К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Супермаркет живописи


Банкир Юрий Тюхтин популяризировал соцреализм. И построил на торговле им неплохой бизнес

Основатель галереи «Совком» Юрий Тюхтин рассказывает историю. Однажды ночью проезжавшему мимо «Совкома» бизнесмену приглянулась выставленная в витрине картина. Он остановил машину и убедил охранников галереи вызвать на работу ее сотрудников. Картину с витрины он, правда, покупать отказался, но, чтобы не уходить после поднятого шума с пустыми руками, приобрел несколько работ советской художницы Антонины Ромодановской, якобы сопроводив этот жест таким комментарием: «Подарю ее однофамильцу, главе миграционной службы».

Тюхтин нисколько не удивлен случившимся: «Тем, кому сейчас 30–40 лет, советское искусство близко, оно их окружало с детства. А сейчас оно еще и доступно — хорошего уровня картину можно купить за $2000–3000». Конечно, как заправский продавец, Тюхтин немного преувеличивает — хорошего уровня советская живопись стоит в разы дороже. Но в том, что цены так взлетели, есть заслуга и его галереи.

Тюхтин — уроженец Казани, торговал продуктами нефтехимии, с 1998 года владеет костромским Совкомбанком. Галерею он открыл четыре года назад, когда корпоративная коллекция банка перестала помещаться в офисе — картины малоизвестных советских художников банкир по дешевке сотнями скупал у наследников.

 

Классическая схема работы галереи — когда планомерно раскручивается пул «своих» художников — в случае с коллекцией Тюхтина оказалась бы неэффективной. Во-первых, для этого требуется серьезная вовлеченность в арт-тусовку, чем Тюхтин похвастаться не мог. Во-вторых, в его собрании слишком много случайных работ — не ясно было, какие цены на них выставлять. Поэтому галерея «Совком» стала работать по принципу аукционного дома: коллекция продается в основном не со стен, а на торгах. «Аукционы — самая объективная форма торговли, — поясняет Тюхтин. — Сколько за вещь платят, столько она и стоит. Если понравившаяся вещь имеет спрос, человек вступает в торги и делает это азартно».

Оставалось привлечь публику. Для приманки он выставил на первые торги известных соцреалистов из личной коллекции — Александра Дейнеку (это его мозаики украшают плафоны станции метро «Маяковская»), портретиста вождей Дмитрия Налбандяна и Сергея Герасимова, ученика живописца Константина Коровина. Работы неизвестных художников тоже начали продаваться — при стартовой цене в 2000–3000 рублей имя автора для покупателей почти не имело значения. Большим спросом теперь пользуются индустриальные пейзажи и жанровые сценки для оформления офисов, хуже идут натюрморты.

 

Даже конкуренты оценили его усилия. «Появление «Совкома» сильно взбудоражило рынок, — признает Леонид Шишкин, чья галерея (носит имя владельца) была основана еще в 1989 году. — Цены на советское искусство поскакали галопом — в среднем за три года выросли на 300%».

Тюхтину это позволило выполнить бизнес-план досрочно: вместо предусмотренных двух лет галерея окупилась за полгода. Сейчас «Совком» проводит сорок аукционов в год, торгуя на них не только живописью соцреалистов (на нее приходится 70% продаж), но и монетами и медалями, книгами, редкими и старинными багетами, графикой, плакатами, фарфором, произведениями русского и западноевропейского искусства XIX–XX веков. Доход галереи складывается из процентов, полученных от продавца (10% от суммы сделки) и покупателя лота (4–10%), а также от продаж картин художников, чье наследие выкупал «Совком». В последнем случае средняя маржа составляет около 400% при условии, что какое-то время было потрачено на раскрутку имени.

Тюхтин раскручивает новые старые имена так же, как любой другой галерист: устраивает выставки, «засвечивает» работы художника на аукционах. Например, через год после персональной выставки академического художника Петра Оссовского, проведенной сначала в «Совкоме», а потом в Русском музее, его работы подорожали в пять раз — до $25 000. Затраты на обе выставки, около $30 000, легко окупились.

 

Картины Веры Глинки, племянницы композитора, выросли в цене в десять раз после того, как Тюхтин выставил их на аукционах Christie’s. А татарский художник Баки Урманче, чье наследие Тюхтин выкупил у семьи сразу после его смерти, подорожал, когда общественности стало известно, что президент Татарстана Минтимер Шаймиев дарит картины Урманче своим гостям. Весной одна из работ художника была продана за $100 000. Именно «Совком» вывел на рынок работы забытых академических художников из Брянска — братьев Алексея и Сергея Ткачевых (сейчас стоят в среднем $35 000–40 000), а заодно и их многочисленных учеников.

Тюхтин уверен, что людей, готовых покупать соцреализм, — десятки тысяч. Для пропаганды этого периода он организовал год назад аукцион «Прямые продажи», где средняя стартовая цена на работу поначалу была 500–1500 рублей (сейчас — 2000–3000 рублей). Впрочем, уровень этих работ соответствующий. Откуда они берутся? У всех дилеров, выкупающих целые собрания живописи, есть картины, полученные «в нагрузку», и они готовы избавляться от них за символическую цену. Зато если в обычной галерее в месяц продается в среднем 5–7 работ, то через «Совком» проходит около четырехсот. В этом году, по прогнозам Тюхтина, объем продаж его галереи составит $6 млн. Для сравнения, у крупнейшего в России аукционного дома «Гелос», который проводит по 120 аукционов в год, — около $15 млн.

Похоже, новый бизнес стал Юрию Тюхтину интереснее банковского: он уделяет галерее 80% своего времени и лично ведет все крупные аукционы. Его кабинет (в котором раньше сидел министр нефтехимической промышленности — сохранились помпезные портьеры и телефоны-вертушки) заставлен картинами. А банковские книги вытеснены с полок справочниками по искусству. Тюхтин ежедневно получает сводки от трех европейских дилеров: что продано, что выставляется. Штудирует в поисках новых имен книги о советском искусстве, лично ведет переговоры с семьями художников о выкупе наследия. В поисках нового материала смотрит и на Запад — те, кто фурами вывозил в конце 1980-х — начале 1990-х картины советских художников, купленные за $50, начинают их распродавать. В прошлом году Тюхтин приобрел у европейского коллекционера работу «Владимир Ильич Ленин провозглашает советскую власть» Владимира Серова за $50 000, а позже продал ее на аукционе за $160 000.

Тюхтин — не единственный бизнесмен, обративший внимание на торговлю искусством и антиквариатом. Арт-рынок, по оценкам «Гелоса», вырос в России уже до $1,5 млрд в год. «Появилось несколько десятков галерей, основанных коллекционерами, четверо из них, например, были моими постоянными клиентами, — рассказывает Леонид Шишкин. — Они открывают галереи именно для того, чтобы заработать».

Вот несколько примеров. Игорь Кесаев, партнер Шалвы Чигиринского по девелоперским проектам и Sibir Energy, открыл галерею Stella Art, дела которой вела его жена Стелла Кей (сейчас перепрофилирована в фонд по продвижению современного искусства). В прошлом году один из основателей холдинга «Отечественные лекарства» Дмитрий Ханкин инвестировал в открытие галереи «Триумф», специализирующейся на западноевропейском искусстве.

 

Каковы дальнейшие планы Тюхтина? «У меня нет цели продать больше картин, — говорит он. — Я хочу построить рыночную компанию, которую можно будет продать». По его словам, предложения уже есть: «Люди готовы покупать аукционный дом, как розничную сеть, — за прибыль, которую он приносит».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+