Парижская старина | Forbes.ru
$58.77
69.62
ММВБ2139.91
BRENT62.31
RTS1146.95
GOLD1257.74

Парижская старина

читайте также
+1383 просмотров за суткиОткрытка от художника — дорогой подарок на Новый год +483 просмотров за суткиНе упустить ни капли: как собрать стоящую коллекцию вин +2 просмотров за суткиКому подпевает Чубайс: топ-менеджер «Роснано» открывает в Самаре музей рок-н-ролла Ход истории: Mercedes-Benz, «Волга» и уникальный Jaguar московского коллекционера Марки, деньги и жуки: самые необычные коллекции миллиардеров Третьяковская галерея: дар тайного доброжелателя, гастроли с Алексеем Ананьевым и выставка с фондом Михельсона +19 просмотров за сутки«Уникальную коллекцию можно собрать за $1 млн» — видеообращение художника Дубосарского к Петру Авену Русские торги в июне: эксперты ожидают подъема с лондонского дна Коллекция жуков, работы Пикассо и частный остров: наследство Дэвида Рокфеллера Найти своего Ван Гога: о муках и радостях коллекционера Ночь в музее: 10 отелей с уникальными коллекциями Бидзина Иванишвили продал три картины из своей коллекции на сумму $112 млн Зельфира Трегулова: "Нужно впечатлять людей масштабом задачи" Настенный капитал Главные экспонаты миллиардеров – в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad Настенный капитал: коллекция поставангарда ЮниКредит Банка Настенный капитал: коллекция современного российского искусства Deutsche Bank Настенный капитал Настенный капитал: коллекция современного российского искусства Газпромбанка Движитель редкостей: как коллекционер авто продал бизнес ради работы в музее Кто владеет единственной картиной Владимира Путина
#коллекции 03.09.2006 00:00

Парижская старина

Татьяна Маркина Forbes Contributor
Знаменитая антикварная биеннале возвращается в свои родные стены с новыми амбициями. Чего ждать покупателям?

Для коллекционеров этот сентябрь — время паковать чемоданы и отправляться в Париж. Биеннале антикваров (Lа Biennale des antiquaires) с 15 по 24 сентября не просто статусное мероприятие, а одно из двух главных событий антикварного мира вместе с ярмаркой TEFAF в Маастрихте. «Между музеем и галереей» — так без ложной скромности определяют статус биеннале организаторы из французского Национального синдиката антикваров. На деле это означает, что экспонаты, которые выставляют здесь на продажу, достойны того, чтобы украсить лучшие галереи мира, но в итоге, скорее всего, украсят чьи-то частные коллекции. Здесь показывают все самое-самое-самое: картины, ювелирные украшения (их добавили в прошлый раз, чтобы расширить круг клиентов), ковры, манускрипты, скульптуру, мебель. Каждый ищет и находит свое: кому-то нужны шумерские фигурки, которым более 4500 лет, а кто-то жить не может без Рембрандта, для одних предел мечтаний — бронза Армана Альбера Рато, другим срочно нужен Сезанн.

Биеннале всегда обставляли с шиком, но эта явно попытается затмить предыдущие. Патронаж президента республики Жака Ширака, предполагаемое присутствие на торжественном ужине-открытии мадам Ширак — это уже традиция. Но нынешний бюджет в €35 млн беспрецедентен. Конечно, во Франции антиквары — цех традиционно уважаемый, но даже это не вполне объясняет такой размах неюбилейной 23-й биеннале.

Все дело в том, что в этом году биеннале возвращается в Гран-Пале (Grand Palais) — знаменитый Большой дворец, построенный в центре Парижа ко Всемирной выставке 1900 года и поражавший некогда воображение современников. В этом здании, прекрасно приспособленном для больших выставок, антиквары прописались в 1962-м и собирались там 30 лет, пока в ноябре 1993 года с потолка не сорвалась заклепка. Пролетев 35 м и набрав соответствующую скорость, она побила расставленные внизу витрины. Металлические конструкции, опоры световых фонарей просели, кровля разрушалась. Деньги на ремонт нашли только в 2001 году. Реставраторы просмотрели 7000 листов архивных чертежей и документов и воссоздали тысячи украшений из штампованного цинка, стали, камня, мозаик. Удалось даже воссоздать орнаментальные детали, относящиеся к 1900 году, которые исчезли во время модернизации дворца в 1970-е.

Пока восстанавливали Гран-Пале, Lа Biennale des antiquaires переехала в не менее достойное место, в котором антиквариат тоже смотрелся неплохо, — в Carrousel du Louvre, подвалы под Лувром и знаменитой стеклянной пирамидой китайского архитектора Ио Минг Пея. Тем не менее с переездом биеннале в Carrousel du Louvre почему-то возникло мнение, что французский антикварный рынок переживает нелегкие времена. У стороннего наблюдателя это мнение ничего, кроме удивления, не вызывает — таким богатством блещут и манят парижские антикварные магазины. В прошлый раз одним из самых дорогих произведений на биеннале была картина Гюстава Курбе за €10 млн в галерее Jan Krugier. Какой уж тут кризис?

Дело в том, что Париж перестал быть единственным центром мировой торговли искусством: аукционные дома отбирают хлеб у антикваров. И вот теперь в двадцать третий раз миру будут доказывать, чей антиквариат главнее. Поэтому же решили проводить антикварные ярмарки каждый год, чередуя грандиозную биеннале и более скромную национальную ярмарку, чтобы публика не забывала каждый сентябрь навещать Париж.

Обновленный Гран-Пале открылся для публики около года тому назад. Главному дизайнеру биеннале Франсуа-Жозефу Графу будет нелегко — ему предстоит освоить 4000 кв. м пространства под грандиозным стеклянным потолком и найти способ нейтрализовать немодное нынче для экспонирования антиквариата естественное освещение. На этих гектарах разместятся 111 антикварных галерей. Большинство из них, естественно, французские (то есть парижские), 45 из других стран. Будет представлено около 7000 произведений искусства.

Список галерей сам по себе интересный материал для анализа. Биеннале долгое время формировала вкус к антикварной мебели, а таковой считалась мебель не моложе XVIII века. Людовик XIV, ножки-завитушки, резьба, позолота и розово-голубые шелка для обивки — это внедренный в сознание масс образ старинного кресла (за него десятилетиями отвечали галереи Didier Aaron и Jean-Marie Rossi). Но вот на биеннале появилась Arian Dandois со своей неоклассической мебелью — и «второй ампир» стремительно входит в моду. А вслед за ним и все остальные «вторые» стили, презираемые ранее любителями искусств. На прошлой биеннале всех поразила Roxane Rodriguez со своей мебелью второй половины XIX века, выставленной на стенде, стены, пол и потолок которого были затянуты черным бархатом и усеяны крошечными лампочками. Лет десять назад все бы тыкали в нее пальцами и шипели «дурной вкус»! А теперь ничего, покупают.

С невероятной скоростью входит в моду мебель XX века в стиле ар-деко. Это особенно заметно на биеннале: два года в интерьерной моде — просто вечность. В прошлый раз одним из топов биеннале был признан мебельный гарнитур Армана Альбера Рато, выставленный галереей Vallois (его заказала в 1920 году для своего особняка кутюрье Жанна Ланвен). Понятно, что дизайнеры и декораторы всего мира, затаив дыхание, ждут новой биеннале: что антиквары выставят на сей раз? Главные покупатели на биеннале — именно дизайнеры. В этом году уже объявила тему своего стенда галерея Arc en Seine — это будет мебель французского дизайнера 1930-х годов Жан-Мишеля Франка.

На новом месте биеннале продолжит традицию приглашения знаменитых ювелирных марок, которые отвечают оказанной им чести специальными проектами. Например, дом Cartier приберег для биеннале в Гран-Пале колье из бриллиантов в платине, украшенное двумя изумрудами в виде капель. Размер (более 30 карат каждый) — не главное достоинство этих изумрудов, история их происхождения не менее поразительна. Камни некогда принадлежали индийскому махарадже Далипу Сингху; в 1849 году этого принца, правителя индийского княжества Пенджаб, англичане свергли с престола и увезли в Британию. Юный принц долгие годы был абсолютно лоялен и даже подарил английской королеве Виктории знаменитый алмаз Koh-i-Noor; правда, в 1880-х неожиданно взбрыкнул и потребовал возвращения отобранного у него имущества. Однако воспринимать его всерьез никто не хотел, и Далип Сингх отбыл для более веселого времяпрепровождения во Францию, где, скорее всего, и расстался с изумрудами из сокровищ предков.

Дом Van Cleef & Arpels представит на биеннале весьма уместную тут коллекцию Tresors Reveles — это одиннадцать украшений, созданных по оригиналам эскизов 1920–1960-х годов, которые сохранились в архивах знаменитой фирмы. Тем же путем двинется Сhanel.

Два года назад в Carrousel du Louvre ювелирам выделили место на балюстраде, нависающей над остальной экспозицией: кроме красоты, организаторами руководили еще соображения безопасности. За день до закрытия биеннале со стенда Chopard были похищены два уникальных бриллианта: белый и голубой общей стоимостью €11,5 млн. Воры действовали вызывающе: средь бела дня один из злоумышленников заболтал сотрудницу стенда, а в это время второй преспокойно открыл витрину и вытащил камни. Наглость воров дала повод одним сравнить кражу с «подвигами» Арсена Люпена — выдающегося мошенника, героя криминальных рассказов французского писателя Мориса Леблана. А другим — предположить, что троица похитителей, двое мужчин и одна женщина, были русскими.

Россиян на нынешней биеннале ждут, но только в качестве покупателей. Нашим любителям искусства будет не так уж сложно ориентироваться на ярмарке — многие ее экспоненты  уже знакомы им по Международному салону изящных искусств, который этой весной прошел в Москве в третий раз. De Jonckheere cо своим коронным Питером Брейгелем-младшим, Jan Krugier c портретом Ольги Хохловой кисти Пикассо, Vallois c дизайнерской мебелью Диего Джакометти, Schmit c «обнаженными» Огюста Ренуара и полотнами Хаима Сутина — про эти галереи русские коллекционеры с законной гордостью могут сказать: «Это мы уже видали». Но четверть экспонентов окажется абсолютно незнакомой даже для парижан: 25% галерей будут участвовать в биеннале в первый раз.

Одновременно с биеннале антикваров произойдет еще одно событие — откроется Музей декоративных искусств (в крыле Лувра на улице Риволи), реставрации которого материально способствовали французские антиквары. Так что можно будет осмотреть и даже сравнить произведения из обоих частей этого грандиозного проекта — коммерческой (биеннале) и некоммерческой (музея).                 

Lа Biennale des antiquaires. Париж, с 15 до 
24 сентября, www.biennaledesantiquaires.com

Автор — обозреватель ИД «Коммерсантъ»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться