03.10.2006 00:00

Полезные поправки

Законы в России плохие? Далеко не все

Российское законодательство, к сожалению, не отвечает пока в полной мере изменениям, происходящим в экономической жизни страны. Но и говорить, что государство не делает ничего для облегчения жизни бизнесменам, как мне кажется, было бы неправильно. Простой пример: с 1 июля вступили в силу три блока поправок, влияние которых на инвестиционный климат будет, безусловно, позитивным.

Прежде всего речь идет о поправках в закон «Об акционерных обществах». Они направлены на установление баланса интересов держателей крупных пакетов акций и миноритарных акционеров. Ранее крупные инвесторы не могли ни выкупить акции миноритариев, ни заключить с ними юридически выверенные соглашения о совместном развитии бизнеса. Очень много проектов в нашей практике не состоялось именно из-за того, что законодательный механизм выкупа миноритарного пакета акций просто-напросто отсутствовал. Теперь, наконец, в законе закреплено право инвестора, владеющего более 95% акций ОАО, принудительно выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции общества. Эта новая норма, уверен, приведет к росту числа сделок по слияниям и поглощениям.

Тем же законом, кстати, введена в действие новая глава, регулирующая порядок, условия и последствия приобретения более 30% акций ОАО. Глава подробно прописывает четыре процедуры приобретения акций. До недавнего времени покупки таких больших пакетов никак не регулировалась законодательством, что нередко служило препятствием для сделки.

Вторым значительным изменением, вступившим в силу с 1 июля, можно считать отмену Центробанком требования о резервировании и обязательном использовании спецсчетов при осуществлении валютных операций. Это поможет укрепить доверие к рублю. Новый режим упрощает ведение бизнеса для компаний, занимающихся экспортно-импортными операциями: не требуется больше отвлечение средств, нет упущенной выгоды за беспроцентное их размещение, а самое главное, снизились риски в связи с ответственностью за несоблюдение требований валютного законодательства РФ (штрафы достигают 75–100% от суммы сделки).

Третьим и, пожалуй, важнейшим можно считать пакет изменений в земельном законодательстве, которые также вступили в силу 1 июля 2006 года. С этого момента муниципалитетам отдали право распоряжаться большей частью неразграниченных государственных земель, лишив этого права власти более высокого уровня. К чему это приведет? В первую очередь к упрощению процедуры предоставления земли и оформления разрешительных документов при реализации крупных строительных проектов. Облегчение почувствуется не сразу, потому как введение всего нового сопряжено с отсутствием подзаконных актов и другими трудностями переходного периода.

Однако прогресс очевиден. Ранее законодательство исходило из того, что у каждого земельного участка (не находящегося в частной собственности) должен быть конкретный публичный собственник — Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Все земли, находящиеся в госсобственности, подлежали разграничению. Земля могла быть передана конкретным органам власти только на основании согласованных перечней земельных участков, а процедура такого согласования по каждому отдельному участку длилась около года.

Теперь закреплен двойной режим публичной земельной собственности: одна часть земель будет иметь конкретного собственника — Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование (их список исчерпывающий), а вторая останется в неразграниченной собственности. Сама же процедура разграничения государственной собственности на землю по новому закону максимально упрощена: для государственной регистрации права достаточно заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. К заявлению прилагается сравнительно небольшой перечень документов, что упрощает и ускоряет процесс оформления документов. Иными словами, чтобы получить участок для строительства новой фабрики где-нибудь в Калужской области, формально инвестору достаточно будет согласовать выделение земли только с главой района, одобрения губернатора ждать уже не нужно.

Предлагаются, конечно, сейчас и «сырые» проекты — как, например, внесенный в Госдуму проект четвертой части Гражданского кодекса, призванный заменить собой законодательство об интеллектуальной собственности. Но, повторюсь, в целом тенденция законотворческой деятельности положительная для бизнеса. Нормы, уже давно регулирующие деятельность корпораций на зарубежных рынках, в России лишь начинают трансформироваться в законы. Отчасти потому, что государство все больше привлекает представителей бизнеса к нормотворческой деятельности.

Автор — управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Новости партнеров