В стиле ретро -
$59.59
66.56
ММВБ1867.9
BRENT45.38
RTS987.66
GOLD1257.11

В стиле ретро

читайте также
+167 просмотров за суткиПравда или фейк. Как фальшивые новости влияют на бизнес? +212 просмотров за суткиДоля в 99,999989%: подконтрольный «Роснефти» ВББР получил акции банка «Пересвет» +1051 просмотров за сутки«Исполните российское законодательство!» — глава Роскомнадзора обратился к Павлу Дурову +557 просмотров за суткиМиллиардер в «Роснефти»: Айван Глазенберг вошел в совет директоров компании +1085 просмотров за суткиТревожные знамения: пять признаков того, что у вас «отжимают» бизнес +176 просмотров за сутки«Балк» как предчувствие: о новом фетише индустриального виноделия +944 просмотров за суткиВозвращение Испании: где искать объекты для вложений +9796 просмотров за суткиКонец «помойки»: на ликвидацию свалки в Балашихе потребуется 4 млрд рублей +163 просмотров за суткиДуэт Seafret начинал с пения в душе, а продолжит под дождем в «Музеоне» +1969 просмотров за суткиБизнес без риска и дети за границей: портрет российского капиталиста +10056 просмотров за сутки13 требований и срок в 10 дней: арабские страны выдвинули Катару ультиматум +2040 просмотров за суткиКак IT-технологии меняют правила игры на рынке авторемонта +2115 просмотров за суткиICO vs краудфандинг: как «хайпы» превращаются в «антихайпы» +947 просмотров за сутки«Только маякни»: как приживаются в России технологии геомаркетинга? +1802 просмотров за суткиПобеда Вексельберга: Питер Хамбро выбыл из совета директоров Petropavlovsk +1686 просмотров за суткиПереоценка реновации. На что рассчитывать собственникам изымаемых помещений? +604 просмотров за суткиВот это жизнь: лучшие автобиографии, написанные нашими современницами +1680 просмотров за суткиЕвтушенков хочет мира: АФК предложила «Роснефти» механизм урегулирования спора +3123 просмотров за суткиЭра «Карточного домика»: как онлайн-кинотеатры завоевывают сердца и умы зрителей +1926 просмотров за суткиНовые криптовалюты: как в них инвестировать и почему им нужен правовой статус? Ручной звук
#Аудио и видео 03.09.2007 00:00

В стиле ретро

Дмитрий Талинский доказал конкурентам, что аудиокассеты скоро перестанут продаваться. И стал крупнейшим их производителем в России

У Дмитрия Талинского не самая последняя модель Infiniti, поэтому в автомагнитоле еще имеется карман для кассет. Талинский им не пользуется, хотя его компания «Мьюзик-Трейд» — единственный в стране крупный производитель этого старомодного аудионосителя. Каждый месяц Талинский продает полмиллиона кассет, от сборника «Блатной суперхит» до альбома «Мумий Тролля». Впрочем, в последнее время тиражи все меньше и меньше. «Кассета умрет у меня на руках, — заверяет предприниматель. — Ей осталось максимум два года».

Не подумайте, что Талинский — камикадзе от бизнеса. Исчезнут кассеты, он будет зарабатывать на других носителях. «Мьюзик-Трейд» — один из крупнейших в стране дистрибьюторов дешевых DVD (в прошлом году, по оценке кинокомпании Universal Pictures, Талинский продавал каждый пятый лицензионный диск), компания выпускает компакт-диски и продает музыку в формате mp3. Выручка фирмы — $54 млн в год, и на кассеты приходится всего лишь 6%.

Но именно с кассет все и начиналось. В 1991 году Талинский вернулся из армии и устроился работать в палатку, торгующую музыкой, на Киевском вокзале. К 1997-му у него с четырьмя партнерами была собственная фирма, дюжина музыкальных киосков и оптовый склад, продажи доходили до 1 млн кассет в месяц. Поначалу торговали пиратской продукцией, потом в ассортименте стали появляться лицензионные кассеты — эксклюзивные права на тиражирование альбомов покупали у студий «Союз» и «ЗеКо Рекордз», заключавших контракты с артистами напрямую. В конце концов учредители перессорились, и Талинский ушел в продюсерский центр «Райс Лис’C» Сергея Лисовского организовывать дистрибуцию.

У Лисовского были права на громкие имена, он умел с шумом продвигать проекты (подписав годовой контракт с Пугачевой на 50 сольных концертов в 1998 году, он, например, арендовал специально для турне самолет, на борту которого крупно написали «Алла»). Но продажу аудиокассет бизнесмен отдал на откуп посредникам. С приходом Талинского ситуация поменялась: он наладил работу с мелкими оптовиками и с регионами, в первый же месяц компания самостоятельно продала 400 000 кассет, во второй — удвоила показатели. А когда Лисовский вышел из шоу-бизнеса, сбытовое подразделение превратилось в «Мьюзик-Трейд».

Талинский прекрасно понимал, что кассете осталось недолго жить, и горячо доказывал это коллегам по цеху. Многие предпочли переключиться на другой бизнес. За последние четыре года из десяти крупных производителей кассет на рынке остался только «Мьюзик-Трейд». Убеждая конкурентов, что их дело обречено, Талинский скупал у них по дешевке оборудование и пополнял свой прайс-лист; некоторые компании, как например, фирма грамзаписи «Никитин», отказавшись от самостоятельного производства кассет, передали ему права на выпуск музыки из своего каталога на этом устаревшем носителе. В итоге за счет ухода с рынка большинства игроков «Мьюзик-Трейду» удалось сохранить объем продаж.

Умение убеждать людей помогло Талинскому войти в тройку лидеров и в дистрибуции дешевых DVD: в лучшие месяцы он продает по 2 млн дисков, больше, чем конкуренты из Vox Video и CP Digital. Секрет успеха? В 2004 году, когда выходил «Ночной дозор», Первый канал для борьбы с нелегальными копиями решил начать производство дешевого лицензионного DVD. Технология ничем не отличалась от пиратской: 125 дисков нанизывают на один шпиль (палку), затем их отправляют оптовикам, отдельно поставляя коробочки и полиграфию, вместо пяти звуковых дорожек делают всего две. Талинский ухватился за эту идею, купил нужную линию и стал договариваться с правообладателями о выпуске «дешевой лицензии».

«Я пошел по крупным дистрибьюторам объяснять, что дорогой диск — это пройденный этап. Махал флагом. Lizard и «Премьер» (производители и дистрибьюторы кинопродукции. — Forbes) дистрибуцию дешевых дисков отдали мне, пока остальные сидели и ждали», — вспоминает Талинский. Постепенно студии и дистрибьюторы поняли: лучше немного зарабатывать  на лицензионной продукции, чем совсем ничего, отдав рынок пиратам. В итоге выработалась такая схема: после рекламной кампании и проката в кинотеатрах оптовикам поступает дорогой лицензионный диск за $6–7, а через несколько недель в регионах появляется дешевый, за $1,2.

Экономика проста: себестоимость носителя — 70 центов, а в 50 центов укладывались все расходы и маржа дистрибьютора. «Деньги такие диски приносили только при огромном тираже и только в приложении к убогим фильмам», — вспоминает Талинский. Зато спрос, по его словам, ежемесячно рос в полтора раза, маржа достигала 400%, линия окупалась за полгода.

Дистрибьютор разово выплачивал правообладателю некоторую сумму, после чего мог штамповать DVD c фильмом любым тиражом. (Сейчас чаще договариваются о роялти с продаж.)

Новую возможность борьбы с пиратами оценили и западные правообладатели. Выпускать фильмы на дешевых дисках в России решились и Sony Pictures (350 позиций), и Universal (около 250 позиций). В сентябре прошлого года их ряды пополнила киностудия XX Century Fox — представляющая ее интересы фирма «Двадцатый Век Фокс СНГ» через месяц после премьеры фильма «Гарфилд-2» выпустила красочный диск за 299 рублей, а еще через три недели — дешевый диск за 149 рублей.

Со временем Талинский стал больше внимания уделять репертуару — в каталоге его компании есть пара сотен фильмов, о тиражировании которых он договаривался напрямую с киностудиями. Как правило, это старые или некассовые фильмы, которые те сами не решаются выпускать на российский рынок. Например, среди новинок каталога значатся не выходившая в российском прокате драма «Мех: воображаемый портрет Дианы Арбус» с Николь Кидман и комедия девятилетней давности «Близнецы» с Шварценеггером и Денни Де Вито. «Я трачу условно миллион долларов на покупку трехсот позиций, а остальные столько же — на один фильм», — объясняет Талинский. Чтобы привлечь покупателей, на одном диске записывают сразу по три-четыре фильма.

Отсутствие в портфеле блокбастеров помимо всего прочего позволяет Талинскому дружить с конкурентами, многие из них продают диски через его дистрибьюторскую сеть: CP Digital и Vox Video реализуют через «Мьюзик-Трейд» почти десятую часть своего каталога, Lizard Сinema Trade — 220 наименований (самостоятельно продают в три раза меньше, около семидесяти позиций). «Мы с Талинским в очень теплых отношениях. Он мне не злобный конкурент, скорее хороший партнер. У него неплохие объемы, и он платит своевременно. Таких немного», — говорит генеральный директор Vox Video Дмитрий Можаев. Идут к Талинскому, у которого закупаются полтысячи оптовиков по всей стране, и мелкие производители, не имеющие своей системы сбыта. Результат: из 8000 наименований фильмов, продающихся на DVD в России, более трети идет эксклюзивно через «Мьюзик-Трейд».

Коллеги по отрасли признают, что сила Талинского — в его умении сконцентрироваться на дистрибуции. «Он упертый, ничего вокруг не видит, только грызет и грызет», — с уважением говорит Виктор Алисов, продюсер «Русское счастье Entertainment». «С Талинским все очень просто — «деньги-товар-деньги», без сложных схем, последействий, послевкусий», — объясняет выбор партнера директор по маркетингу CP Digital Арам Ованесян. «Он лично следит, чтобы оптовики не захлебнулись в товаре, не требует, чтобы они выкупали огромные партии. Постоянно сам на связи», — рассказывает другой партнер «Мьюзик-Трейда».

Как и 15 лет назад, во время стремительного роста спроса на музыкальные носители, Талинскому приходится работать по субботам. Теперь у него новая проблема — надо переключаться с оптовиков на торговые сети. Через них уже продается половина продукции «Мьюзик-Трейда», но в основном в специализированных сетях, а не в продовольственных. И это плохо. Для сравнения: по данным участников рынка, в самой крупной сети «Союз» (54 магазина по всей России) за месяц продается меньше дисков, чем в 14 магазинах «Ашан» (до 300 000 DVD в месяц). «На эти полки еще надо попасть. Они требуют более длинных отсрочек платежа, больше персонала», — сетует Талинский, признавая, впрочем, что динамика продаж его продукции в «Ашанах» впечатляет.

Сейчас он проводит много времени в поездках по стране — пытается лично убеждать торговцев в преимуществах сотрудничества с его фирмой. У него есть для них сильный аргумент. Недавно, например, его и менеджеров Vox Video познакомили с предпринимателями из Новосибирска. Задав несколько вопросов, Талинский понял, что те в основном работают с пиратской продукцией. «Он предложил им не делать этого и объяснил, что тогда лицензионных дисков будет продаваться в три раза больше», — говорит один из участников переговоров.

Есть ли вообще перспективы у традиционных аудио- и видеоносителей, если контент все больше распространяется через Сеть? «Мы уже 15 лет торгуем пластмассой и наивно полагаем, что все будет прекрасно», — отмахивается Талинский.

Носители в цифрах

  • 12,7 млн аудиокассет продано в России в прошлом году. Это в шесть раз меньше, чем в 2004-м.
  • $7,7 средняя розничная цена лицензионного DVD в 2006 году в России.
  • 8000 кинофильмов продаются сейчас в России на DVD.
  • 75% дисков, продающихся в России, произведено нелегально.

Источник: РАПО, Мьюзик-Трейд, Intermedia