Привратники | Forbes.ru
$57.69
68.73
ММВБ2051.63
BRENT56.88
RTS1123.24
GOLD1297.31

Привратники

читайте также
+1 просмотров за суткиБез сот: почему в России может появиться еще десяток новых телеком операторов: +8 просмотров за сутки«Платформа для продажи всего»: зачем Михаил Гуцериев купил «М.Видео» Фискальное облако на пальцах: мечты и реальность онлайн-касс +1 просмотров за суткиДомик удачи. Как зарабатывать на пряниках 100 млн рублей в год +2 просмотров за сутки Подземное радио: геофизик дал новую жизнь советской разработке и научился на этом зарабатывать От инноваций к реновации: как кризис рождает новые рынки Онлайн-гипермаркет или собственный магазин. Что лучше? Игра на опережение: как Qiwi завоевала рынок терминальных платежей Короли российской недвижимости — 2014: рейтинг Forbes Как ростовский бизнесмен создал одежную сеть «Глория Джинс» с оборотом $1 млрд Последняя попытка: «М.Видео» и «Эльдорадо» отказались от планов по слиянию Как кадровые перестановки разрушают бизнес Х5 Retail Group Почему владелец «Техносилы» променял компанию на космос Как уберечь дачников от проблем и на этом заработать «Я почувствовал, что тут тема для приложения мозгов» Человек-локомотив больше не нужен X5 Как у меня отняли сеть «Санрайз» Русский холод Бизнес под копирку Петр Келлнер. Русский чех Ловушка для торговца
#Эльдорадо 03.12.2007 00:00

Привратники

Розничные сети охотятся за покупателями.Андрей Климов и Роман Скороходов ведут статистику этой охоты

В России бум потребления. Только в Москве с начала года открылось семь крупных торговых центров. А площади торговых центров в целом по России увеличатся к январю вдвое по сравнению с тем, что было два года назад. Эта статистика радует Андрея Климова и Романа Скороходова. Основанная ими компания «Ватком» специализируется на установке счетчиков посетителей в торговых комплексах и сетевых магазинах. Их выручка в прошлом году выросла вдвое — до $5 млн. «Мы чуть не захлебнулись в заказах», — говорит Скороходов.

Семь лет назад, когда начинался их бизнес, ни о каком буме речи не шло. Климов возглавлял небольшую фирму, проектировавшую локальные компьютерные сети. Скороходов в звании капитана второго ранга трудился в Генштабе, а на жизнь зарабатывал тем, что монтировал сигнализацию в магазинах. Один из его клиентов пожаловался как-то на отсутствие систем, которые бы считали, сколько посетителей зашло в торговый зал. «Мы оба — инженеры-радиоэлектронщики — знали, как паять и что такое программное обеспечение, — вспоминает Скороходов. — Решили, что сможем сами делать такие счетчики».

Первый аппарат они действительно собрали своими руками. Принцип его работы был прост: два датчика, висящих на противоположных стенах у входа, «связаны» между собой горизонтальными инфракрасными лучами. Человек пересекает луч — идет команда счетчику. Однако опытные образцы, как признается Скороходов, считали руки везущего тележку покупателя и его самого за двух человек.

С тех пор технологии ушли вперед; предприниматели уверяют, что погрешность их горизонтальных датчиков при соблюдении правил установки не превышает теперь 5%. Есть также датчики вертикальные, незаметные термодатчики для помещений с высокими потолками и индуктивные датчики для подсчета автомобилей. Всю продукцию под торговой маркой CountMax «Ватком» патентует. Устройства собирают в подмосковном цехе из запчастей, заказанных по всей стране: оптику делают на заводе в Санкт-Петербурге, а алюминиевый профиль в Красноярске. Самый дешевый счетчик стоит около $700.

Кто платит такие деньги? Например, продавцы обуви Ecco. Олег Харланов, коммерческий директор Ecco, рассказывает, как с помощью собранных счетчиками данных компания оптимизировала работу сотрудников: утренние смены продавцов сократили до трех человек, зато к вечернему наплыву посетителей численность работников удваивали. Заодно статистику счетчиков сверяли с пробитыми чеками — от числа проданных пар обуви зависит бонусная часть зарплаты продавца.

Другая история: в 2003 году супермаркет «Перекресток» в подмосковном торговом центре «Лига» начал открываться на два часа раньше — с восьми утра. Произошло это после того, как администрация «Лиги» заметила утренние пики посещений на графиках, предоставленных компанией «Ватком», — ее счетчики установлены на входе в торговый центр. Оказалось, что жители окрестных районов предпочитали покупать продукты по утрам даже в рабочие дни.

Пример убедительный. Но стоит ли всегда доверять полученным компанией «Ватком» цифрам? Бывший администратор «Горбушкина двора» Андрей Лунтовский, установивший в торговом комплексе счетчики, настроен скорее скептически: «Привязываться к этим данным не совсем корректно. Например, у нас в комплексе работает 5000 продавцов. Если нет работы, они ходят курить чаще, и «посещаемость» в эти часы растет». Зато он хвалит общую статистику: «Нас посещает около 20 млн человек в год. Эту цифру мы и декларируем — ее не с потолка взяли, а посчитали».

Впрочем, одно дело — «продать» торговому комплексу годовую цифру посещений, другое — убедить его воспользоваться аналитическими услугами. А именно на них делает теперь упор «Ватком». Скороходов называет это «управление данными». За $50 в месяц информация со счетчиков передается прямиком в офис «Ваткома», где проверяется на корректность и обрабатывается. В итоге клиент получает отчет с разноцветными диаграммами и графиками, на которых сравниваются данные за разное время. Трудность же заключается в том, что многие торговые компании вовсе не склонны посвящать консультантов в подробности своей коммерческой деятельности. Московский ТЦ «Охотный Ряд», один из старейших клиентов, от аналитических услуг отказывается наотрез — вплоть до того, что представителей «Ваткома», проверяющих работу счетчиков, подпускают к аппаратам только в присутствии сотрудника охраны. А в компании «Рамэнка», торговые центры которой оснащал «Ватком», потребовали предусмотреть в контракте штраф за разглашение данных — $200 000. Кроме того, многие западные ритейлеры, вышедшие на российский рынок, привозят «своих» подрядчиков, анализирующих статистику посещений. У IKEA этим занимается шведская фирма. Samsonite работает с аппаратами крупнейшего мирового производителя счетчиков, компании FootFall.

Тем не менее счетчики «Ваткома» стоят в 170 торговых центрах от Мурманска до Южно-Сахалинска, регистрируя порядка 12,6 млн посещений в неделю. И это без учета счетчиков, установленных в сетевых магазинах; они, кстати, самые желанные заказчики: одна лишь крупнейшая розничная сеть бытовой техники и электроники «Эльдорадо» в прошлом году попросила установить счетчики посетителей в 300 своих магазинах, причем за полтора месяца. Чтобы справиться со срочным заказом, владельцы «Ваткома» вынуждены были изменить структуру фирмы. В частности, менеджеров по продажам освободили от ведения проектов, оставив за ними только поиск клиентов и обработку заказа, а решением всех вопросов по установке оборудования теперь занимаются появившиеся в штате «Ваткома» проектные менеджеры.

Возможно, менять структуру «Ваткома» придется еще не раз. Согласно отчету исследовательской компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, в 2008 году в Европе будет введено в эксплуатацию 11,4 млн кв. м торговых помещений — это рекорд. Из них более 40% придется на Россию.

Счетчики в цифрах

  • 6 млрд человек ежегодно регистрируется счетчиками британской компании Footfall, мирового лидера обработки данных о посещениях.
  • €5500 стоит самый дорогой из установленных в России счетчиков посетителей — лазерный.
  • 125 сенсоров установлено в ТЦ «Столица» (Ижевск) — это самый большой проект по установке счетчиков посетителей в России.
  • 422 магазина«Эльдорадо» — рекордное число точек одной сети, оборудованных счетчиками.

Источник: Ватком, Footfall