Переоценка покупателей | Forbes.ru
$59.26
69.63
ММВБ2137.49
BRENT62.56
RTS1136.25
GOLD1291.42

Переоценка покупателей

читайте также
Сигналы от ОПЕК+, налоговая реформа Трампа и облигации банков. Что важно знать инвестору на этой неделе +720 просмотров за суткиОпасная зона: 10 признаков необходимости сменить работу +6 просмотров за суткиКлиентский опыт стал для бизнеса основным конкурентным преимуществом +421 просмотров за суткиПодробный анализ. Догонит ли владелец «Гемотеста» бессменного лидера рынка +845 просмотров за суткиУзник пармезана: смогут ли российские сыровары сделать сыр как в Италии +948 просмотров за суткиИнженер и эстет. Как Чубайс и Авен спорили о либеральных ценностях +1292 просмотров за суткиКредит реформам Горбачева. Почему американские банки боялись финансировать СССР +1835 просмотров за суткиТри задачи. Шансы на возвращение «тучных» лет остаются призрачными +3069 просмотров за суткиПчелка на миллиард: как Уитни Вульф Херд создала конкурента Tinder +1556 просмотров за суткиИстинная история самого знаменитого в мире бриллианта. Книги ноября +1682 просмотров за суткиСцена или гардероб: как люди с аутизмом работают в сфере культуры +10063 просмотров за суткиЭкономика чистой воды: как сделать деньги из воздуха +4572 просмотров за суткиТайны подземелья. Интересные факты о метрополитенах мира +2796 просмотров за суткиПушистая лихорадка: 10 меховых аксессуаров +3130 просмотров за суткиПодборка статей нашего первого главреда Пола Хлебникова +6188 просмотров за суткиАлександр Солженицын — Полу Хлебникову: «Им даже в голову не приходит покаяться» +4605 просмотров за суткиПодозреваемый в убийстве первого главреда российского Forbes Пола Хлебникова задержан в Киеве +2501 просмотров за суткиForbes рекомендует. Все самое важное и интересное за неделю +4165 просмотров за суткиBoston Dynamics научила своего робота прыгать и делать сальто назад +19144 просмотров за суткиШедевры миллиардера Рыболовлева. Forbes посчитал, сколько он потерял на произведениях искусства +549 просмотров за суткиКто и когда доказал, что Сахалин — остров
03.02.2008 00:00

Переоценка покупателей

Торговых площадей становится слишком много

«Покупательская способность жителей Казани не поспевает за темпами, какими все это строилось» — так описывает ситуацию на рынке торговой недвижимости столицы Татарстана руководитель департамента торговой и региональной недвижимости компании Penny Lane Realty Алексей Могила. Перед праздновавшимся два года назад тысячелетием Казани городские власти создали девелоперам торговых центров и розничным торговцам режим наибольшего благоприятствования. В результате суммарная площадь городских торговых центров увеличилась втрое (открылось 11 новых объектов), но вопреки ожиданиям это не привело к оживлению торговли. Наоборот, заполняемость арендаторами торговых центров снизилась до 50–60%.

Казань не одинока. Риелторы и рыночные аналитики бьют тревогу: в некоторых крупных городах России торговой недвижимости построено уже больше, чем нужно покупателям. Аналитики Colliers International подсчитали, что по торговым площадям мы почти догнали Европу. В Казани, которую риелторы чаще всего приводят как пример «перепроизводства», на тысячу жителей приходятся рекордные для России 250 кв. м современных торговых площадей; это всего на 60 кв. м меньше, чем в Лондоне. На втором месте — Самара (187 кв. м), на третьем — Москва (174 кв. м).

«Мы можем сказать: всё, ребята, на ближайшие три года вам площадей хватит», — говорит о Казани Алексей Могила. Между тем только в этом году в Казани будут введены в строй три крупных торговых центра. Очередь из арендаторов в них стоять не будет.

Аналогичная ситуация сложилась в Северной столице. «В Петербурге 2006 год был рекордным по объемам введения торговых площадей — 1,2–1,4 млн кв. м, хотя в предыдущие годы вводилось по 300 000–400 000 кв. м», — объясняет руководитель департамента аналитических исследований агентства недвижимости «Бекар» Игорь Лучков. Покупательскую активность петербуржцев вполне удовлетворяют уже имеющиеся в городе торговые центры, и новые просто не окупятся, утверждает региональный директор по торговой недвижимости Colliers Максим Гасиев. Ведь в разных городах разные потребительские привычки. «Москвич всю неделю носится, в выходные идет в молл, отдыхает и затаривается продуктами. Петербуржцы до сих пор предпочитают пользоваться рынками и магазинами рядом с домом», — объясняет Алексей Могила из Penny Lane.

Почему возникает перепроизводство? Причин две, считает председатель совета директоров холдинга «Миэль» Григорий Куликов. «Есть регионы, где бюджет получает серьезные отчисления за счет развития девелоперских проектов. Другие говорят: а мы что, хуже? Это влияние моды. Мэры и губернаторы друг на друга смотрят, между собой соревнуются», — говорит он. Как утверждают опрошенные Forbes аналитики, именно такой сценарий скоро может реализоваться в Уфе: здесь ревниво следят за действиями соседей в Казани. В Омске за год объем торговых площадей вырос в два с лишним раза, а городское начальство «выбросило» на рынок пять крупных участков рядом друг с другом. «Думаю, первые два-три торговых центра откроются и будут успешными, остальные просто будут перепрофилированы, или девелоперы откажутся от реализации проектов», — комментирует Максим Гасиев из Colliers. Другой сценарий в Петербурге: здесь играет роль желание инвесторов повторить успех уже работающих проектов без исследований объема рынка и предпочтений аудитории. «Раньше можно было что угодно и где угодно построить и заполнить разноплановыми арендаторами — проект был успешным сам по себе. Сегодня рядом строятся по три торговых комплекса, и конкуренция возникает на уровне нюансов, парковки, например», — объясняет Куликов.

Где еще может возникнуть избыток торговых центров? В Colliers, Penny Lane и «Миэль» считают, что на очереди Нижний Новгород, Самара и Екатеринбург. А кроме того, Калининград; в этом городе может реализоваться третий сценарий «перепроизводства». Как утверждают эксперты, жители этого анклава лояльны только к местным и европейским торговым сетям, а вот к ритейлерам и операторам торговых центров из «метрополии» относятся настороженно. «Прежде чем идти в любой регион или город, нужно заказать нормальной сильной компании исследование: проверить, где какие пассажиропотоки, сколько транспорта ездит, какова покупательская способность горожан, сколько в городе уже построено, и из этого исходить», — рекомендует член совета директоров девелоперской компании Mirax Максим Темников. А аналитики Colliers замечают, что на рынке недвижимости есть и другие интересные для инвестиций сегменты: если по насыщенности торговыми площадями мы близки к Европе, то офисы российским девелоперам еще строить и строить. На тысячу жителей Москвы приходится в среднем всего 704 кв. м офисов, на тысячу петербуржцев — 276 кв. м. В Лондоне, например, этот показатель выше на порядок, а в Париже — в шесть раз. Есть над чем работать.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться