Учитесь быстрее

Рич Карлгаард Forbes Contributor
Почему только ваш гендиректор решает, какие товары выпускать?

Технологический сектор сейчас на подъеме, но всем хотелось бы знать, как долго продлится этот счастливый инвестиционный период. Последний раз он закончился очень плохо. История может повториться. Но не спрашивайте об этом меня. Просто помните, что инвестиционные циклы в секторе современных технологий быстро меняются.

Технологии тоже прогрессируют быстро, но отнюдь не циклично. Взять производительность техники — на графике ее линия уходит вправо и вверх. Линия цены — вправо и вниз. В магазинах продается iPod с жестким диском в 160 Гб. Десять лет назад такой объем памяти стоил пятизначную сумму, 20 лет назад — семизначную. На графике, который нетрудно себе представить, мы бы увидели один крутой спад.

Всего за несколько лет на таких графиках образуются сгибы, разрывы и становятся видны следы локальных землетрясений. Сейчас, например, мы переживаем раннюю фазу новой эры дешевых технологических товаров, доступных всему миру.

С 1960-х по начало 1990-х годов почти все новые цифровые гаджеты появлялись сначала в офисах. Только самые успешные компании могли позволить себе первые компьютеры, копировальные и факсимильные машины, мобильные телефоны и проч. Как и предполагалось, цены на все эти вещи быстро снижались. И вскоре их уже могли приобретать состоятельные граждане, потом средний класс, студенты и т. д.

Но современные чипы, средства связи и хранения информации и дисплеи стали так дешевы, что самые привлекательные технологические товары направлены теперь в первую очередь на конечного покупателя, причем сразу по всей планете. И только после этого новые технологии попадают в офисы. Какое разительное изменение, не находите?

Всемирная Сеть была освоена отдельными людьми, а не компаниями. Люди раскрутили Yahoo и Google. Именно неуемные сотрудники компаний, а не их IT-подразделения принесли Palm Treo, BlackBerry, а теперь еще и Apple iPhone в свои организации. Развитие Wi-Fi стало реакцией на спрос населения. Wiki-проекты обязаны своим становлением потребителям.

Закон Джоя и важность таланта

«Неважно, кто вы, — большинство самых умных людей все равно работают на кого-то другого». Это провокационное заявление сделал Билл Джой из Sun Microsystems в 1990 году. Его аргумент, направленный против Microsoft (поскольку Билл Гейтс любил думать о своем детище как о монополисте на интеллектуальные таланты), лег в основу развития систем программирования с открытой архитектурой. Джой утверждал, что гораздо лучше создать среду, в которой умные люди со всего света будут возделывать ваш огород. Если вы будете полагаться лишь на собственных сотрудников, то никогда не удовлетворите всех запросов своих клиентов.

Сказанное Джоем в 1990 году звучит на порядок правдивее в текущем, 2007-м. В 1990-м обычный ПК стоил $2000 (или 4000 наших «облегченных» долларов). И простые Смиты не могли воспользоваться всеми благами Всемирной Сети. Напомню: скорость подключения в то время ограничивалась феерически низкими 28,8 кбит/с.

Теперь же миллиарды людей (из которых сотни миллионов умны и обладают мощным креативным потенциалом) подключены к единой сети на мегабитных скоростях. Число это через пять лет удвоится. И ваша работа как начальника организации — уметь использовать этот огромный ресурс изобретателей, инвесторов и потребителей. Требуется как можно больше находчивых людей, чтобы направить вашу компанию по нужному пути. Учиться и приспосабливаться необходимо с такой же скоростью, с какой это позволяют цифровые сети. Вы можете?

Сила одного, мудрость многих

Истории успеха на начальном этапе этого периода можно встретить буквально на каждом шагу. Созданная усилиями миллионов энтузиастов Wikipedia оказалась (за исключением части, посвященной современной политике) почти такой же точной, как и Britannica. Быстро растущая Cirrus Design умножает успех своих разработчиков, поскольку учитывает похвалы и замечания 2500 членов Ассоциации пилотов и владельцев Cirrus. Так компания улучшает самолеты быстрее конкурентов. Procter & Gamble, Eli Lilly и Colgate-Palmolive предлагают денежные призы за свежие идеи на онлайновом проекте InnoCentive. Colgate хотела найти более эффективный способ введения фторида в зубную пасту — приз в $25 000 ушел канадскому инженеру. Обратите внимание: пример с Colgate и InnoCentive вовсе не является примером «мудрости масс». Это история успеха в поиске одного талантливого человека на стороне.

Однако если коллективная мудрость — как раз то, что вам надо, то закон Джоя распространяется и на эту область. Вот великолепная идея из новой книги Гари Хемела «Будущее менеджмента». Почему бы не создать рынок прогнозов и позволить вашим служащим, поставщикам и клиентам покупать на нем «акции» новых товаров? Почему только ваш генеральный директор или вице-президент по маркетингу решает, какие товары выпускать? Массовое прогнозирование результатов выборов получается лучше, чем у экспертов, и быстрее предварительного подсчета голосов. Может, то же самое можно сделать и в области новых товаров? Кто хочет попробовать?

Новости партнеров