03.05.2007 00:00

Удача или труд?

Мора О’Нил Forbes Contributor
Женщины полагают, что успех зависит от стечения обстоятельств. Может, именно поэтому они не могут добраться до вершин бизнеса

Женщины моего поколения — а я родилась В 1956 году, — воодушевленные открывшимися перед ними возможностями, в свое время ринулись пополнять армию трудящихся. С 1970-го по 2004 год число работающих женщин в США возросло с 30 млн до 65 млн. Мы рассчитывали в скором времени увидеть женщин во главе американских корпораций. Но этого не произошло. В 2002-м они занимали лишь 5% наиболее высокооплачиваемых постов. А сегодня среди гендиректоров 1000 крупнейших публичных компаний США женщины составляют всего 2%.

На протяжении многих лет СМИ уверяют нас в том, что женщины избегают участия в корпоративной гонке, поскольку им больше нравится вести домашнее хозяйство и растить детей. Но я знаю, что есть и другие причины. Для своего исследования я интервьюировала женщин, которые бросили работу, когда им было рукой подать до руководящего поста в известнейших корпорациях Америки. После 35 интервью с женщинами, продолжившими работу, уволившимися женщинами, а также мужчинами я поняла, что нежелание заниматься карьерой редко является подлинной причиной ухода из компаний. И никогда не бывает единственной причиной.

Хотите услышать более точное объяснение? Многие женщины убеждены, что попасть на руководящий пост можно скорее благодаря связям и счастливому стечению обстоятельств, нежели благодаря упорному труду. Иными словами, блат — это козырь, который бьет работу по 60 часов в неделю. Когда женщина так считает, ее неспособность добиться высокого поста все равно что сбывшееся пророчество. Если счастливый билет в корпоративной лотерее дает больше, чем упорный труд, то, может, и не стоит стремиться к наилучшим результатам любой ценой, вкалывая на благо компании. И, возможно, лучший выход — вообще оставить работу.

Вместе с Раймондом Фисманом из Школы бизнеса Колумбийского университета мы проанализировали данные World Values Survey («Международное исследование ценностей») — опроса, который проводит глобальное сообщество социологов раз в три–пять лет. В ходе исследования они задают 140 000 респондентам из 80 стран вопросы на социальные и политические темы, а также собирают демографические данные.

В ходе опроса 1995–1997 годов у людей спрашивали, чем они объясняют успех в жизни: удачей и связями или упорным трудом. Мы выявили значительные гендерные различия в ответах на этот вопрос, которые тем существеннее, чем выше стоят респонденты на корпоративной иерархической лестнице. Тех, кто считает, что успех — это не дело случая, а результат упорного труда, среди работающих мужчин оказалось на 12% больше, чем среди женщин. А среди занимающих руководящие должности мужчин, полагающих, что рецептом успеха является упорный труд, оказалось на 30% больше, чем женщин. Примечательно, что это расхождение во взглядах мужчин и женщин наблюдается во всех странах: в Швеции оно проявляется столь же очевидно, как и в Аргентине. В ходе исследования мы выяснили также, что женщины больше склонны верить в губительность слишком острой конкуренции. И сейчас, в эпоху, наступившую после скандала с Enron, у меня создается впечатление, что не я одна убеждена в необходимости более взвешенного взгляда на конкуренцию.

Не исключено, все дело в том, что женщины, работая не покладая рук, видят потом, как их менее старательные коллеги мужского пола получают лучшие возможности и быстрее продвигаются по службе. Мы не знаем этого наверняка. Но мы точно знаем, что гендерные различия во взглядах на то, что важнее — упорный труд или удача, весьма существенны. И они тем больше, чем выше женщина взбирается вверх по карьерной лестнице. Возможно, поэтому растет число женщин, покидающих корпоративные посты ради открытия собственного бизнеса.

Я поняла, что в какой-то степени именно это и меня привело к решению основать четыре компании в сфере энергетики, экологии и высоких технологий. И я не одинока: согласно последней переписи населения, число женщин, имеющих в США собственный бизнес (за исключением сферы сельского хозяйства), всего за пять лет увеличилось на 20%.

Боюсь, пока женщины не поймут, что место работы — это поле с едиными для всех правилами игры, где лишь серьезные усилия способствуют продвижению по службе, они и не смогут заставить себя прилагать максимальные усилия. И в результате корпоративная Америка потеряет богатейший источник талантов. F

Автор — преподаватель Калифорнийского университета 
и Школы бизнеса HAAS (Беркли)

Новости партнеров