Китайское серийное производство грозит заполонить американский арт-рынок
Хотите иметь дома картину Густава Климта? Возможно, вам показался бы не по карману выполненный кистью этого мастера портрет Адели Блох-Бауэр, который в июне этого года продали за $135 млн. Не расстраивайтесь: копию этой работы, чуть меньшей величины, но выполненную на холсте и маслом, можно приобрести за $109, зайдя на сайт OilPaintingsGallery.com. Или за $189 на Oceansbridge.com. В общем, есть из чего выбрать.
Большинство репродукций, предлагаемых подобными сайтами, изготовлены в Китае, где индустрия производства копий картин известных художников поставлена на конвейер. Например, в деревне Дафэн в провинции Шэньчжень к северу от Гонконга находится как минимум 700 художественных фабрик, хотя еще три года назад их было только 200. В провинции Фуцзянь фабрика площадью 1350 кв. м, работающая на галерею Ocean’s Bridge, производит по тысяче картин в месяц. Всего же производством репродукций в Китае занимается никак не меньше 30 000 художников, живущих в специальных «деревнях живописцев». Они зарабатывают по $100–150 в неделю, штампуя копии «Сотворения Адама» Микеланджело, «Подсолнухов» Ван Гога или «Моны Лизы» да Винчи. Стоимость картины редко превышает $200.
Подобная продукция прекрасно продается в США. В прошлом году объем американского рынка составлял $50 млн против $22 млн в 2001-м. Соучредитель Ocean’s Bridge Джеймс Скидмор отказывается раскрыть оборот своей интернет-галереи, но считает, что если с 2002 года объем продаж рос на 40–60% в год, то в этом году в США он может увеличиться на 200%.
Что любопытно: китайский товар, как это водится, потихоньку теснит собственное производство. «Импорт из Китая создает слишком сильную конкуренцию», — ворчит Эмиль Валуэрди, основатель галереи Fine Art, расположенной в штате Джорджия. Его собственный бизнес уменьшился на 30% с 2001 года.
Качество китайских картин, как правило, часто вызывает сомнение. Американский предприниматель Лу Вэй, продающий картины и предметы интерьера в Нью-Джерси, утверждает, что китайцы часто «бьют мимо цели», им не хватает личного отношения к европейской культуре, пейзажу и людям: «Они не могут себе представить, насколько Средиземное море синее, и поэтому недорабатывают с цветом».
Некоторые галеристы еще более категоричны. «Мы к этому не прикасаемся, — фыркает Вики Арно, вице-президент галереи Герберта Арно в Нью-Йорке. — Для нас это что-то вроде фальшивых сумок «от Гуччи», которые продают в китайском квартале».
Так кто же все это покупает? Найти поклонников не составляет большого труда. Вот, например, Джерри Джонс, 67-летний дизайнер-любитель из Калифорнии. На стенах его дома висят китайские подделки. «Они великолепны», — восхищается Джонс.
Русские мастера
В России тоже можно заказать копии картин. Как и китайские, они будут чуть отличаться по размеру от оригинала (чтобы изготовителя не обвинили в подделке). За исполнение заказа готовы браться галереи, антикварные салоны и отдельные художники. Качество и цены сильно отличаются.
1. Картины высокого качества. Делается в дневное время, с возможностью проводить по 3–4 часа у оригинала. Официальное разрешение на такую работу есть лишь у студентов художественных вузов, их пускают до появления туристов. Продавцы таких репродукций не горят желанием рекламироваться. Стоят они от $800 до $3000.
2. Авторская работа со слайда. Эрмитаж официально предлагает слайды высокого качества — в штате музея 13 фотографов. Далее художник рисует репродукцию по слайду. «Недавно мы сделали копию одного из полотен Куинджи на холсте размером 80 на 100 см. Заказчику это стоило около €1000», — говорит замдиректора петербургского салона «Артерия» Анатолий Бурков. Работа занимает от недели до полутора месяцев.
3. Постер на холсте. С полутора метров смотрится как картина. Их выполняют галереи и некоторые издательства. Стандартные расценки — от €45 до €400 за кв. метр.
— Анастасия Жохова