03.09.2007 00:00

Налоговиков к ответу!

Честное ведение бизнеса не гарантирует отсутствия налоговых претензий

Можно ли жить в России по закону? Нет, счита-ют, согласно июльскому опросу Левада-Центра, 54% россиян. Меньше всего верят в закон самые богатые (62%) и самые бедные (64%) респонденты. Поставим вопрос иначе. Может ли предприниматель в России успешно развиваться, опережать конкурентов, не нарушая закон?

В первой половине этого года наша фирма провела исследование правовых рисков предприятий юга России. Мы подробно побеседовали с топ-менеджерами примерно 70 производственных и торговых компаний Волгоградской, Ростовской и Астраханской областей, а также Краснодарского и Ставропольского краев.

Большинство предпринимателей стараются не нарушать закон (по крайней мере так они отвечали на наш вопрос). Они не встают ни под какую «крышу», не дают взяток, не пытаются уйти от выплаты налогов. Вести бизнес честно можно. Но честное ведение не гарантирует предпринимателям отсутствия претензий со стороны различных контролирующих органов, в первую очередь налоговиков.

Споры, вытекающие из административных правоотношений, составляют по исследуемым регионам от 48 до 77% от общего числа дел, рассматриваемых в арбитражных судах этих регионов. Иными словами, более половины судебных споров либо инициировано чиновниками, либо касается их действий, которые обжалуются предпринимателями в арбитражных судах. Вполне закономерный итог судебной активности государственных надзирателей — подавление деловой активности в регионах. Чем выше процент административных дел, тем меньше валовой региональный продукт в пересчете на душу населения в данном регионе.

Подавляющее большинство наших собеседников, 86%, назвали главным источником правовых рисков инспекторов Федеральной налоговой службы. Большинство главных юристов производственных и торговых компаний жалуются на сложное и зачастую противоречивое налоговое законодательство, бесконечные проверки, тормозящие работу предприятия и, как следствие, высокие затраты на администрирование взаимоотношений с фискальными органами.

Например, статья 88 Налогового кодекса позволяет налоговому органу потребовать у налогоплательщика практически любые документы в пятидневный срок. Порой объем запрашиваемых документов достигает 5000–8000 листов в месяц. Предприниматели уже задумываются, не пора ли нанимать специальный отдел для взаимодействия с налоговой инспекцией.

И в большинстве случаев предприниматели предпочитают не обжаловать решения налоговиков в суде. Сразу обращаются в суд лишь 8% опрошенных нами предпринимателей, 24% предпочитают сначала попытаться урегулировать спор с чиновниками в досудебном порядке, 52% считают обжалование крайней мерой, а 16% вообще ни при каких обстоятельствах не обращаются в суд. И это притом что 73% споров с налоговыми органами выигрывает налогоплательщик.

Проблема в том, что обжалование урегулирует лишь один частный эпизод, но не избавляет от новых претензий налоговиков по другим аналогичным случаям. Ведь практически никакой ответственности за предъявление необоснованных требований или причинение вреда бизнесу чиновник не несет. Это означает, что если вы лично чем-то не устраиваете вашего налогового инспектора, у него есть практически неограниченные возможности придираться к вашему бизнесу по любому поводу. Вы можете потратить уйму времени и денег на обжалование всех нарушений налоговых органов, но проще или договориться традиционным для России способом, или сменить адрес регистрации и соответственно контролирующую вас инспекцию.

Излишнее рвение налоговых инспекторов в отношении отдельных предпринимателей связано не только с вымогательством. Иногда полномочия налоговых органов используются конкурентами, ведущими нечестную игру. Например, капитализация компании, к которой есть претензии по налогам, даже заведомо необоснованные, будет ниже, что делает ее более легкой добычей для недружественного поглощения. Если же акции компании не котируются на бирже, претензии налоговых органов помогут убедить ее владельцев продать бизнес.

Жесткие меры и ничем не ограниченные полномочия фискальных органов были оправданны в условиях бюджетного дефицита, когда для финансирования социальных программ необходимо было любой ценой наполнить казну. Но сейчас, в условиях профицита, пора вспомнить о второй важной функции налоговой системы — управлении экономическим ростом. Жесткое налоговое администрирование, когда налоговые чиновники принимают большинство решений исходя из собственного понимания закона, служит тормозом экономического роста.

Деятельность инспекций ФНС нуждается в радикальном пересмотре. Наверное, настала пора возложить на должностных лиц ФНС персональную имущественную ответственность за вред, причиненный их противоправными действиями или решениями.

Автор — директор аналитического департамента юридической фирмы «Вегас-Лекс СНГ»

Новости партнеров