К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Кони привередливые


Купить лошадь — не самое доходное вложение, зато одно из самых красивых

Когда покупаешь молодую лошадь, надо понимать: это живое существо, и что из нее выйдет через 5–6 лет, никому не известно, настаивает Алеш Штулар, бизнесмен из Словении, давно обосновавшийся в Москве. Штулара, впрочем, подобная неопределенность не пугает: владелец трех спортивных лошадей, одна из которых в июле выиграла Кубок президента РФ по выездке, имеет фирму по торговле косметикой. Продавать лошадей он пока не собирается, но специалисты утверждают, что за мерина, который взял президентский приз, Штулар может выручить в два раза больше тех €45 000, что когда-то за него заплатил.

Для чего люди покупают лошадей? Большинство — для души, чтобы ездить верхом (конники ненавидят слово «кататься» примерно так же, как моряки — слово «плавать»). Некоторые — для того чтобы выставлять лошадь на соревнования: скачки, бега, конкур, выездку, конное троеборье... Лошади с хорошим спортивным или племенным потенциалом ценятся выше, их труднее и дороже содержать, а все их изначальные замечательные качества очень легко загубить неправильным тренингом или уходом. Новичок, решивший купить такую лошадь, сильно рискует: он может бездарно потратить деньги, не получив взамен ничего. Но надо стараться минимизировать риск.

Любитель

Алеш купил свою первую лошадь вскоре после переезда в Москву в 1999 году. Абсолютным новичком он не был: ездить верхом начал в детстве. Посмотрев несколько клубов и немного освоившись, он решил купить кобылу англо-ганноверской породы, подготовленную к выступлениям в выездке. Стоила она, как говорит Алеш, «очень мало, в районе $10 000». Хорошие выездковые лошади как минимум втрое дороже, у этой просто не было большого спортивного потенциала, но Алеш покупал ее для продолжения собственных занятий. Выбрать кобылу ему помог тренер, который и оценил ее возможности.

 

Именно таким должен быть алгоритм действий начинающего любителя, считает Вита Козлова, президент конноспортивного клуба «Прадар» (в конюшнях этого клуба и стоят лошади Алеша). «Не покупайте лошадь сразу, возьмите хотя бы несколько частных уроков, поездите на клубных лошадях, поймите, нужно ли это вам вообще», — предупреждает она. И если вы все же решили купить, например, дорогую спортивную лошадь, самый эффективный для новичка путь — обратиться в хороший конноспортивный клуб. Это все равно что управляющая компания при покупке ценных бумаг. Клуб возьмет на себя заботы по выбору лошади, оценке ее здоровья и потенциала, последующему содержанию и обучению. Стоит это недешево: только содержание лошади в дорогих клубах уровня «Прадара» (он расположен прямо на территории Московского ипподрома), подмосковных «Отрады» или «Нового века» стоит $1000–1500 в месяц; расходы на ветеринара, тренера, коневода и т. д. (например, на участие лошади в соревнованиях) составят еще $1000–1500 в месяц. В более демократичных клубах — «Измайлово», «Планерная» или ЦСКА — расходы окажутся на треть меньше, а в клубы эконом-класса ($400–500 в месяц) лошадей ценой в несколько десятков тысяч долларов лучше все-таки не ставить.

Алеш купил такую лошадь лишь третьей по счету: в 2005 году он заплатил €45 000 за шестилетнего ганноверского мерина Аллегро. Мерина сразу стали готовить к выступлениям в выездке, на нем ездил только спортсмен, а сам владелец, как он признается, «посидел 15 минут в самом начале и больше не садился, чтобы даже случайно ничего не напортить». Разница между такой лошадью и скромной лошадью хобби-класса не меньше, чем между гоночным болидом и городским седаном: любителю на ней делать нечего.

 

Жесткий предварительный отбор, совместная работа тренеров, спортсмена и хорошая интуиция владельца принесли результаты: в 2007 году Аллегро выиграл большинство соревнований, в которых принял участие, в том числе Кубок президента РФ и чемпионат России в группе «Б» (молодые лошади). Призовые, правда, даже не окупили расходов на содержание Аллегро — за два года Алеш потратил на это более $60 000. Но рыночная цена коня после его побед выросла минимум вдвое, утверждает главный редактор специализированного журнала «Золотой мустанг» Елена Ершова. «Если бы Алеш захотел продать Аллегро, покупатели нашлись бы просто в одну секунду, спрос на таких лошадей очень высок», — отмечает Вита Козлова. Алеш продавать Аллегро пока не собирается. «У меня есть бизнес, которым я зарабатываю, а лошадь — это более статус, чем что-либо еще», — объясняет он. И полушутя добавляет: «Если уж ты хочешь заработать, тогда нужно победить на Всемирных играх и тут же продать лошадь». Например, в 2003 году шестилетняя кобыла Poetin, чемпион мира по выездке среди молодых лошадей, была продана за €2,5 млн. Но лошадь, способная побеждать на мировом уровне, обойдется минимум в €100 000, а выиграть Всемирные игры лошади не проще, чем человеку — Олимпиаду: так что шансы повторить успех владельцев Poetin не выше шанса выиграть миллион в рулетку. К тому же спустя два года Poetin заболела и умерла; это один из рисков, о которых коневладелец должен помнить всегда.

Профессионал

Любитель, который решит действовать самостоятельно, без помощи клуба или хотя бы тренера, на первых порах обречен на неудачу. «Любой производитель продаст «чайнику» самое худшее, просто потому что профессионал это не возьмет, а второй такой идиот может и не прийти», — откровенно объяснил Forbes один из коннозаводчиков.

Софья Родникова — далеко не любитель, она профессиональный спортсмен, попутно занимающийся еще и куплей-продажей лошадей, своего рода посредник между конными заводами и покупателями. Эта услуга широко распространена и обходится покупателю обычно в 10% от стоимости лошади. Но однажды Родниковой надоело жить только на посреднические проценты, и она решила заработать больше. Опыт и обширные связи помогли ей купить двух молодых спортивных лошадей очень дешево, за $2000–3000 за голову, поставить их в конюшню друзей с большой скидкой, со скидкой платить за корма и услуги ветеринара. Тренер и спортсмен, услуги каждого из которых обошлись бы минимум в $200 в месяц, ей и вовсе не нужны.

 

Спортивная лошадь оценивается исходя из того, что она умеет. Именно поэтому купленную за $2000 двухлетнюю лошадь можно обучить конкуру или выездке и через 4–5 лет продать в 10 раз дороже. Но Софья недовольна. «Теперь я понимаю, что совершила ошибку: я покупала лошадей как для себя, а нужно было ориентироваться на рынок. Быстрее продашь лошадь, на которой может ездить кто угодно», — признается она. Ее лошадей не продашь любителю: они слишком строги по характеру, слишком чутки в управлении. По мнению Софьи, справедливая цена лучшего из жеребцов, которому сейчас 4 года, составляет €20 000. За те же деньги можно купить немецкую лошадь (именно лошади немецкой селекции сейчас пользуются наибольшей популярностью среди спортсменов). Но к этому придется еще прибавить стоимость перевозки — €1 за километр — и таможенного оформления — минимум €500, поэтому у российских лошадей есть определенное ценовое преимущество. Правда, из денег, которые Софья получит за лошадь, придется вычесть примерно $11 000, которые были потрачены на ее содержание.

Заводчик

Ошибки в маркетинге характерны и для начинающих коннозаводчиков, рассказывает Forbes Леонид Бабаев, директор и совладелец «Конного завода имени В. П. Шамборанта» во Владимирской области. По его оценке, для организации маленького конного завода (пяток кобыл, жеребец, персонал, земля) может хватить примерно $250 000, если он будет расположен на не дорогих землях вроде подмосковных. «Когда у таких заводчиков появляются первые жеребята, они могут продать их, используя связи в своем окружении — друзей, знакомых, но когда их круг исчерпан, сразу возникают серьезные финансовые трудности», — поясняет Бабаев.

Завод Бабаева занимается разведением ахалтекинских лошадей, каждая из них — штучный товар стоимостью от $20 000 до $100 000 и выше. На ахалтекинцев есть стабильный спрос, и 12–15 жеребят, которых завод имеет в год, всегда находят покупателей. Клиентов Бабаев делит на богачей, покупающих лошадей «для статуса» или в качестве подарка, любителей скачек и «фанатиков» — людей, которые сами занимаются селекцией и разведением. Много ли удается зарабатывать? «Скажем так: хорошо, если прибыль есть», — скромничает Бабаев. Зато завод живет исключительно за счет продажи лошадей, а не на деньги спонсоров, как это нередко бывает, с гордостью добавляет он.

Бабаев относит себя к энтузиастам, говоря, что зарабатывать огромные деньги на лошадях он никогда и не стремился. «Но знаете, что я вам скажу: не было таких дверей, которые бы передо мной не открывались благодаря моим лошадкам, ни в России, ни в Европе», — рассказывает он. Бабаев называет это «опосредованной прибылью» конного бизнеса. Алеш Штулар с ним соглашается. «Лошадь — это вторая рука моего основного бизнеса, она работает на мой имидж, а мой имидж потом работает на мой бизнес», — говорит он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+