К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Война за процент


С рейдерами эффективнее всего сражаться их же оружием

Сразу после принятия в 2006 году поправок к закону «Об акционерных обществах» специалисты по корпоративному праву окрестили эти поправки «законом о вытеснении». Суть поправок: владелец 95% акций предприятия вправе сделать миноритарным акционерам предложение, от которого они не смогут отказаться, — принудительно выкупить их акции. При этом миноритарии имеют право лишь обжаловать выкупную цену.

Аналогичные правила рекомендованы директивой ЕС, принятой Европарламентом в 2004 году. Принудительный выкуп владельцами крупных пакетов предусмотрен законодательством Великобритании, Португалии, Австрии, Дании (где для вытеснения необходимо владеть 90% акций), Франции, Бельгии, Германии (там, как и у нас, вытеснение возможно для владельцев 95%), Италии (98%). Принимая эти поправки, законодатели разных стран пытаются защитить компании от корпоративного шантажа (greenmail).

Было время, когда корпоративные юристы не знали ни сна ни отдыха, мотаясь из одного региона в другой. Хлопоты доставляли эти самые гринмейлеры: они покупали через подставных лиц, каких-нибудь пенсионеров из глубинки, одну-две акции, а потом предъявляли иск в суд по месту жительства «акционера». Местные суды принимали иски на удивление быстро, хотя те же пенсионеры неделями выстаивают в очередях в судах общей юрисдикции. К принятому иску тут же применялись по ходатайству истца обеспечительные меры. Например, «Лукойл» был вынужден на два дня приостановить отгрузку нефти на экспорт, когда некий районный суд наложил запрет на экспортные операции по иску пенсионерки.

 

Новый арбитражный процессуальный кодекс обязал рассматривать иски акционеров только по месту нахождения эмитента и только в арбитражных судах, но до принятия «закона о вытеснении» возможности полностью избавиться от миноритариев не давал. Однако и теперь компаниям приходится изрядно потратиться. Во-первых, акции должны выкупаться по рыночной цене, правила установления которой определяются тем же «законом о вытеснении». При этом далеко не все акции котируются на бирже, а значит, ценой можно манипулировать, чем активно пользуются гринмейлеры. Во-вторых, почти все процедуры по выкупу влекут за собой налоговые последствия — акции приходится выкупать за счет собственных средств, уплачивая при этом налог на прибыль.

После принятия поправок возможности гринмейлеров и представителей «смежной профессии», рейдеров, поубавились, но намного легче жизнь владельцев крупных пакетов и менеджмента компаний не стала. Разве что теперь их юристы реже ездят в командировки.

 

Сейчас главная проблема мажоритарных акционеров заключается не в том, что выкуп акций у миноритариев слишком затратен, а в том, что принятие поправок создало новый инструмент для рейдеров. Тем же «законом о вытеснении» предусмотрена обязанность акционера, собравшего 30%-ный пакет, сделать предложение миноритариям о выкупе их акций. Предложение направляется непосредственно эмитенту, который переадресует его миноритарным акционерам. Вся эта процедура может длиться до полугода.

Пока предложение миноритарным акционерам не сделано, мажоритарий может голосовать только 30%-ным пакетом, остальные приобретенные им акции теряют право голоса. При этом ряд сделок, которые до этого могли быть одобрены менеджментом или советом директоров предприятия, теперь обязательно нужно утверждать на собрании акционеров. Речь идет о важнейших решениях: увеличение уставного капитала, размещение конвертируемых в акции ценных бумаг, крупные сделки (более 10% стоимости активов предприятия), сделки с заинтересованностью, вопросы вознаграждений и компенсаций.

На практике ситуация нередко выглядит следующим образом: пока мажоритарный акционер аккумулирует пакет больше 30%, гринмейлеры (а в худшем случае рейдеры), собрав 10% акций компании, требуют проведения внеочередного собрания акционеров. На этом собрании права мажоритария сильно ограничиваются — ведь он может голосовать только 30%-ным пакетом.

 

Как с этим бороться? С рейдерами эффективнее всего сражаться их же оружием. Акции, превышающие 30%-ный пакет, можно оформить на дружественные (формально неаффилированные) компании. После прохождения всех законодательных процедур акции выкупаются у таких компаний. Это самый популярный, хотя и небезупречный с точки зрения закона способ. Другой метод — поэтапное приобретение акций: сначала преодоление 30%-го барьера, потом официальное предложение о выкупе и фактический выкуп. Иногда удается заключить опционное или фьючерсное соглашение. Второй способ обходится дороже, но он менее рискованный с точки зрения закона.

Налицо следующая тенденция: чем больше принимается поправок в закон «Об акционерных обществах», тем более изощренными становятся методы ведения корпоративных войн, а значит, юристы должны иметь более высокую квалификацию.

Автор — директор аналитического департамента юридической фирмы «Вегас-Лекс СНГ»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости