На вираже | Forbes.ru
$58.94
69.36
ММВБ2148.6
BRENT65.21
RTS1144.35
GOLD1244.82

На вираже

читайте также
+422 просмотров за суткиАэрофлот признан лидирующим авиационным брендом в мире +2320 просмотров за суткиОдна вокруг света: как не погибнуть во время мятежа, найти русских на окраине континента и почему знание иностранного языка не спасает +492 просмотров за суткиНа автовокзале Нью-Йорка произошел взрыв самодельной бомбы +840 просмотров за суткиВладимир Путин заявил о готовности восстановить авиасообщение с Египтом +693 просмотров за суткиСдали норматив. Зачем МКБ привлекал финансирование этой осенью +675 просмотров за суткиКина не будет: Александр Мамут не успевает в срок отремонтировать кинотеатр «Художественный» +401 просмотров за суткиПраздничный переполох: новогодний базар, полезные мастер-классы и новый бутик Dior в ЦУМе +2179 просмотров за суткиБизнес для чайников: о чем не должен забывать начинающий предприниматель +850 просмотров за суткиСила доллара: какую политику выберет ставленник Трампа +1083 просмотров за суткиВойна в ретейле. Миллионер Костыгин пригрозил партнеру по «Юлмарту» банкротством +1659 просмотров за суткиМышление ларечника: почему нужно выходить на зарубежные рынки +1829 просмотров за суткиМиллиардер Рональд Перельман рассказал, как обогнать конкурентов +2382 просмотров за суткиБитва на Пресне: экс-глава ВЭБа судится с Олегом Дерипаской из-за Трехгорной мануфактуры +1269 просмотров за суткиПутин заявил о выводе российских войск из Сирии +717 просмотров за суткиКод столетия: эволюция дресс-кода деловой женщины. 1975–2017 годы +473 просмотров за суткиЗажгли звезды: 17 ресторанов Бангкока вошли в гид Michelin +515 просмотров за суткиСтруктура «Ростеха» оспаривает в суде санкции ЕС из-за крымских турбин +5080 просмотров за суткиКриптовалютная лихорадка. Фьючерсы на биткоин взлетели на 25% в первый день торгов Почему сын совладельца «РЕСО-Гарантии» уехал в Голливуд Новый дом и немного денег Подводные камни автострахования
#РЕСО-гарантия 03.11.2006 00:00

На вираже

Павел Миледин Forbes Contributor
Сергей Саркисов 15 лет потратил на создание страховой компании, которая стала одним из лидеров рынка. Теперь он хочет получить с этого дивиденды

«Для команды Pro-sport ралли «Ладога» выдалось тяжелым с самого начала… Автомобиль Саркисова, вылетев с трассы, ударился о дерево. Экипаж, к счастью, цел и невредим», — сообщает сайт раллийной команды Pro-Sport об одном из эпизодов зимней гонки. В кабинете Сергея Саркисова, владельца страховой компании «РЕСО-Гарантия» (а за рулем был именно он), мы смотрим этот эпизод в записи на огромном плоском телеэкране. Под энергичную музыку из динамиков Mitsubishi Lancer Evo VIII входит в левый поворот, но машину срывает с заснеженной трассы, и она, переворачиваясь, летит в сугроб в облаке снежной пыли. «Три раза уши ловил», — на сленге гонщика уточняет Саркисов число переворотов.

Раллийными гонками Саркисов занимается вот уже два года, с тех пор как передал оперативное управление компанией в надежные руки. Говорит, реализует возможности, упущенные в юности (сейчас бизнесмену 47 лет). В общей сложности он участвовал в 11 гонках, а на одном из этапов Кубка России даже занял четвертое место. На страховом рынке личный рекорд Саркисова — второе место. Именно на этой позиции «РЕСО-Гарантия» закончила третий квартал 2005 года, уступив только осколку советской страховой системы — «Росгосстраху», но зато обогнала «Ингосстрах».

Впрочем, «РЕСО» появилась на свет не без участия одного из этих бывших советских монстров. Вообще-то отец, дядя, дед и брат Сергея Саркисова работали в Министерстве внешней торговли. Там же должен был оказаться и сам будущий бизнесмен-автогонщик по окончании факультета международных экономических отношений МГИМО в 1981 году. Но его распределили в «Ингосстрах», в то время подразделение Министерства финансов. По советским меркам у Саркисова была отличная работа: он часто ездил за рубеж, занимаясь такими вещами, как, например, выплаты по страхованию грузов, отправляемых СССР на Кубу. Отличными были и связи, которые Саркисов тогда приобрел. Он познакомился с Владимиром Кругляком, который в 1980-х обеспечивал поиск пропадавших на Острове свободы грузов, застрахованных «Ингосстрахом», а позже возглавил эту страховую компанию.

Саркисов называет Кругляка «крестным отцом» «РЕСО», поскольку именно он в 1991-м предложил ему возглавить страховое общество, создаваемое Автобанком (Кругляк входил в его совет директоров). Компанию назвали Русско-Европейское страховое общество (РЕСО). Две третьих в ней контролировалось собственно Автобанком, а еще треть — испанской страховой фирмой Iberia Seguros, владелец которой Энрике Бернат больше был известен как основатель компании Chupa Chups. Такое могло случиться только в 1991-м: создатель популярной во всем мире карамели приехал в Россию делать бизнес, познакомился здесь с говорящими по-испански русскими и создал с ними страховой бизнес. Свой вклад в капитал он оплатил тоже в духе того времени: Бернат внес долю автомобилем BMW 525. На этом синем BMW, в бежевом костюме, новоявленный генеральный директор Саркисов приезжал к будущим клиентам.

Чем зарабатывала «РЕСО»? «Мы сделали ставку на то, чего не было в «Ингосстрахе»: страхование жизни, медицины», — вспоминает Саркисов. К 1996 году компания уже была в пятерке крупнейших страховщиков (сборы $61 млн). Конечно, «РЕСО-Гарантия», как и все компании, занималась страхованием жизни, позволявшим корпоративным клиентам минимизировать налогообложение по так называемым зарплатным схемам. Саркисов говорит, что «схемы» были единственным способом заработать капитал для развития. Но компания, уверяет он, соглашалась на этот бизнес, только если клиент страховал что-то еще: машины, медицинские расходы, имущество, а с 2001 года и вовсе его свернула.

Саркисову повезло: владельцы не вмешивались в дела компании, она полностью контролировалась менеджерами. Кругляк в интервью Forbes говорит, что прибрать к рукам «РЕСО-Гарантию» хотели многие, однако Саркисову удавалось увернуться. Как? Один давно работающий на рынке страховщик утверждает, что Саркисов обладает удивительным чутьем: «Как только что-то не так, он тут же ориентируется на более сильного партнера. Для бизнеса это очень хорошо».

Все правда: в 1997-м Саркисов ушел от Автобанка к могущественному тогда Инкомбанку, купившему 25% «РЕСО-Гарантии». А когда рухнул «Инком», Саркисов переждал трудные времена в партнерстве с набравшим силу после кризиса МДМ-Банком, который купил 33% акций компании. Спустя два с половиной года Саркисов выкупил этот пакет и больше на альянсы не шел. «Наша история как сказка о колобке, — говорит теперь хозяин «РЕСО». — Надеюсь, со счастливым концом». Пакет Iberia Seguros (сократившийся после многочисленных эмиссий акций до 1,5%) был выкуплен два месяца назад.

Что еще помогло Саркисову выстоять на рынке? Обширная агентская сеть: на компанию работают 18 600 агентов, больше только у «Росгосстраха» (60 000 человек). В 1995-м компания подобрала остатки агентской сети крупной группы «АСКО», взяв на себя ответственность по ее еще действовавшим договорам, если клиент переходил в «РЕСО-Гарантию». Агентам это нравилось, да и комиссионные компания платила хорошие. С тех пор команда Саркисова придумывает новые системы мотивации для продавцов полисов. Помимо комиссионных они, например, получают часть прибыли от собственного портфеля договоров; ни одна другая крупная компания так агентов не балует.

Армия агентов очень помогла Саркисову, когда правительство ввело обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). В 2005 году компания заключила 2 млн договоров ОСАГО — второй результат в стране после «Росгосстраха». Прибыль «РЕСО-Гарантии» составила 259 млн рублей, или всего лишь 1% к общему размеру страховой премии. Мизер. Но это данные отчетности, составленной по российским стандартам; им мало кто верит.

Страховой бизнес в России, несмотря на долгие годы существования рынка, все еще недоразвит. (Отсутствие прозрачной отчетности — лишь один из признаков этого.) В 2005 году все страховщики собрали $17,3 млрд взносов. По оценкам швейцарского перестраховочного общества Swiss Re, это 2,3% от ВВП, в то время как в Чехии аналогичный показатель составляет 4%, а во Франции превышает 10,2%. Причем швейцарцы в своих расчетах не учитывают, что значительная (больше трети) доля российского рынка приходится на различные финансовые схемы, в том числе используемые для минимизации налогов. Из 10 крупнейших российских страховщиков только пять можно считать рыночными компаниями. Три компании из оставшихся сидят на бюджетных деньгах, обслуживая систему обязательного медицинского страхования; еще две живут в основном за счет денежных потоков своих акционеров («Газпрома» и «Интерроса»).

Свободный от «схем» страховой рынок формируется автострахованием, страхованием имущества предприятий, добровольным медицинским страхованием. В последние несколько лет единственный серьезный импульс рынку дало ОСАГО, введенное в 2003-м. Благодаря ему страховщики собирают на $2 млрд в год больше, чем раньше. Введение ОСАГО заставило многих строить розничные сети, активно рекламировать свои услуги.

Саркисов говорит, что ОСАГО потащит за собой и другие виды страхования. На что рассчитывает он сам? На свои традиционные направления: автострахование, добровольные медицинские страховки, страхования имущества и жизни. («РЕСО» сейчас регистрирует компанию по страхованию жизни — со следующего года правительство обязало выделять этот вид страхования в отдельные компании, как сейчас выделяются фирмы, занимающиеся обязательным медицинским страхованием.)

Довольны ли компанией ее клиенты? На сайте auto.ru, например, публикуются отзывы автолюбителей о работе страховщиков. Согласно голосованию, качество сервиса «РЕСО-Гарантии» (размер, оперативность выплат, отношение к клиенту и качество ремонта автомобиля) оценивается в среднем в 3,2 балла по пятибалльной шкале. Правда, максимальный средний балл, который автолюбители поставили крупным страховщикам (из имеющих более 20 отзывов) — 3,95, а минимальный — 1,9.

Впрочем, страховой бизнес Саркисову уже не так интересен. Он назначил генеральным директором «РЕСО-Гарантии» Дмитрия Раковщика, возглавлявшего до этого Северо-Западный региональный центр компании. А сам сосредоточился на раллийных гонках и развитии группы «РЕСО».

Что в нее входит? Много всего: перестраховочная компания Unity Re, страховые компании на Украине, в Белоруссии, Казахстане и Литве, группа компаний «РЕСО-Мед» и еще более десяти нестраховых организаций, включая лизинговые, медицинские и инвестиционные. Отдельный блок — инвестиции в недвижимость. В частности, брату Сергея Николаю принадлежит 33% девелоперской фирмы «Декра-Групп». Структура собственности всего бизнеса крайне запутанна: только у «РЕСО-Гарантии» несколько, по словам Саркисова, «удерживающих компаний», конечными бенефициарами которых являются он, члены его семьи (контролирующие компанию) и еще несколько физических лиц. Их имена Саркисов не раскрывает.

Вдоволь погоняв на раллийных машинах, Саркисов время от времени возвращается к делам с новыми идеями. Сейчас его приоритеты — лизинг и девелопмент. Один из крупнейших проектов, которые задумал Саркисов с партнерами, — строительство жилья и офисных центров в Киеве (проект ведет компания «Днепр-Плаза»). Как говорит создатель «РЕСО», участки уже получены, но требуется финансирование порядка $1 млрд.

Тех денег, которые генерирует «РЕСО-Гарантия», на все эти проекты не хватает, к тому же финансирование связанных компаний не очень хорошо влияет на отчетность и капитализацию страховщика. А капитализация — еще одна текущая забота Саркисова. В прошлом году он начал реструктуризацию группы, доверив этот процесс бывшему председателю правления МДМ-Банка Андрею Савельеву. В интервью Forbes Савельев рассказывает, что смысл перемен — сделать прозрачной структуру собственности и разделить весь бизнес на два направления: нестраховой и страховой. Последний будет выведен на биржу. Когда это случится? Любитель погонять на большой скорости Саркисов обещает: уже к следующему маю.

Сошли с трассы

 Многие владельцы частных страховых компаний, созданных в начале 1990-х, успешно (или не очень) продали их. Первой крупной сделкой за последние пять лет стала продажа «Восточно-Европейского страхового агентства» (В.Е.Ст.А., сейчас «АльфаСтрахование») в 2001 году «Альфа-Групп» за $6 млн. Основатель компании Александр Карпов (1) стал первым официальным страховым миллионером, получив за свой пакет часть этой суммы. Покинувшим гонку по вине команды можно назвать бывшего владельца «Ингосстраха» Андрея Андреева (2). 
В сентябре 2001 года по инициативе младших партнеров весь бизнес Андреева купила «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова (Андреев утверждал, что «Ингосстрах», Автобанк и комбинат «НОСТА» у него отняли), впоследствии перепродав страховщика «Базовому элементу» Олега Дерипаски. Цена продажи точно неизвестна (по некоторым данным, «Ингосстрах» оценили тогда в $30 млн). В 2002 году основатель и президент «Промышленно-страховой компании» (ПСК, сейчас «Уралсиб») Борис Пастухов (3) продал свой страховой холдинг за $29 млн. В том же году депутат Госдумы (сегодня председатель банковского комитета) Владислав Резник (4) уступил 50,2% акций созданной им в 1990 году петербургской компании «Русь» немецкому страховому холдингу ERGO. Сумма сделки, по неофициальным данным, составила $10 млн. Впрочем, Резник не сошел с дистанции, а скорее перешел в гонки классом выше. В Госдуме он оказывает ключевое влияние на происходящие на страховом рынке процессы. Следующая продажа частного страховщика произошла только через три года. В 2005-м создатель компании «Стандарт-Резерв» Виктор Юн (5) продал 50%+1 акцию своего страховщика компании «TBIH Русские фонды» за $10 млн, а та недавно перепродала пакет Банку Москвы. Юн, впрочем, до сих пор у руля «Стандарт-Резерва».                 

Только цифры

  • 24 млрд рублей страховых взносов собрала «РЕСО-Гарантия» в 2005 году.
  • 2 131 080 договоров ОСАГО заключила «РЕСО» в прошлом году.
  • 1,35 млрд рублей получили в качестве комиссионных в 2005 году агенты, работающие на компанию. Их армия насчитывала 18 600 человек.
  • 650 филиалов, агентств и точек продаж предлагают полисы «РЕСО».

Источник: РЕСО-Гарантия

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться