Страхование
Оправданны ли ставки полисов ОСАГО? Споры об этом не утихают более четырех лет, с тех пор как 1 июля 2003 года вступил в силу Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Движение автомобилистов России и другие общественные организации утверждают, что тарифы завышены примерно в два раза. Они апеллируют к таким цифрам: в 2006 году страховые компании собрали по ОСАГО 63,9 млрд рублей взносов, а выплатили 33,3 млрд рублей. Сами же страховщики уверяют: ОСАГО — бизнес на грани рентабельности, а все приведенные цифры ни о чем не говорят, так как не учитывают расходы на ведение дел, комиссионные агентам, создание резервов на будущие выплаты и т. д.
Используя данные доклада Федеральной службы страхового надзора (ФССН), посвященного рынку ОСАГО, Forbes рассчитал итоговый финансовый результат страховых компаний по автогражданке: в 2004 году он составил 8,94 млрд рублей (18,1% от сборов), в 2005-м — 8,97 млрд рублей (16,7% от сборов). Более свежих данных еще нет, но можно предположить, что уровень рентабельности сохранится, и это неплохая рентабельность.
Прибыль могла быть еще выше, если бы не жулики.По оценке Дмитрия Фролкина, и. о. начальника управления по противодействию страховому мошенничеству Российского союза автостраховщиков (РСА), мошенники кладут себе в карман 10–15% выплат, или около 3,3–5 млрд рублей в год. Вот типичная история, произошедшая с жителем подмосковных Химок Михаилом. В его подержанную иномарку стоимостью $5000 врезался ВАЗ, владелец которого был застрахован по ОСАГО в «Росгосстрахе». Оценщик компании предложил Михаилу продать ее за $500, а взамен составил калькуляцию на $4500, хотя ремонт обошелся бы дешевле. «Росгосстрах» выплатил эту сумму. «Для всех клиентов по автострахованию у нас действует программа «Зеленый коридор», упрощающая порядок получения выплаты», — ответил на запрос Forbes Андрей Бирюков, руководитель департамента по связям с общественностью «Росгосстраха». При высоких тарифах такая роскошь вполне возможна.