Лучшие из худших

Юрий Кребс Forbes Contributor
Доказано: акции-аутсайдеры имеют больше шансов обогнать рынок. Но как выбрать правильных аутсайдеров?

Клиент компании «Брокеркредитсервис» Борис заработал деньги на акциях КамАЗа. Купил он их, еще когда посещал курсы начинающих трейдеров в феврале 2004 года, по $0,45 за штуку, а продал почти через три года по $2,5. Как принималось это удачное инвестиционное решение? Борис просто искал акции, которые выросли в цене гораздо меньше других.

Не такая уж наивная стратегия. В 1980-е годы американские ученые Вернер ДеБондт и Ричард Талер, изучив результаты торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже, составили портфели акций (по 35 бумаг в портфеле), которые показывали лучшие и худшие результаты на протяжении трехлетних интервалов начиная с 1930 года. Затем для каждого портфеля была рассчитана его доходность в течение следующих трех лет. Результаты оказались неожиданными. Покупатели худших акций получили бы доходность на 24,6% выше, чем покупатели лучших: бывшие аутсайдеры обгоняли рынок в среднем на 19,6%, а бывшие фавориты проигрывали ему 5%.

Это явление ученые объясняют «чрезмерной реакцией» на события вокруг компании. Феномен этот имеет психологическую природу. Смысл его в том, что инвестор, реагируя на поток новостей о компании, формирует стереотип представления о ее успешности или неуспешности и действует на рынке акций в соответствии с ним. В результате хорошие новости могут загнать котировки бумаг выше их реальной стоимости, а плохие, наоборот, сделать недооцененными. В этом случае, по ДеБондту и Талеру, акции-аутсайдеры имеют больше шансов на быстрый рост в будущем, а лидеры находятся в шаге от проигрыша.

Подобные научные работы способны будоражить умы начинающих инвесторов, особенно в период после бурного роста рынков. Когда подорожавшие акции покупать становится страшно, инвесторы обязательно смотрят на то, что дешево. Такой подход, как показывает опыт Бориса, применим и у нас. С этим согласен, например, управляющий директор УК «МДМ Эссет Менеджмент» Павел Крапчитов. Впрочем, он предупреждает: этот метод выбора акций обязательно нужно сочетать с фундаментальным анализом.

Ошибки и советы Вкладываться в произвольно выбранную бумагу только из-за ее плохой динамики в прошлом — глупо. Например, с начала 2005 по конец 2006 года худшими (среди бумаг, которые можно купить на ММВБ) были акции трейдерской компании «Интерурал», подешевевшие на 80%. Но инвестировать в нее было бы неразумно: финансовые проблемы «Интерурала» и родственных ей компаний тянутся с 2002 года. А до этого участники рынка подозревали, что «Интерурал» сам разгонял свои котировки.

А вот пример удачного выбора. В феврале 2004 года компания Prosperity Capital Management, которой руководит Александр Бранис, покупала акции «Вимм-Билль-Данна» (ВБД). Их котировки (на тот момент $17,5–18 за акцию) давно не росли, и аналитики хором советовали продавать бумагу. Но в Prosperity посчитали: проблемы ВБД — временное явление. Через три года цена акции превысила $70.

Иными словами, чтобы принять правильное решение, неплохо понимать, почему та или иная бумага ведет себя хуже рынка. «Когда вы видите причину плохой динамики акции и считаете, что эта причина исчезнет, покупать имеет смысл, но, если у компании серьезные проблемы, из которых она вряд ли выберется быстро, незачем тратить деньги», — поясняет портфельный управляющий директор «Ренессанс Управление Инвестициями» Андрей Иванов.

Иванов советует смотреть, насколько падение котировок компании соответствует изменению финансовых результатов. Плохо, если прибыль компании снижается быстрее капитализации. Кстати, ДеБондт и Талер также утверждают, что худшие акции в среднем всегда привлекательнее по коэффициенту P/E (отношение цены акции к прибыли на одну акцию).

Полезный прием — выявлять аутсайдеров в перспективных секторах экономики, рекомендует Павел Крапчитов из «МДМ Эссет Менеджмент». По его мнению, сейчас самое время покупать бумаги потребительских компаний, ведь доходы населения и потребительский спрос будут расти и дальше. Среди фаворитов Андрея Килина, управляющего фондом акций УК «Альфа-Капитал», — телекомы.

Иногда складывается обратная ситуация — дела в отрасли идут плохо, а отдельная компания может показывать хорошие результаты. Однако из-за общего негативного фона ее котировки не растут. Инвесторам долго не нравился российский автопром, напоминает Иванов, в результате в этом секторе появились недооцененные компании, в частности «Северсталь-авто».

Наш выбор Чтобы составить портфель акций-аутсайдеров, мы взяли 35 акций, доступных на ММВБ, которые за два года выросли меньше, чем индекс РТС, прибавивший 164%, а их среднедневной оборот за последние полгода превышал 1,5 млн рублей (то есть бумаги можно считать вполне ликвидными).

В этом списке самые плохие результаты, кроме «Интерурала» (–80%), показали привилегированные акции «Славнефти-Мегионнефтегаза» (+3,3%), «Газпромнефть» (+8,8%) и «Калина» (+15%), а самые хорошие — привилегированные акции «Татнефти» (+160%), акции «Мосэнерго» (+152,7%) и «Северо-Западного телекома» (+142%). Составленный нами список мы попросили проанализировать портфельных управляющих. Результат опроса — десятка лучших аутсайдеров.

Среди фаворитов Ивана Мазалова, управляющего фондами Prosperity, — привилегированные акции «Сургутнефтегаза». Да, компания путает инвесторов непрозрачной структурой собственности, а в прошлом году чистая прибыль «Сургутнефтегаза» снизилась на 60%. Радовать акционеров дивидендами нефтяники из Сургута не собираются — по сравнению с 2005 годом они сократились больше чем на 30%. За последний год привилегированные акции «Сургута» упали на 40%. Помните об эффекте чрезмерной реакции на новости? Возможно, это как раз тот случай.

Мазалов уверен, что «префы» «Сургута» могут начать рост хотя бы потому, что рано или поздно компания повысит финансовые результаты и размер дивидендов. Плюсы: компания добывает 10% российской нефти, у нее хорошие отношения с Кремлем.

Еще один аутсайдер — екатеринбургская «Калина». С тех пор как в конце 2005 года крупнейший акционер и гендиректор парфюмерного концерна Тимур Горяев сократил свою долю с 50% до 30%, котировки «Калины» на ММВБ упали почти на 18%. При этом выручка компании растет вместе с рынком косметики и парфюмерии. В чем же проблема? Просто в 2005 году «Калина» приобрела немецкую фирму схожего с ней профиля Dr. Scheller и с тех пор издержки на интеграцию с этой компанией серьезно портят отчетность группы. По итогам 2006 года чистая прибыль «Калины» упала более чем на 30%, рентабельность по EBITDA снизилась с 14% до 11%. По динамике акций «Калина» — худший представитель потребительского сектора. В том числе поэтому она очень нравится Крапчитову, управляющему директору «МДМ Эссет Менеджмент». Трудности с интеграцией Dr. Scheller временные, уверен он, а продукция компании будет пользоваться все большим спросом.

Стоит обратить внимание на сектор связи. В середине 2004 года аналитики UFG ожидали, что на фоне продажи госпакета акций «Связьинвеста» и реструктуризации отрасли бумаги телекоммуникационных компаний сильно вырастут. Не тут-то было. Чиновники еще долго будут обсуждать, как им лучше реформировать холдинг. Неудивительно, что на периодах в 2–5 лет рост акций многих региональных операторов связи отстает от растущего рынка. Впрочем, управляющий «Альфа-Капитала» Андрей Килин советует приглядеться к акциям «Сибирьтелекома» и «Северо-Западного телекома» вне зависимости от приватизации «Связьинвеста». Обе компании смогли хорошо заработать на введении принципа «платит звонящий», наращивают выручку и постепенно увеличивают эффективность. А реформа сектора рано или поздно начнется.

Самая сложная задача при работе с «аутсайдерами» — угадать момент покупки. Как долго и как сильно компания должна отставать от рынка, чтобы стать «перепроданной»? Директор учебного центра БКС Виктор Романовский рекомендует своим ученикам такой индикатор: «Если акция замерла на текущих уровнях и систематически не реагирует на плохие новости бурным падением, значит рынок уже отыграл весь негатив, который может поступить по компании». Впрочем, иногда ждать приходится очень долго — два-три года. «Но то, что дешево, имеет больше шансов вырасти», — уверен Крапчитов.

Еще проще Все еще думаете, что описанный выше подход примитивен? Бывает и проще. Авторы американского сайта pennystock.com, например, с 1996 года выбирают акции по одному принципу — их цена на биржах США должна быть не выше $5 (именно такое определение «грошовых акций» закреплено в документах Комиссии по ценным бумагам и биржам). Особая гордость редактора сайта — совет «покупать акции Netegrity». С момента рекомендации бумаги выросли в цене почти на 3500%.

Новости партнеров