Большие города | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Большие города

читайте также
+3299 просмотров за суткиШедевры миллиардера Рыболовлева. Forbes посчитал, сколько он потерял на произведениях искусства +290 просмотров за суткиКто и когда доказал, что Сахалин — остров +403 просмотров за суткиГлавный тренер «Спартака» Массимо Каррера: «Хочешь победить — соблюдай правила» +1155 просмотров за суткиЖурнал об успехе и для успешных людей. 15 миллиардеров поздравили Forbes со 100-летием +4947 просмотров за суткиКудесник или шарлатан. Была ли первая трансплантация головы +1646 просмотров за суткиВоля к жизни. НПФ «Будущее» сократит каждого пятого сотрудника до конца года +4264 просмотров за суткиДети — наше все: шесть способов уйти от советского мышления при воспитании наследников +5491 просмотров за суткиК новогоднему столу. Почему в России выросли цены на красную икру +6953 просмотров за суткиШантаж и мошенничество: Лондонский суд встал на сторону Хорватии в ее споре со Сбербанком +2538 просмотров за суткиКрыши мира: какие стартапы из США и Европы изменят рынок недвижимости в России +3745 просмотров за суткиОбуздание инфляции: рост цен больше не будет источником дохода +1683 просмотров за суткиБронежилет для смартфона. Как бизнесу защититься от вирусов-вымогателей +3809 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +1171 просмотров за суткиБывший глава IBM Луис Герстнер рассказал об умении принимать решения вовремя +1725 просмотров за суткиМарина Науменко: «В нашем роддоме все сосредоточено вокруг мамы и новорожденного» +1723 просмотров за суткиФэйк-контроль: что произошло с бизнесом «Одевайся Легко», когда производство наконец наладилось +10305 просмотров за суткиКак настоящий. Может ли грузовик Tesla Semi соревноваться с дизельными конкурентами +2592 просмотров за суткиПроизводный шум. Как ЦБ будет регулировать рынок деривативов с 2019 года +468 просмотров за суткиОбхохочешься: фильм недели — «Молодой Годар» +1535 просмотров за суткиСтоит съесть: трюфели в White Rabbit Family, мидии в Perelman People, винегрет в KM20 +1771 просмотров за суткиО России с любовью: высокая ювелирная коллекция Boucheron
#Питер Холл 03.02.2008 00:00

Большие города

Новые «Гетто» — беда современных мегаполисов. москва тоже может попасть в их число, считает Питер Холл

Справка

Сэр Питер Холл, профессор University College London, почетный член Королевского института градостроительства, член Британской академии. Автор и редактор около 40 книг по градостроительству и землеустройству. В 1998–1999 годах — член рабочей группы по вопросам городской среды при заместителе премьер-министра Великобритании. В 1991–1994 годах — специальный советник по стратегическому планированию правительства Великобритании.

Современные города очень быстро растут. Каковы основные тенденции?

Именно сейчас формируется новая мировая иерархия мегаполисов, на вершине которой не так много городов: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Токио — пожалуй, и все. Эти города включены в современную информационную экономику, экономику знаний, они сфокусированы на предоставлении услуг в глобальном масштабе. Создание такой иерархии вынуждает остальные города, в частности европейские, искать свое место, свои рыночные ниши. Среди них Франкфурт, Амстердам, Белфаст, Москва, Санкт-Петербург.

Еще одна тенденция: города, которые развиваются наиболее успешно, становятся центрами крупных регионов (megacity region). В результате формируется не отдельный город, а система маленьких городов, включенных в экономику большого. Причем они могут находиться на расстоянии до 150 км от центра. Например, в Англии Оксфорд и Кембридж на самом деле — часть большого Лондонского региона. И этот процесс требует особого подхода к планированию городской среды.

Новые города могут попасть на вершину этой иерархии?

Методология построения этой иерархии разработана в Англии специалистами из Университета Лафборо, Группой по изучению глобализации и мировых городов (Globalization and World Cities). Они группируют их не по площади или числу жителей, а по количеству связей с остальными городами, по участию в глобальной кооперации. Именно поэтому на первых местах оказываются города наиболее развитых в экономическом плане стран. Города в развивающихся странах могут выйти на первые роли, но не сейчас, а в ближайшие 10–15 лет. Посмотрите на следующий за топовым уровень: Чикаго, Франкфурт, Гонконг, Лос-Анджелес, Милан и Сингапур.

Без чего городу не попасть в эту высшую лигу?

Прежде всего нужна большая концентрация услуг высокого уровня: финансовых (банковских, страховых), юридических (например, присутствие международных аудиторских компаний). Важны и media services: СМИ, электронные и печатные. И, наконец, design services: архитектура, инженерная инфраструктура. Взглянем, например, на географию работ ведущих архитекторов — весь мир. Концентрация этих услуг и есть основной критерий новой экономики. Эти услуги слабо связаны с развитием промышленности, для них не существует границ. Есть, впрочем, еще один критерий — коммуникации. Например, очень важно развитие воздушного транспорта: в аэропортах глобальных городов концентрируется большой пассажиропоток (в основном состоящий из бизнесменов). В Европе все большее значение приобретает система высокоскоростных поездов.

Но помимо быстро растущих городов есть и вымирающие. Почему? Что в них не так?

В основном хиреют города, специализирующиеся на одной отрасли. Например, автомобилестроительный Детройт, текстильные и судостроительные города в Великобритании. У этих городов нет альтернативной экономической базы.

В Детройте огромные территории превратились в пустыри. Похожие картинки можно увидеть и в британских городах. Тут, правда, парадокс в том, что центр города выглядит хорошо, поскольку сфера услуг еще работает. Но пройдите чуть дальше, и вы увидите запустение. Численность населения в таких городах стремительно снижается. За последние 50 лет — с конца 1950-х, когда началась деиндустриализация, — число жителей уменьшилось в среднем в два раза.

Некоторые города решили проблему, создав новую экономическую базу. Хороший пример — Бильбао в Испании. Город был старым кораблестроительным и инженерным центром, а потом переориентировался на туризм. По этому пути пробуют идти и британские города, например Глазго или Ньюкасл, в которых открываются новые художественные галереи, концертные залы.

А миграционные процессы? Как они меняют облик глобальных городов?

Это очень значимый фактор. Что происходит в Лондоне и Нью-Йорке? Туда едет много мигрантов из-за рубежа. Но эта миграция очень разнообразна. Некоторые мигранты имеют хорошее образование, высокую квалификацию, например финансисты. Другие — случайные путешественники, которые ездят по миру, оставаясь в городах по нескольку месяцев. И все больше приезжает людей с небольшими доходами и низкой квалификацией, в том числе и нелегальных мигрантов. Такой разнообразный состав миграционного потока приводит к росту неравенства в доходах населения. Эта тенденция сильнее всего проявляется в больших городах — мигранты пополняют группы как очень богатых людей, так и людей с низкими заработками.

Второе следствие миграции — она выталкивает старожилов за пределы городов (в частности, из-за высоких цен на жилье). Как правило, эти люди уезжают недалеко, потому что работают в самом городе. Но добираться на работу приходится все дольше, иногда на это тратится несколько часов в день. В конце концов некоторые находят работу там, где живут, в небольших городах.

Грозит ли большим городам появление гетто?

В американских городах расовые гетто существовали на протяжении десятилетий. Но сейчас мы все чаще видим выделение в гетто не по цвету кожи или национальности, а по уровню доходов. Например, в южноафриканских городах (Йоханнесбург), Латинской Америке (Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес) богатые все чаще отделяются от бедных, строя настоящие крепости. В Лондоне с ростом цен на недвижимость большая часть социального жилья идет людям с очень низкими доходами. И воздвигаются границы между богатыми и беднейшими, растет социальное напряжение между этими группами. Правда, до Латинской Америки Лондону далеко, но это все равно проблема.

В Москве такое возможно?

Думаю, да. В городе, где много старых жилых домов, построенных в советское время, существует опасность, что многие из них будут ветшать и станут жильем для самых бедных. А уровень доходов будет расти — хотя бы на вершине социальной лестницы. У вас возможно повторение латиноамериканской ситуации, которая возникла из-за роста доходов 10% самых богатых. Остальные за ними просто не успевают. Правда, в некоторых случаях причиной может стать и приток бедняков в город.

Есть ли разница между развитием Москвы и Санкт-Петербурга и их зарубежных аналогов?

Прежде всего, Москва — очень необычный город. Она быстро выросла за сравнительно небольшой промежуток времени. Крупные же города в массе своей развивались постепенно на протяжении последних 200 лет. Единственный город, который я могу по-настоящему сравнить с Москвой, — Мадрид, который также очень быстро рос именно в XX столетии. Когда вы приезжаете в Мадрид, вас в первую очередь удивляет, что это новый город. Конечно, он не молод, центру Мадрида несколько сотен лет. Но большая часть города застраивалась с 1960 года. То же и в Москве — масштабная реконструкция и рост начались еще во времена Сталина, в 1930-е, и продолжались в 1950-е. Следовательно, огромная часть из того, что мы сейчас видим в Москве, была построена за последние 60 лет. Это очень нехарактерно для европейских городов.

Какие социальные и экономические проблемы есть у Москвы? С какими проблемами она столкнется в будущем?

Очевидно, что Москва есть и будет главным городом России. Санкт-Петербург уже никогда не займет ее место. И по мере роста российской экономики все больше продуктов и услуг будет производиться компаниями, которые базируются в Москве. Это даст эффект, который экономисты называют эффектом мультипликатора, — будет появляться все больше и больше уровней предоставления услуг.

У Москвы есть преимущество — высокий уровень инвестиций в общественный транспорт по сравнению с другими быстро растущими городами. Это хорошо, такую политику надо продолжать, чтобы не возникало проблем, с которыми сталкиваются старые европейские города. С другой стороны, городская среда Москвы способствует использованию частного транспорта, а это приводит к проблемам с дорожным движением, которые придется решать.

Также, я думаю, есть проблема с улучшением жилищных условий. Дома в Москве строились в основном в советское время, с тех пор изменились и стандарты проживания, и доход людей, общество стало намного более разнообразным. Посмотрите — на территории бывшей ГДР масса многоквартирных домов, в которых никто не живет. Вот вопрос: что делать с огромным массивом жилья, унаследованного с 1960-х, 1970-х? Как адаптировать жилищные условия к современной экономике и социальной структуре?

Имеет ли Москва шансы стать мировым городом?

По данным Группы по изучению глобализации и мировых городов, Москва входит в число «глобальных городов в зачаточной стадии» вместе с Мадридом и Торонто. Однако Москва — столица одной из самых больших и, потенциально, могущественных стран в мире. Если национальная экономика растет, больше всего выигрывает первый город страны. Таким образом, Москва может попасть в десятку глобальных городов в первой половине столетия и даже, весьма вероятно, в первой четверти столетия. Три города — Москва, Шанхай и Пекин — должны сильно улучшить свое положение в иерархии, они почти обязательно войдут в десятку в течение ближайших 25–30 лет. И возможно, даже в пятерку.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться