К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Удача или труд?


Женщины полагают, что успех зависит от стечения обстоятельств. Может, именно поэтому они не могут добраться до вершин бизнеса

Женщины моего поколения — а я родилась В 1956 году, — воодушевленные открывшимися перед ними возможностями, в свое время ринулись пополнять армию трудящихся. С 1970-го по 2004 год число работающих женщин в США возросло с 30 млн до 65 млн. Мы рассчитывали в скором времени увидеть женщин во главе американских корпораций. Но этого не произошло. В 2002-м они занимали лишь 5% наиболее высокооплачиваемых постов. А сегодня среди гендиректоров 1000 крупнейших публичных компаний США женщины составляют всего 2%.

На протяжении многих лет СМИ уверяют нас в том, что женщины избегают участия в корпоративной гонке, поскольку им больше нравится вести домашнее хозяйство и растить детей. Но я знаю, что есть и другие причины. Для своего исследования я интервьюировала женщин, которые бросили работу, когда им было рукой подать до руководящего поста в известнейших корпорациях Америки. После 35 интервью с женщинами, продолжившими работу, уволившимися женщинами, а также мужчинами я поняла, что нежелание заниматься карьерой редко является подлинной причиной ухода из компаний. И никогда не бывает единственной причиной.

Хотите услышать более точное объяснение? Многие женщины убеждены, что попасть на руководящий пост можно скорее благодаря связям и счастливому стечению обстоятельств, нежели благодаря упорному труду. Иными словами, блат — это козырь, который бьет работу по 60 часов в неделю. Когда женщина так считает, ее неспособность добиться высокого поста все равно что сбывшееся пророчество. Если счастливый билет в корпоративной лотерее дает больше, чем упорный труд, то, может, и не стоит стремиться к наилучшим результатам любой ценой, вкалывая на благо компании. И, возможно, лучший выход — вообще оставить работу.

 

Вместе с Раймондом Фисманом из Школы бизнеса Колумбийского университета мы проанализировали данные World Values Survey («Международное исследование ценностей») — опроса, который проводит глобальное сообщество социологов раз в три–пять лет. В ходе исследования они задают 140 000 респондентам из 80 стран вопросы на социальные и политические темы, а также собирают демографические данные.

В ходе опроса 1995–1997 годов у людей спрашивали, чем они объясняют успех в жизни: удачей и связями или упорным трудом. Мы выявили значительные гендерные различия в ответах на этот вопрос, которые тем существеннее, чем выше стоят респонденты на корпоративной иерархической лестнице. Тех, кто считает, что успех — это не дело случая, а результат упорного труда, среди работающих мужчин оказалось на 12% больше, чем среди женщин. А среди занимающих руководящие должности мужчин, полагающих, что рецептом успеха является упорный труд, оказалось на 30% больше, чем женщин. Примечательно, что это расхождение во взглядах мужчин и женщин наблюдается во всех странах: в Швеции оно проявляется столь же очевидно, как и в Аргентине. В ходе исследования мы выяснили также, что женщины больше склонны верить в губительность слишком острой конкуренции. И сейчас, в эпоху, наступившую после скандала с Enron, у меня создается впечатление, что не я одна убеждена в необходимости более взвешенного взгляда на конкуренцию.

 

Не исключено, все дело в том, что женщины, работая не покладая рук, видят потом, как их менее старательные коллеги мужского пола получают лучшие возможности и быстрее продвигаются по службе. Мы не знаем этого наверняка. Но мы точно знаем, что гендерные различия во взглядах на то, что важнее — упорный труд или удача, весьма существенны. И они тем больше, чем выше женщина взбирается вверх по карьерной лестнице. Возможно, поэтому растет число женщин, покидающих корпоративные посты ради открытия собственного бизнеса.

Я поняла, что в какой-то степени именно это и меня привело к решению основать четыре компании в сфере энергетики, экологии и высоких технологий. И я не одинока: согласно последней переписи населения, число женщин, имеющих в США собственный бизнес (за исключением сферы сельского хозяйства), всего за пять лет увеличилось на 20%.

Боюсь, пока женщины не поймут, что место работы — это поле с едиными для всех правилами игры, где лишь серьезные усилия способствуют продвижению по службе, они и не смогут заставить себя прилагать максимальные усилия. И в результате корпоративная Америка потеряет богатейший источник талантов.  F

 

Автор — преподаватель Калифорнийского университета 
и Школы бизнеса HAAS (Беркли)

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+