Под прикрытием | Forbes.ru
$59.12
69.5
ММВБ2165.2
BRENT63.24
RTS1153.68
GOLD1283.38

Под прикрытием

читайте также
+7114 просмотров за суткиМало шансов. Чемезов оценил перспективы победы Siemens в суде по «крымским» турбинам +3 просмотров за суткиЧертова дюжина санаторов: Forbes составил рейтинг крупнейших спасателей проблемных банков Единые российские технологии: как Сергею Чемезову помогают новые законы ВАЗ и ныне там: зачем глава АвтоВАЗа поделится полномочиями с Сергеем Скворцовым Место проклятое: почему уходит шведский президент «Автоваза» Праймериз под брезентом: почему Сергей Шойгу проигрывает Дмитрию Рогозину Финансовый котел: почему «Уралвагонзавод» оказался на грани банкротства Развод по-европейски: почему АвтоВАЗ может стать жертвой санкций Владелец Pirelli: «Кризис прогнозировали, но не думали, что он придет так быстро» Запуск YotaPhone: станет ли смартфон Чемезова конкурентом гаджету Apple Сердюков на тундролете: новый взлет бывшего министра обороны Страсти на арене: чьи интересы сошлись на крупнейшем российском стадионе Подъемная сила: кто выиграл от национализации вертолетных заводов Команда Сергея Чемезова «Завхоз» из Дрездена: как Владимир Путин сошелся с Сергеем Чемезовым Как друг Путина взял под контроль и приватизировал титанового монополиста 10 ключевых фигур путинской вертикали Что теряет Россия от войны в Ливии Ростехнологическая катастрофа Государственный капитализм
#Сергей Чемезов 03.10.2007 00:00

Под прикрытием

Михаил Козырев Forbes Contributor
фото Коммерсантъ
Промышленно-политические группировки, чье влияние распространяется на десятки отраслей экономики, — это реальность середины 1990-х? Знакомьтесь: новые олигархи

Лето. в станице Голубицкой жарко. Воздух наполнен запахами шашлыка и гниющих водорослей. На пляже столпотворение: кто-то плещется в водах неглубокого Азовского моря, кто-то не пожалел 500 рублей на посещение местной достопримечательности — «настоящего» аквапарка «Амазонки». Шестнадцать горок, музыка, визг детворы — кто подарил приморской станице в Краснодарском крае эту радость?

            Разрешите представить: ФГУП «Рособоронэкспорт». Предприятие создано в конце 2002 года как государственный посредник по экспорту/импорту продукции военного назначения. Теоретически это маркетинговое агентство. На деле за пять лет интересы «Рособоронэкспорта» проявились в десятках разных отраслей и сфер деятельности. Компании, так или иначе контролируемые госпосредником, строят жилые дома и офисные центры, плавят металл, оказывают таможенные и складские услуги, торгуют компьютерами, выпускают легковые автомобили. Казалось бы, какое отношение к оборонному комплексу имеет московское ООО «Магалтэк» (производство кованых колесных дисков для автомобилей и мотоциклов)? Между тем «Рособоронэкспорт» через ЗАО НПЦ «Реструктуризация и новые программы» участвует в уставном капитале и этой компании.

            Вот и в строительстве аквапарка «Амазонки» сыграла определенную роль оборонная структура — Южная промышленная компания «Оборонпром». «Мы предоставляем полную свободу нашим дочерним компаниям, в том числе внучатым, — говорит гендиректор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов корреспонденту Forbes. — Не возбраняется любой бизнес, наши компании имеют возможность работать практически во всех направлениях. Естественно, с полным отчетом об их финансовом состоянии…»

            Как маркетинговое агентство превратилось в промышленную империю?

            В мае этого года Центр политической конъюнктуры (ЦПК, российская независимая исследовательская организация) опубликовал исследование: существенную часть российской экономики контролируют семь крупных «групп влияния». Новые русские «чеболи» — это «Газпром», «Роснефть», РЖД, группы Олега Дерипаски и Романа Абрамовича, акционеры банка «Россия» и, конечно, «Рособоронэкспорт». По сути этот список — аналог «семибанкирщины», олигархических структур десятилетней давности. Но есть два существенных отличия. Первое: новая «семибанкирщина» не вполне самостоятельна. «ФПГ 1990-х годов были более горизонтальными структурами, — говорит эксперт ЦПК Дмитрий Абзалов. — У них было независимое ресурсное обеспечение. Под любой проект в той или иной степени можно было достать лоббирующий ресурс на разных уровнях. Сегодня ключевым является поддержка федерального центра. Прежде всего — личная поддержка президента Российской Федерации».

            У главы «Рособоронэкспорта» такая поддержка есть. В 1980-х годах офицер первого главного управления КГБ Сергей Чемезов возглавлял представительство экспериментального промышленного объединения «Луч» в Дрездене. В этом же городе работал Владимир Путин. Офицеры жили в одном многоквартирном доме, дружили семьями. Эта связь не прервалась и после того, как друзья вернулись на родину.

            В 1989 году Чемезов стал заместителем гендиректора организации «Совинтерспорт», монополиста по импорту в СССР спортивной экипировки и снаряжения западных производителей. Либерализация внешнеэкономической деятельности в скором времени подорвала благополучие «Совинтерспорта»: штат сотрудников сократился вчетверо, компания перебивалась оказанием консультаций и посреднических услуг, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Шли годы, но Чемезов по-прежнему сидел в своем кабинете на втором этаже особнячка у станции метро «Арбатская» в Москве.

            «Путин (тогда чиновник мэрии Санкт-Петербурга. — Forbes) приезжал неоднократно. Консультировался с Сергеем Викторовичем, решал вопросы по каким-то проектам. Даже ходил обедать в забегаловку тут за углом», — вспоминает главный эксперт «Совинтерспорта» Владимир Абрамов. В 1996 году, утвердившись в Управлении делами президента, Путин забрал старого приятеля к себе. С этого времени и начался стремительный карьерный рост Сергея Чемезова, обеспечивший ему в конце концов пост главы «Рособоронэкспорта». Дружба переросла в сотрудничество. Сейчас, как сообщают источники Forbes, Чемезов каждую неделю приезжает к главе государства в резиденцию Новоогарево и получает часовую аудиенцию — офицеры обсуждают вопросы оборонного экспорта и развития «Рособоронэкспорта».

            Но и глава «Рособоронэкспорта» не забывает старых друзей. Табличка с надписью «Сергей Чемезов» по-прежнему висит у двери кабинета на втором этаже особняка «Совинтерспорта». Только теперь к ней добавилось — «Председатель попечительского совета фонда «Спорт».

            В числе учредителей фонда (его полное название Всероссийский фонд развития физкультуры и спорта) — «Совинтерспорт» и Олимпийский комитет России. Президент фонда — Виктор Галаев, бывший начальник Чемезова по «Совинтерспорту». Благотворительная организация, в частности, финансирует проведение спортивных состязаний. Например, в прошлом году фонд провел в Пицунде (Абхазия) чемпионат России среди футболистов-инвалидов.

            Деньги на такие мероприятия и на собственную деятельность фонд планирует зарабатывать девелоперскими проектами (в частности, строит жилые комплексы на севере Москвы и в Мытищах). В проекте — строительство «Инфо-Сити», 3 млн кв. м офисных и жилых помещений на окраине Зеленограда. В конце 1980-х годов здесь уже начинали возводить «Зеленоград-2», технопарк для разработки и производства современных электронных компонентов. По понятным причинам строительство заморозили, теперь «Инфо-Сити» во многом продолжает то начинание: здесь разместятся технопарки, центры подготовки специалистов для наукоемких производств, офисы венчурных компаний. Руководит проектом Лев Зотов, вице-президент фонда «Спорт» и одновременно председатель совета директоров компании «Оборонпромстрой» (дочерняя структура «Рособоронэкспорта»). Конкретные параметры строительства будут утверждены в декабре этого года.

            По словам Зотова, существенную часть забот по созданию «Инфо-Сити» возьмет на себя «Оборонпромстрой». Беглое знакомство с проектом показывает, что свой кусок в этом пироге получат частные инвесторы и подрядчики. В этом и состоит второе принципиальное отличие нынешних госолигархов от их предшественников из 1990-х — многие нынешние «группы влияния» имеют двухуровневое строение.

            «Есть основная база, ядро, стратегические активы. Остальное — хаотическое, слабо контролируемое, но лояльное окружение, — говорит Абзалов из Центра политической конъюнктуры. — Группа всегда обрастает бизнесами, либо сопутствующими, либо параллельно развивающимися. Там свои группировки, свои сферы влияния — это же практически сетевая организация». Иными словами: доверенные лица главы государства реализуют в экономике стратегические проекты (в случае с «Рособоронэкспортом» — сбыт оружия за рубеж или вывод из кризиса АвтоВАЗа). А десятки доверенных лиц уже Чемезова, например, пользуясь поддержкой «головной структуры», старательно возделывают каждый свою ниву. В какой отрасли? Не имеет значения.

            Чаще всего расширение сферы деятельности «группы влияния» происходит по инициативе человека со стороны: предприниматели разного уровня приходят в группу с идеей или просьбой о помощи.

            Август 2007 года. Международный авиационно-космический салон в подмосковном Жуковском. В дальнем конце взлетно-посадочной полосы, среди вертолетов, бизнес-джетов и гигантских лайнеров разместилась скромная экспозиция фирмы «АТ-Спецтехнология»: топливозаправщик на базе КамАЗа, емкости причудливой формы для керосина. Присутствующее на стенде руководство компании отказывается давать интервью. А жаль. Глава «АТ-Спецтехнология» Геннадий Мулин — один из тех, чьи проекты позволяют расширять сферы присутствия «Рособоронэкспорта» в российской экономике.

            Мулин и его старший брат Сергей в 1990-е через НПО «Авиатехнология» контролировали заводы в подмосковном Ступине и городе Кулебаки Нижегородской области — производителей металлов и сплавов для авиационной промышленности. Однако с 2000 года у группы начались проблемы. Проверка обнаружила в «Ступинской металлургической компании» махинации с металлами из запасов Росрезерва. Против Сергея Мулина было возбуждено уголовное дело, предприниматель скрылся за границей. Затем ступинское предприятие стало мишенью для рейдеров, Мулины сохранили в компании всего 20%. Еще позже партнеры увели у братьев кулебакский завод; после череды перепродаж предприятие оказалось в руках одного из топ-менеджеров группы «Северсталь-авто» Виктора Клочая. Бизнес с совокупным оборотом в $200 млн развалился.

            Сейчас Геннадий Мулин вновь на коне — ему удалось найти «правильного партнера» и предложить тому выгодный бизнес. В декабре 2005 года было зарегистрировано совместное предприятие НПО «Авиатехнология» и «Рособоронэкспорта», упомянутое выше ООО «АТ-Спецтехнология». Партнеры получили по 50%, возглавил компанию Геннадий Мулин. В учредительных документах сферой деятельности предприятия указаны производство и продажа металлов. Спустя некоторое время Геннадий Мулин приступил к переговорам с металлургами из разных компаний. Суть этих переговоров: «Рособоронэкспорт» озабочен качеством сталей и сплавов, поставляемых для производства военной техники; есть идея объединить поставщиков стратегического сырья в холдинг, контролируемый «Рособоронэкспортом». Куратором этой идеи со стороны ФГУП называют начальника департамента экспорта продукции военного назначения сухопутных войск «Рособоронэкспорта» Игоря Севастьянова — давнего партнера и товарища Сергея Чемезова.

            Что сделано с тех пор? Новый холдинг получил имя «Русспецсталь». У канадского предпринимателя Алекса Шнайдера выкупили волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь». Представитель «Русспецстали» возглавил совет директоров «Ступинской металлургической компании» (той самой, где у Мулина оставалось 20%). Поданы судебные иски, оспаривающие продажу кулебакского завода, а его нынешнего хозяина Виктора Клочая вызывали на беседу в «Рособоронэкспорт»: продай завод или обменяй на долю в капитале холдинга (Клочай взял время подумать). Аналогичные переговоры провели с руководством группы «Мечел» и «Магнитки».

            «Русспецсталь» пока в процессе формирования; неясно, будет ли Геннадий Мулин миноритарным акционером холдинга или просто продаст «Рособоронэкспорту» свои доли в металлургических предприятиях. Ясно, что в статусе младшего партнера госпосредника Мулину весьма комфортно, у него появился новый горизонт планирования. «АТ-Спецтехнология» не просто так представила на МАКСе аэродромный топливозаправщик. Еще год назад производство такой техники было маленьким побочным бизнесом «Ступинской металлургической компании». В августе 2007 года по инициативе «АТ-Спецтехнология» (напомним: СП Мулина и «Рособоронэкспорта») зарегистрировано ООО «ТС-Аэро». Сфера деятельности — производство оборудования для аэропортов и оказание услуг по заправке самолетов. Давайте посчитаем: в России 62 аэропорта федерального значения, каждому нужно от двух до десяти заправщиков, стоимость одного мобильного комплекса — около $500 000. Неплохой рынок, если учесть, что поставщику под флагом «Рособоронэкспорта» вряд ли найдется серьезный конкурент.

            Пример Геннадия Мулина — другим наука. Но как попасть под опеку «Рособоронэкспорта»? Ответ очевиден: найти покровителя из числа людей ближнего круга Сергея Чемезова. Нужен пример?

            В Татарстане ежегодно продают около 30 000 автомобилей производства АвтоВАЗа, это почти 5% общероссийского рынка продукции Волжского автозавода. До 2006 года официальным дистрибьютором «жигулей» и «лад» в Татарстане, распределяющим квоты между дилерами, была компания «Булгар-АвтоВАЗ». Ее деятельность контролировал предприниматель Эльдар Зиннуров. А через сеть дилерских центров «Сапсан» Зиннуров продавал потребителям до 6000 вазовских автомобилей в год.

            Сейчас Зиннуров отрезан от поставок АвтоВАЗа. Статус дистрибьютора передан новой компании «КАН-АвтоВАЗ». Ее создатель — бизнесмен Николай Колесов. Сам Колесов отказался разговаривать с Forbes. По версии Зиннурова, отобрать бизнес у «Булгар-АвтоВАЗа» Колесову помогли связи в «Рособоронэкспорте».

            Во-первых, предприниматель давно в обойме: он владел небольшими пакетами акций двух военных заводов. На одном из них, Казанском оптико-механическом, Колесов был председателем совета директоров, а глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов входил в совет.

            Во-вторых, Колесов смог заинтересовать этим проектом участника «группы влияния». В числе учредителей «КАН-АвтоВАЗа» — семья Колесовых, структуры «Рособоронэкспорта» и некто Николай Швец. Выпускник Академии Генштаба и бывший замначальника управления объединенной системы ПВО СНГ, Швец до недавнего времени работал помощником Сергея Чемезова — его называют куратором многих промышленных проектов «Рособоронэкспорта». Стоит ли удивляться успехам «КАН-АвтоВАЗа»? Компания продает сейчас 700 автомобилей в месяц и распределяет между дилерами квоты еще на 1700 единиц товара. Выручка — около $60 млн в год.

            Николай Колесов смог найти нужного человека в «Рособоронэкспорте». Но как быть другим бизнесменам, желающим заручиться покровительством со стороны могущественного ФГУП? Ответ на этот вопрос вам даст опыт предпринимателя Андрея Должича, совладельца зарегистрированной на Виргинских островах Natural & Organic Products Inc (NOP).

            Должич рассказывает о себе неохотно. До 1991-го был сотрудником Комитета госбезопасности СССР, оброс связями в странах Персидского залива. Затем возил в этот регион торговцев-челноков. Познакомился с группой российских ученых, разработавших новый тип почвомодификаторов — созданных на основе торфа материалов, которые повышают плодородность песчаных грунтов. Должич загорелся идеей озеленять пустыни — в странах Персидского залива на это тратят миллиарды долларов. Ученые уверяли: их почвомодификаторы сокращают потребность в воде для полива, а также предотвращают засоление почв.

            Пять лет и около $12 млн ушло на то, чтобы сертифицировать технологию и материалы. Пальмы на территории королевского дворца в Бахрейне теперь растут на почве, произведенной Должичем. Объем годовых поставок удалось довести до $40 млн, или 30 000 кубометров продукта. Капля на миллиардном рынке, но все только начинается. Бизнес Должича далек от прозрачности. Финансовые потоки и операции распределены между многочисленными юрлицами, сгруппированными вокруг Natural & Organic Products Inc. Одно из них — ООО «Натуральные и органические продукты». Если верить системе раскрытия информации «СПАРК-Интерфакс», долей в этой компании владеет ООО «Интербизнесгрупп», единственный учредитель которого — Станислав Чемезов, сын директора «Рособоронэкспорта».

            В ноябре 2005 года ЗАО «Техком» (дочерняя компания «Рособоронэкспорта», созданная для развития инновационных проектов в гражданской сфере) учредило совместный бизнес с Natural & Organic Products Inc. Должич уверяет, что теперь его продукцию будут продвигать специалисты в десятках представительств «Рособоронэкспорта» по всему миру.

            На рынке вооружений конкуренция высока, правила поведения диктуют покупатели. Клиент обычно интересуется: какую дополнительную пользу его стране сможет принести продавец, если будет выбран именно его товар? Какие новые технологии в виде бонуса к сделке можно получить? Должич рассчитывает, что его грунты будут приятной «добавкой» к оружию для покупателей из жарких нефтеносных стран. Чтобы удовлетворить растущий спрос, в Спас-Деменском районе Калужской области строится уже вторая очередь фабрики по производству почвомодификаторов. Производительность предприятия достигнет 1 млн т в год.

            Что касается Станислава Чемезова, то его интересы не ограничиваются переработкой торфа. «Интербизнесгрупп» владеет долей в «И.А.Д. бизнеc индустрия» (IT-технологии двойного назначения, проект поддерживается  «Рособоронэкспортом»), компанией «Русские промышленные нанотехнологии» и долями в нескольких строительных компаниях. Чемезов-младший также входит в совет директоров компании «АвтоВАЗэнерго». Это СП автозавода и компании «Итера» создано в конце прошлого года. Предполагается, что «АвтоВАЗэнерго» будет закупать электроэнергию для автозавода, а в перспективе построит собственную электростанцию.

            Так, по кусочкам, собиралась империя «Рособоронэкспорта». Оборот компаний под контролем Сергея Чемезова сейчас превышает $13 млрд. На этих предприятиях работает около 200 000 человек. Под влияние «Рособоронэкспорта» попадают целые регионы. Уже упомянутый Николай Колесов 1 июня 2007 года назначен губернатором Амурской области (возможно, свою роль в этом сыграло то обстоятельство, что полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе работает бывший мэр Казани Камиль Исхаков). Первым заместителем Колесова поехал в далекий регион его партнер по «КАН-АвтоВАЗу» Николай Швец. Управлять автомобильным рынком Татарстана остался 22-летний студент Александр Колесов, сын новоиспеченного губернатора. А бывший заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» (и недолгое время глава АвтоВАЗа) Владимир Артяков второй месяц правит Самарской областью.

            Перспективы у группы самые блестящие. По инициативе «Рособоронэкспорта» формируются госконцерны по производству электроники и авиационных двигателей. В Госдуме уже лежит законопроект о создании государственной корпорации «Российские технологии». Под ее управление перейдут все концерны и холдинги «Рособоронэкспорта» и сам оружейный посредник. В руководители мегахолдинга метит сам Сергей Чемезов. Что в итоге? «Промышленный «Газпром», выручка в десятки миллиардов долларов, гигантское политическое влияние. И большие возможности в частном бизнесе для младших членов группы Чемезова.

            Однако станет ли формирующийся гигант аналогом «чеболей», вытянувших в свое время экономику Южной Кореи? Сложно сказать. Можно проанализировать уже сделанное. «АвтоВАЗ в Татарстане поступил как безумец. Товаропроводящая сеть для любого производителя — это святая святых. А они выбили из игры дилеров, лучших, которые были в республики» — это Эльдар Зиннуров переживает свое поражение в бизнесе. У Зиннурова, конечно, свой интерес — он продолжает судиться с АвтоВАЗом и фирмами Колесова за возвращение квот на торговлю автомобилями. Но вот статистика: только в первом полугодии этого года АвтоВАЗ продал на 15% меньше продукции, чем за тот же период 2006-го. И это не самый хороший знак.

Что такое «Рособоронэкспорт»

Основу промышленной империи под управлением Сергея Чемезова сегодня составляют стратегически важные корпорации с совокупным оборотом более $13 млрд

  • Экспорт вооружений

В 2006 году «Рособоронэкспорт» поставил за рубеж военной техники на $5,3 млрд, комиссия госпосредника составила около $500 млн. Часть этих денег пошла на содержание представительств ФГУП за рубежом, часть — иностранным лоббистам, продвигавшим российскую технику в своих странах. Объем чистой прибыли «Рособоронэкспорта» и цели, на которые она расходуется, — закрытая для общественности информация.

  • Автомобилестроение

Объем продаж ОАО «АвтоВАЗ», главной жемчужины в промышленной коллекции «Рособоронэкспорта», в прошлом году составил $5,6 млрд. С конца 2005 года, когда автозавод перешел под контроль оружейного экспортера, «Рособоронэкспорт» пытается найти стратегического инвестора для АвтоВАЗа из числа крупнейших автомобильных компаний мира. До сих пор переговоры не увенчались успехом.

  • Вертолетостроение

«Оборонпром», дочерняя компания оружейного посредника, установила контроль над всеми предприятиями России, выпускающими вертолетную технику. Их совокупный оборот — около $1,03 млрд. Консолидировав отрасль, «Оборонпром» занялся ее реструктуризацией: на заводах ликвидируют дублирующие производства, оптимизируется линейка выпускаемой техники.

  • Металлургия

Пока владения «Рособоронэкспорта» в этой отрасли ограничиваются лишь двумя предприятиями — крупнейшим в мире производителем титана «ВСМПО-Ависма» (объем продаж в 2006 году $1,05 млрд) и волгоградским металлургическим заводом «Красный Октябрь» (продажи $360 млн).

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться