03.09.2007 00:00

Богатый рэп

Исполнители хип-хопа зарабатывают много, живут бурно и оставляют наследникам массу проблем с деньгами

Слова «рэпер» и «распределение наследуемого имущества» редко соседствуют в одном предложении. Но практика показывает, что связь между ними могла бы быть и потеснее. Через 11 лет после так и нераскрытого убийства гангста-рэпера Тупака Шакура, которого расстреляли из окон проезжавшего автомобиля на Лас-Вегас-стрип, его душа все никак не может упокоиться. Все потому, что Шакур, которому в момент убийства было 25 лет, не оставил завещания. И между его матерью Афени Шакур и Мэрионом «Сьюджем» Найтом, основателем теперь уже обанкротившегося лейбла Death Row Records (контракт с которым был подписан у таких культовых рэперов, как Dr. Dre и Snoop Dogg) разразилась жестокая битва. На кону каталог записей Шакура: шесть студийных альбомов и 153 неизданные песни, совокупная стоимость этого имущества оценивается в $60 млн.

В 1997 году стороны пришли к соглашению, в соответствии с которым Найту достались права на альбомы, записанные на Death Row, а Афени Шакур получила неизданные треки. Но Найт попытался использовать лазейку в законе, позволявшую ему выкупить права на неизданные композиции (из них можно было бы составить целый диск) за ничтожную сумму $100 000 в двухмесячное «окно» нынешним летом. По оценкам, стоимость треков составляет $10 млн. В июле адвокат Death Row запросил у лос-анджелесского суда по делам о банкротстве $100 000 из ликвидированных активов Найта на приобретение этих треков (в 2006 году Найт заявил о банкротстве фирмы, у которой было долгов на $137 млн).

Афени Шакур подала прошение о судебном запрете на эту сделку. Она утверждает, что Найт и его товарищи по Death Row утаили часть неизданного материала Шакура. Теперь стороны договариваются о заключении нового соглашения. «Рэперы живут сегодняшним днем, — вздыхает адвокат Афени Шакур Дональд Дэвид. — Но, когда живешь сегодняшним днем, ты не успеваешь оформить все документы».

Наследники бруклинского рэпера Рассела «Ol’ Dirty Bastard» Джонса, одного из основателей Wu-Tang Clan, до сих пор борются за его наследство, хотя несчастный музыкант скончался от передозировки наркотиков еще три года назад. После смерти Джонс оставил невыпущенный альбом, $312 000 долгов и по меньшей мере семерых детей от пяти женщин. А завещание? Какое, к черту, завещание! Эрик «Eazy-E» Райт, участник легендарной хип-хоповой группы N.W.A., переплюнул Джонса — у него было девять детей от семи женщин. На последней он женился всего за несколько дней до своей смерти от СПИДа в 1995 году, ей-то и досталось наследство и ворох судебных исков от других наследников и деловых партнеров. Разногласия удалось разрешить. Это должно стать уроком для Jay-Z, который возглавляет наш список самых состоятельных рэперов. Лучше бы ему заранее нанять адвокатов — специалистов по наследственным делам.

Не только долги

Не все рэперы и продюсеры — прожигатели жизни. Многие из них вполне успешно занимаются бизнесом

  • Шон Картер (Jay-Z)

$34 млн

Президент Def Jam вернулся на сцену с мощным альбомом Kingdom Come

  • Кертис Джэксон (50 Cent)

$32 млн

Его империя G-Unit выпускает видеоигры, одежду, рингтоны, кроссовки и даже художественную литературу

  • Шон Комбс (Diddy)

$28 млн

В портфель его компании Bad Boy входят лейбл звукозаписи, лицензии на телевещание, линии одежды и одеколона

  • Тимоти Мосли (Timbaland)

$21 млн

Пишет шлягеры для Джастина Тимберлейка и Мадонны

  • Андрэ Янг (Dr. Dre)

$20 млн

Самый влиятельный хип-хоповый продюсер вывел на сцену Эминема 
и 50 Cent

Источник: оценка Forbes

Новости партнеров