Путеводитель по рынку развлечений: Живые картинки
У российского кинобизнеса много гонора. Но мало сил, чтобы освоить отечественный рынок
Собирательный образ
КТО актер театра и кино
РЕЗЮМЕ стоит дорого, но используют его мало, а потому народный артист страны может зарабатывать меньше какого-нибудь юнца из НХЛ
ДОХОДЫ
1. Кино
Ставка известного актера: $10 000–15 000 за съемочный день. Главная роль в большом фильме может принести $200 000–400 000. Таких фильмов в сезон у артиста один-два. У знаменитого режиссера актер может работать почти бесплатно, «за имя».
2. Сериалы
Звезда первой величины согласится на участие в сериале, только если это серьезный проект (к примеру, экранизация «Доктора Живаго» или «Героя нашего времени»). Гонорар имеет значение — актеру придется на сезон отказаться от многих проектов. В отдельных случаях выплаты достигают $300 000–400 000.
3. Театр
Плата за участие в антрепризных спектаклях стремительно растет. За один выход на сцену известный актер может получить до $1500. Популярные спектакли играют 50–70 раз в год.
4. Дубляж
Озвучка иностранных фильмов и анимации занимает немного времени — два-три дня на единицу продукции. Гонорар в зависимости от «звездности» — от $10 000 до $30 000.
5. Реклама
Объем каждого контракта оговаривается индивидуально. Часы с бриллиантами звезда согласится рекламировать и за $50 000 в год (красиво и работает на имидж). А страховой компании или не дай бог производителю пылесосов за тот же объем работ придется выложить до $200 000.
6. Конферанс
Подрабатывать конферансом на вечеринках могут позволить себе только начинающие актеры. Звезда опускается на землю лишь в случае крайней нужды и берет за свою честь от $25 000 за вечер.
РАСХОДЫ
1. Агент
Агент ведет все контракты актера, ищет ему новую работу, следит за графиком, иногда берет на себя связи с прессой. Стандартная плата — 10% от доходов.
2. Налоги
Актеры все чаще подписывают с кинокомпаниями «белые» договоры с указанием реальных гонораров. Иначе актер не получит неустойку, если съемки будут отменены. Популярный способ снизить подоходный налог: актер регистрируется как индивидуальный предприниматель (все договоры подписываются от имени этого ИП) и платит 6% вместо 13%.
3. Внешний облик
Фитнес-центр, личный тренер, массажист, косметолог, пластический хирург — до $50 000 в год. С каждым годом эта сумма только растет.
Длинный метр
Крупнейшие (как по выручке, так и по объему работ) киностудии страны специализируются на сериалах. Эта продукция приносит в несколько раз больше денег, чем полнометражное кино
- «Амедиа»
Руководитель Александр Акопов
Хронометраж* 500 часов
Выручка** $60 млн
проекты «Не родись красивой», «Моя прекрасная няня»
- «Леан-М»
Руководители Олег Осипов, Тимур Вайнштейн, Вячеслав Муругов
Хронометраж 500 часов
Выручка $30 млн
проекты «Солдаты»
- «Творческое телевизионное объединение»
Руководители Юрий Беленький, Елена Имамова
Хронометраж 500 часов
Выручка $30 млн
проекты «Кармелита», «Черная богиня», «Обреченная стать звездой»
- «МакДос»/«ДомФильм»/«Аврора»
Руководитель Владимир Досталь
Хронометраж 130 часов
Выручка $14 млн
проекты «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей»
- «Централ Партнершип»
Руководитель Рубен Дишдишян
Хронометраж 125 часов
Выручка $52 млн
проекты «Волкодав», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго»
*Здесь и далее — объем работы, произведенной в 2006 году.
**Здесь и далее указана выручка только от производства и проката собственной продукции. Источник: агентство «Телескоп», данные компаний
Обзор рынка
- Сборы в кинотеатрах $412 млн
- Продажа DVD $450 млн
Деятели кинобизнеса любят сейчас рассказывать такую историю. Один актер взялся продюсировать кино. Деньги на проект брал в долг под залог квартиры. Фильм не окупил и половины расходов; горе-продюсеру пришлось полгода пахать конферансье на корпоративных вечеринках, чтобы отдать долги. «А не берись за то, что не умеешь делать», — радуются конкуренты.
Кинорынок привлекает многих. По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), в 2006 году в России купили 98,9 млн билетов в кино. Журнал «Кинобизнес сегодня» оценивает сборы кинотеатров страны в $412 млн. Да, по сравнению с западными странами это не очень много. Во Франции, к примеру — $1,5 млрд. Средний француз тратит на кино в восемь раз больше, чем россиянин: $25 в год против $3. Один кинозал во Франции приходится на 11 400 человек, в России — на 103 600 человек.
Зато Россия демонстрирует отличный рост. В 2003 году сборы кинотеатров были вдвое меньше; по прогнозу PwC, в ближайшие пять лет сумма еще удвоится. Важно, что российское кино, которое отсутствовало на рынке как товар в 1990-е годы, вернуло себе уже треть сборов в кинотеатрах (данные «Кинобизнеса сегодня» за 2006 год). Вот и еще удивительная статистика: Российская антипиратская организация (РАПО) подсчитала, что в 2006 году в стране было продано 45 млн легальных видеодисков (в 10 раз больше, чем за 2004 год) на общую сумму порядка $450 млн. Рост в денежном выражении за два года — в 5,6 раза. Таким образом, платежеспособный спрос на кинопродукцию с учетом пиратских продаж (не менее $300 млн) уверенно перевалил за миллиард долларов.
Неудивительно, что за съемки фильмов взялись и актеры, и бывшие осветители, и новорожденные продюсеры из числа коммерсантов и банкиров. Получается далеко не у всех. По данным Сергея Лаврова, редактора отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня», в прошлом году в России произвели около 200 кинофильмов. В прокат вышло только 60, а «хоть на какой-то художественный уровень тянут только три фильма», резюмирует Лавров. Из $120 млн, которые собрали в прокате российские фильмы, первая кассовая десятка (в ней были «Дневной дозор», «Охота на пиранью» и другие хиты) взяла $95 млн. Вторая десятка довольствовалась суммой около $10 млн. Остальные фильмы в прокате провалились.
Резюмируем: спрос есть, есть деньги и готовность снимать. Не хватает идей и навыков. «Скоро на рынке русского кино произойдет драма. В основном это связано с перепроизводством. Понятие «русское кино» будет аналогично понятию «халтура». Надеюсь, что это приведет к разорению мелких игроков и отобьет охоту у любителей левых денег заниматься кинобизнесом», — говорит гендиректор компании «Амедиа» Александр Акопов.
Хорошо, что есть на чем тренироваться. Российские производители окончательно отвоевали у иностранцев нишу киносериалов, заработав на этой продукции в прошлом году, по оценке Forbes, $300–400 млн. Возможно, на этих деньгах и вырастет новый российский кинематограф.