Один плюс один | Forbes.ru
$58.88
69.49
ММВБ2140.18
BRENT63.41
RTS1145.07
GOLD1257.17

Один плюс один

читайте также
+7 просмотров за суткиКрупнейший в мире производитель дженериков Teva увольняет 14 000 рабочих +3 просмотров за суткиПринцы Уильям и Гарри в космосе. Фильм недели: «Звездные войны: Последние джедаи» +567 просмотров за суткиМатильда Шнурова, совладелица ресторана «Кококо»: «В Москву мы не поедем» +228 просмотров за суткиНовогодний зоопарк: 7 украшений со смыслом +4314 просмотров за суткиСуд признал экс-министра Улюкаева виновным в получении взятки в $2 млн +3809 просмотров за суткиСоперница Путина. Как Ксения Собчак стала голосом оппозиции +426 просмотров за суткиНе только елкам сиять. Ювелирная распродажа в московском офисе Christie`s +859 просмотров за суткиБанк России принял решение о санации Промсвязьбанка +775 просмотров за суткиРусская рулетка. Как западные нефтяные компании выучили правила игры +11681 просмотров за суткиForbes Special Dinner по случаю выхода книги Петра Авена «Время Березовского» +616 просмотров за суткиТехнологические тренды 2018 года: роботы вместо людей +775 просмотров за суткиЧто-то новенькое. Даже самая успешная бизнес-модель нуждается в изменениях +2453 просмотров за суткиКурьезы валютного контроля. Почему законы в этой сфере нужно менять +768 просмотров за суткиСтавки вниз. Москва опустилась в рейтинге самых дорогих офисов мира на 23 место +8850 просмотров за суткиОтменить смерть. Может ли человек бросить вызов своим генам +4252 просмотров за суткиУ миллиардера Михаила Прохорова могли зависнуть деньги на Кипре Совладелец «Инкома» Сергей Козловский: «Было два контакта с Банком Москвы» Зачем менять работу в кризис Агенты Китая По семейным обстоятельствам ВОЙНА «АВТОМИРОВ»
#МИАН 03.07.2007 00:00

Один плюс один

Старшему — квартиры, младшему — машины. Братья Козловские разделили бизнес в самом начале пути. Возможно, именно поэтому каждый стал вполне успешным предпринимателем

Сергей и Дмитрий Козловские — родные братья. Их компании носят практически одно и то же имя, а головные офисы находятся в одном здании недалеко от центра Москвы. Сергей, старший брат, возглавляет «Инком-Недвижимость», крупнейшего продавца жилья на вторичном рынке столицы. Компания Дмитрия, «Инком-Авто», продает Kia, Renault и — в последнее время все активнее — продукцию китайского автопрома. Суммарная годовая выручка двух фирм, принадлежащих братьям, превышает $1 млрд. Но Козловские обороты своих компаний не складывают. Еще много лет назад они разделили бизнес.

Первые хорошие деньги братья заработали в конце 1980-х на пошиве джинсов — Сергею тогда было 30 лет, Дмитрию — 26. Тогда же Козловские расселили пару коммуналок, чтобы прописать в просторных квартирах свои семьи, и купили себе «Жигули». Собственно, с этого и начался их бизнес: торговля недвижимостью и машинами. Жилья и автомобилей рынку требовалось все больше, росли и обороты компании, пока в 1994 году Дмитрий не предложил своему старшему брату разделить бизнес.

Почему? Козловские стараются не вдаваться в детали той старой истории. «Решения в компании мы принимали коллегиально, — вспоминает Дмитрий, — но было непонятно, кто отвечал за их выполнение». «Каждый хотел испытать свои силы как руководитель», — добавляет Сергей, согласившийся на предложение младшего брата без раздумий. Еще несколько лет Козловские делились прибылью. Но в 2001-м «Инком-Недвижимость» Сергея объединилась с другой компанией, входящей в пятерку лидеров риелторского рынка, — «Московской центральной биржей недвижимости» (МЦБН), после чего братья разошлись в бизнесе окончательно.

И правильно сделали.

«Козловские проявили прозорливость, — считает Дмитрий Гулин, член совета директоров компании «Автомир», конкурента «Инком-Авто». — Мало примеров, когда равноправные партнеры на протяжении десятка лет конструктивно взаимодействуют».

Действительно, историй конфликтов между родственниками в бизнесе — множество. Например, братья Метельские (Михаил, Павел и Никифор) шесть лет мирно владели и управляли Тюменским судостроительным заводом. Но в 2000 году получили заказ от «Газпрома», за год выручка предприятия выросла в четыре раза — до 100 млн рублей, и к концу года Павла и Никифора неожиданно перестал устраивать Михаил. Брат был отстранен от управления заводом и лишен контрольного пакета акций.

Десять лет назад Лев и Михаил Черные не договорились, с кем делить алюминиевый бизнес, — братья до сих пор не общаются. Предприниматели Шалва и Александр Чигиринские разделили активы в 2002 году, после того как разругались из-за нефтеперерабатывающего бизнеса. Один из последних громких конфликтов — увольнение Виктора Батурина из компании «Интеко», которую он создавал вместе с родной сестрой Еленой.

Исключений из общего правила мало. Да, миллиардеры Дмитрий и Алексей Ананьевы по-прежнему делят свою бизнес-империю (Промсвязьбанк, «Техносерв А/С», «Аргументы и факты» и др.) поровну. Но с тех пор, как младший брат Дмитрий стал членом Совета Федерации, он все меньше занимается оперативным управлением.

«Конфликт в семейном деле заложен изначально, — считает профессор психологии, руководитель компании «ММ-Класс» Марина Мелия. — Помножьте риски родственных отношений на риски не менее близких отношений в бизнесе, и получите буквально взрывоопасную смесь». В практике Мелии был такой случай. Два брата создали компанию и с самого начала договорились о разделении ролей и полномочий. Жены бизнесменов не ладили между собой, и, чтобы не вызывать зависть, братья покупали одинаковые квартиры, машины, дачи и даже отдыхали в одних и тех же местах. Идиллия была разрушена из-за пустяка — один из братьев, уступив просьбам жены, купил более дорогой автомобиль. «Теперь у них не только нет общего бизнеса, но и друг с другом они не общаются», — подводит итог психолог.

Козловские продолжают общаться. Хотя их пути в бизнесе расходятся все дальше.

С тех пор как «Инком» объединилась с МЦБН, в компании произошло много перемен. «После слияния у них осталось только два серьезных конкурента: «МИАН» по новостройкам и «Миэль» на вторичном рынке», — говорит Олег Репченко, руководитель центра «Индикаторы рынка недвижимости».

Старший Козловский дружил с владельцем МЦБН Константином Поповым, и новую компанию они поделили пополам. Но несколько сотрудников «Инкома» сказали корреспонденту Forbes, что, по их ощущениям, репутация компании после объединения стала ухудшаться. Считается, что в среднем по Москве около половины клиентов приходят покупать или обменивать квартиру по рекомендациям друзей и знакомых. Сотрудник «Инкома» на условиях анонимности сообщил, что, согласно закрытым внутренним исследованиям, по рекомендациям в компанию сейчас приходят только 8% клиентов. (В пресс-службе «Инкома» утверждают, что к ним по рекомендации приходит каждый второй клиент.)

«Козловский постепенно отошел от оперативного управления, — называет причину перемен в компании один из бывших топ-менеджеров «Инкома». — Его команда начинает разбегаться, на эти места приходят люди Попова». Сейчас Сергей Козловский увлечен новым направлением — строительством и продажей элитного загородного жилья. Этим займется фирма Villagio Estate. Название «Инком», по мнению Козловского-старшего, слишком ассоциируется с недорогой недвижимостью и торговлей дешевыми автомобилями.

Дешевизна действительно всегда была главной особенностью продаваемых «Инком-Авто» машин. До 1996 года компания вообще торговала исключительно продукцией отечественного автопрома. Потом появились недорогие Skoda. «Конечно, было бы лучше, если бы мы тогда стали дилером, например, Toyota, — рассуждает младший Козловский. — Но мы не могли предвидеть такого бурного роста продаж иномарок». Второй шаг был сделан в 2003 году — «Инком-Авто» открыла тогда специализированные салоны Kia и Renault. Выручка компании выросла за год с $89 млн до $160 млн.

С расширением рынка конкуренция становилась все более жесткой. Для дилерского центра Ford «Инком-Авто» место нашлось лишь в Саратове. Марки Opel, Chevrolet и Cadillac Козловскому удалось получить, только выкупив за $4 млн компанию «Тринити Моторс» (одного из дилеров этих марок). В поисках новых идей Козловский в 2005 году отправился в Китай — знакомиться с местной автомобильной промышленностью. Поездка, судя по всему, произвела на него большое впечатление. «Ощущение было такое, что там запущен некий механизм, раскручивается огромная сжатая пружина», — вспоминает теперь он.

В конце 2005 года «Инком-Авто» начала завозить первые партии автомобилей Chery (вылитый Daewoo Matiz) и стала с тех пор одним из основных дилеров этой марки. А в начале 2007 года компания получила права эксклюзивного дистрибьютора трех китайских автозаводов и начала продажу седанов Geely Otaka, внедорожников ZX Landmark, пикапов ZX Grandtiger, а также малотоннажных грузовиков JMC Carrying. Все по цене ниже $22 000 в базовой комплектации. В этом году доля китайских машин в продажах «Инком-Авто» по планам Козловского составит 20%.

Как и у старшего брата, у Дмитрия появился новый партнер. В начале этого года 10% «Инком-Авто» купил фонд прямых инвестиций «AIG Интеррос», по оценкам, за $30–35 млн (Козловский эти цифры не опровергает). Основатель «Инком-Авто», как и многие российские предприниматели, планирует когда-нибудь провести IPO своей компании. Но сначала он хочет довести выручку до $1 млрд.

Может, стоит для этого объединить бизнес со старшим братом? Дмитрий задумывается — однозначного ответа у него нет. Зато он по-прежнему уверен, что 13 лет назад было принято верное решение: «Мы, конечно, правильно поступили, когда разделили бизнес». Старший брат с ним полностью согласен.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться