03.08.2007 00:00

Путеводитель по рынку развлечений: Песни в розницу

Forbes
Кирилл Вишнепольский Forbes Contributor, Андрей Вырковский Forbes Contributor, Анастасия Жохова Forbes Contributor, Валерий Игуменов Forbes Contributor, Роман Кутузов Forbes Contributor, Александр Кулиш Forbes Contributor, Александр Сазонов Forbes Contributor, Райан Морган Forbes Contributor
Кино и футбол, музыка и литература — сегодня это прежде всего шоу-бизнес. Бизнес, как выясняется, не очень большой. Forbes подсчитал, что за музыку, кино и книги, а также за билеты в кино, на концерты и спортивные мероприятия жители России в прошлом году заплатили всего около $4 млрд. Для сравнения, на пиво у россиян ушло вчетверо больше ($16 млрд). Зато можно гордиться тем, что в России книги по-прежнему — самое популярное развлечение. В 2006 году жители страны потратили на чтение столько же денег, сколько на музыку, кино и спорт, вместе взятые. На следующих восьми страницах вы найдете статистику рынка развлечений, подсчет доходов его участников и рейтинги крупнейших игроков.

Рынок платит только за живое общение с артистом. Лучше, если это будет иностранец

Собирательный образ

КТО поп-музыкант

РЕЗЮМЕ пой в Хайфе и Нарьян-Маре, на свадьбах и во Дворцах спорта; дай 200 концертов подряд — и ты в рейтинге Forbes

ДОХОДЫ

1. Гастроли

За год популярный артист из первых рядов рейтинга Forbes дает 80–100 сольных билетных концертов-«тысячников» (чтобы окупить такое мероприятие, нужно продать не менее тысячи билетов). Приглашающая сторона платит звезде фиксированный гонорар ($15 000–20 000) вне зависимости от количества проданных билетов.

2. «Корпоративы»

Стандартные 40 минут выступления на корпоративной или частной вечеринке приносят от $20 000 до $100 000. Таких концертов бывает один-два в неделю, в декабре они идут каждый день, и не по одному разу. Новогодняя ночь — как минимум два-три выступления (бывает и пять) за двойной гонорар.

3. Реклама

АО «Глория-Джинс» утверждает, что Дима Билан получил $1 млн за согласие стать лицом этой фирмы. Но это скорее исключение. Обычный доход звезды от рекламы — $50 000–100 000 в год.

[pagebreak]

4. Диски

За новый альбом артист получит в лучшем случае $100 000–200 000.

РАСХОДЫ

1. Налоги

Плату за концерты артист получает, как правило, «черным налом». Под налогообложение попадает лишь малая часть доходов — от рекламы, продажи альбомов и рингтонов.

2. Операционные расходы

Поп-певец — источник доходов для десятков людей. Он платит композиторам за новые песни, саунд-продюсерам — за запись дисков, режиссерам — за съемки клипов, менеджерам — за работу офиса и бухгалтерию, директору — за организацию гастролей, дизайнерам — за сценические костюмы, музыкантам — чтобы играли, а подтанцовке — чтобы танцевала. В среднем на это уходит 30–50% заработка.

3. Продюсер

От всей этой головной боли поп-музыканта может избавить продюсер: «Ты только пой, а об остальном я позабочусь». Но в этом случае артист будет отдавать продюсерскому центру уже 60–80% своего заработка.

Рейтинг продюсеров

Музыкальные звезды зажигаются не сами: на это есть продюсеры. Исключения столь редки, что только подтверждают правила. Forbes представляет рейтинг самых успешных музыкальных продюсеров России

[pagebreak]

1-2 Игорь Крутой

Компания «АРС» 
Выручка $5,5 млн

Артисты Ирина Дубцова, Тимати, Полина Гагарина, Юрий Шатунов, Юрий Титов, Антон Зацепин, Оксана Почепа, Алекса, группы «Улица», «Сливки», «Дискотека Авария»

1-2 Игорь Матвиенко

Выручка $5,5 млн

Артисты Виктория Дайнеко, Лиза, группы «Любэ», «Иванушки International», «Корни», «Фабрика», 
«КуБа»

3 Евгений Фридлянд

Компания FBI Music 
Выручка $3,5 млн

Артисты Борис Моисеев, Владимир Девятов, Алексей Гоман, Александр Панайотов, Алексей Чумаков, Руслан Алехно, Амархуу Борхуу, Марина Девятова, Владимир Саповский, певица Malina, группа «Ассорти»

4 Максим Фадеев

[pagebreak]

Компания «Монолит» 
Выручка $2,5 млн

Артисты Иракли, Пьер Нарцисс, Юлия Савичева, Глюкоzа, группа «Серебро»

5 Виктор Дробыш

Компания «Национальная музыкальная корпорация» 
Выручка $2 млн

Артисты Дмитрий Колдун, Стас Пьеха, Юлия Михальчик, Наталья Подольская, Зара, Алексей Хворостян, Слава, Иванна, группы «Тутси» и «Челси»

Методология

Место каждого продюсера определяется суммой гонораров, полученных его подопечными с июля 2006-го по июнь 2007 года включительно. Доходы подопечных определялись путем анализа открытой информации, на основе данных продюсерских компаний и интервью с экспертами. В расчет не брались продюсеры одного артиста, например Яна Рудковская (Дима Билан) и Иосиф Пригожин (Валерия). Результат их работы см. в основном рейтинге

Обзор рынка

  • Концертные сборы $200 млн
  • Продажа cd и кассет $400 млн

«Фабрика звезд», я продюсер, идет кастинг, — вспоминает директор Национальной музыкальной корпорации Виктор Дробыш. — И вдруг мне приносят и прямо на рояль кладут чемодан. Открывают — там $1 млн. Вот, говорят, бери, и это только начало. Только возьми вон ту девушку на «Фабрику»… Дробыш утверждает, что не взял миллион, хотя очень хотелось. Таков российский музыкальный рынок: большие деньги, и почти все «черным налом». Плюс все большую роль играют богатые потребители, заказывающие индивидуальное обслуживание.

Сборы от билетных концертов в Москве — это $100 млн в год. Еще примерно столько же дает остальная Россия. На этом уровне рынок балансирует несколько лет. «Публика уже перекормлена музыкой. Причем, к сожалению, зачастую не лучшего качества. Мало кто из артистов способен сейчас собрать несколько тысяч человек на свой концерт» — то ли сетует, то ли гордится продюсер и муж певицы Валерии Иосиф Пригожин. Уж Валерия-то залы собирает.

Подводит глобализация — отечественные мастера чеса проигрывают иностранным конкурентам. Пригожин говорит: хорошо, если на долю отечественных артистов в суммарных сборах приходится 20–30%. Арифметика проста: если нашему артисту по плечу аншлаг в провинциальном цирке, то Мадонна собирает в «Лужниках» 50 000 человек разом, и билеты на это шоу стоят дороже.

[pagebreak]

Томас Андерс, Тото Кутуньо, Крис Норманн, «легендарная группа Uriah Heep» и прочие «сбитые летчики» обрели вторую жизнь в российской глубинке. Местный шоу-бизнес теряет даже рынок музыки на носителях. По данным агентства «Интермедиа», в 2006 году было продано 85 млн дисков и кассет на сумму около $400 млн в розничных ценах. Гендиректор EMI/Gala Records Александр Блинов считает, что иностранцев в этой сумме в 35%. Эта доля постоянно растет. Почему? Проникновение розничных сетей в регионы тянет за собой продажи легальных дисков иностранных артистов, которые еще три-четыре года назад можно было купить только в Москве, утверждает Блинов.

Музыканты нашли спасение в российском специфическом явлении — «заказных концертах». Постоянно проживающий в Финляндии продюсер Виктор Дробыш отмечает, что в Европе нет обычая приглашать на частные вечеринки звезд эстрады. А вот в России «заказники» цветут пышным цветом. «Да мы уже и от гастролей отказываемся, — говорит в интервью Forbes генеральный продюсер FBI Music Евгений Фридлянд, — а зачем нам гастроли? Это хлопотно, да еще неизвестно, соберется ли зал. А тут один звонок от клиента — и мы, не покидая Москвы, получаем больше денег, чем за гастрольный концерт».

Но и тут наблюдаются уже тревожные признаки — повидав живую Пугачеву и Баскова, российские бизнесмены начали заказывать на загородные дачи зарубежных поп-звезд. На частных вечеринках уже выступили Дженнифер Лопес, Джордж Майкл, Бритни Спирс, Нелли Фуртадо, Наоми Кэмпбелл, Стинг и многие, многие другие.

Новости партнеров