Японцы слушают музыку по своим мобильным телефонам. Распространится ли эта мода на весь мир?
Король электронной музыки в опасности? Белая коробочка, кажется, выглядывает из каждого кармана или рюкзака. Продано уже почти 70 млн iPod, но это в Америке и некоторых странах Европы. Ну а в Азии пользователи носят свою музыку в мобильных телефонах, загружая мелодии по радиоканалам, а не через интернет.
Как и большинство идей, связанных с мобильной телефонией, эта мода зародилась в Японии. В этом году песни, загруженные в телефоны по радиоканалу, составили треть от общего объема продаж цифровой музыки в Японии. Онлайн-загрузка в iPod и другие mp3-плееры обеспечивает только 9% рынка. Остальное — продажи рингтонов (данные International Federation of the Phonographic Industry).
Америка примеряет эту моду на себя. В октябре 2005 года корпорация Sprint открыла первый в США сервис загрузки музыки на сотовые телефоны и за три месяца отхватила 1% рынка загружаемых мелодий (68% рынка — загрузка на iPod и другие mp3-плееры, остальное рингтоны). В январе компания Verizon представила сервис Vcast Music, сотовый абонент может скачать из этой библиотеки 1,4 млн музыкальных композиций. Ощутимый плюс этого сервиса: клиенты Vcast могут закачать песню, не заходя домой или в интернет-кафе, чтобы подключиться к интернету. Ощутимый минус: одна композиция стоит $2 (вдвое больше, чем на сервисе iTunes). А «музыкальный» телефон LG Chocolate, рекламируемый на Vcast, вмещает всего 30 композиций.
Впрочем, это вряд ли проблема. Телефон Nokia 91 уже вмещает 3000 песен, а к новому году Nokia представит трубку с 6000 композициями «на борту». Аналитики говорят, что корпорация Apple, отец iPod, ощущает угрозу и хочет сохранить свою долю на рынке. Этим объясняются анонсированные планы по выпуску мобильных телефонов iPod. Очень вероятно, что Microsoft тоже втянется в эту конкуренцию. Ведь Билл Гейтс уже сказал «а», выпустив плеер Zune, потенциального конкурента iPod; теперь придется сказать и «б». Однако Apple сохраняет спокойствие. «Нынешняя популярность iPod сама по себе залог сохранения его рыночной доли в будущем. Клиенты уже потратили немало денег на составление своих коллекций цифровой музыки. Им нужно подходящее устройство для проигрывания этой коллекции, а загрузить такие файлы на телефон будет нелегко», — говорит аналитик Apple Стивен Лидберг.