему управляющие редко обгоняют индекс? У каждого свой ответ. По словам Анатолия Милюкова, многим компаниям, хорошо заработавшим на росте акций, психологически тяжело оставаться с бумагами и они продают их, фиксируя прибыль. А это, считает Милюков, неправильно. «Клиент нам дал деньги не для того, чтобы мы держали их в наличности. Это он может сам, — рассуждает он. — Нам могут простить, если рынок упал и мы вместе с рынком, но если рынок вырос, а мы нет, это не прощается».

Феннер называет другую причину: по требованиям Федеральной службы по финансовым рынкам в ПИФе не может быть больше 15% акций одной компании, а в фондовых индексах доля «Газпрома» или ЛУКОЙЛа (лидеров роста) может быть выше.

Так имеет ли смысл ломать голову над выбором управляющей компании или можно просто отдать деньги в любой индексный фонд? Феннер считает, что на фоне растущих цен на нефть опережать индекс трудно, но стоит нефти начать падать, ПИФы станут выглядеть лучше рынка. А Сачер говорит, что помимо доходности надо обращать внимание на риск: «Бывает так, что наш результат выглядит скромно, однако в сопоставлении с рисками, которые мы приняли, он очень хорош».

На стр. 84 мы представляем вам рейтинг руководителей управляющих компаний. Вы можете опираться на него, выбирая, ПИФу какой компании доверить деньги. Но имейте в виду: помимо руководителя есть его команда, все решения принимаются только после консультаций с ее членами. Кроме того, пока растет нефть, обыграть фондовый индекс даже лучшим управляющим будет почти невозможно.

Как мы считали

На стр. 84 опубликован рейтинг руководителей крупнейших управляющих компаний. В нем 25 топ-менеджеров, получивших высшую оценку по итогам исследования. Всего мы оценивали 46 человек. Почему важны руководители УК? Во-первых, это лицо компании, часто именно они определяют отношение к компании инвесторов и конкурентов. Во-вторых, без одобрения руководителя не может быть назначен управляющий фондом, аналитик или менеджер по продажам. И, в-третьих, самое важное: без санкции первого лица не принимается ни одно принципиальное решение, куда вложить деньги пайщиков.

 

Оценка каждого из руководителей складывалась из трех составляющих. Первая и самая главная — это доходность ПИФов. Отдельно сравнивались открытые ПИФы акций, облигаций и смешанных инвестиций. Если у компании было по нескольку фондов в каждой категории, мы брали тот, который показал лучший результат, отдавая преимущество общим фондам, а не специализированным. Оценивался результат работы за первое полугодие 2006 года. Обычно инвесторы вкладывают деньги в ПИФы на более длительный срок, но мы взяли короткий промежуток. Это значительно расширило выборку: 49 из 241 открытого фонда, представленного на рынке, работают меньше года (данные investfunds.ru на 20 августа). (Мы, правда, ввели ограничение на размер: стоимость чистых активов всех открытых фондов каждой компании должна была составлять не менее 100 млн рублей.) К тому же в мае рынок падал, что позволило управляющим продемонстрировать свое искусство в полной мере. На втором месте по значимости — профессионализм и известность первых лиц компаний. Чтобы их оценить, каждому руководителю были разосланы анкеты с именами всех конкурентов. Третий показатель — надежность самой компании. Здесь в качестве критерия выбран рейтинг РА НАУФОР (Национальной ассоциации участников фондового рынка).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+