Экспорт в пробирке

Не все ученые уехали на Запад — московская компания «Евроген» позволяет биохимикам заниматься исследованиями на родине

Коридоры Института биоорганической химии на юго-западе Москвы похожи на запутанный лабиринт в компьютерной игре. Двери с надписями «Сектор 32» и «Сектор 34» ведут на полутемные этажи. Набрав код в электронном замке, член-корреспондент РАН Сергей Лукьянов входит на свою территорию. Здесь на базе лаборатории генов регенерации, которую Лукьянов возглавлял с 1998 года, он создал компанию «Евроген». Полсотни научных сотрудников разрабатывают новые методы проведения исследований в области молекулярной биологии, с помощью которых, возможно, через несколько лет фармацевты создадут лекарство от рака.

Годовая выручка компании, по оценкам, чуть более $1 млн. Лукьянов уверяет, что всю прибыль вкладывают в исследования. «Из 25 проектов, которыми мы занимаемся, удачным может оказаться только один, а может, и ни одного. Но ведь за 26-й могут дать Нобелевскую премию», — с азартом рассказывает 44-летний совладелец компании и по совместительству все еще завлаб.

В Институте биоорганической химии Сергей Лукьянов начал работать в 1985 году, сразу после окончания биофака МГУ (кафедра эмбриологии). В 1990-е годы лаборатория активно сотрудничала с американской биохимической корпорацией Clontech. Американцы платили за разработку технологии несколько десятков тысяч долларов, потом забирали авторские права на нее и продавали уже гораздо дороже. Так произошло, например, с технологией геновычитания, которая помогает вычислить участок генов, отвечающий за определенный процесс в клетке. Эта разработка московской лаборатории стала хитом продаж Clontech в 1998 году.

Еще одно открытие, совершенное лабораторией Лукьянова, — возможность получения флуоресцентных белков разных цветов. Такие светящиеся маркеры, введенные, например, в опухолевые клетки живой мыши, помогают следить за тем, как воздействует на опухоль новый лекарственный препарат. Зеленые флуоресцентные белки ученые обнаружили еще в 1970-годы в организме медузы эквореи, живущей на севере Тихого океана. С тех пор во всем мире искали светящиеся белки других, более ярких цветов. Московский биолог Юлий Лабас, с которым Лукьянов консультировался, порекомендовал ему поискать нужные белки в окрашенных в разные цвета кораллах. В отличие от белков из медузы, маркеры получались красными. «Журнал Nature потом назвал это последней красной революцией в России», — смеется Лукьянов.

Тогда у него и возникла мысль обратить научную находку в деньги. Один из зарубежных коллег Лукьянова познакомил его с Тимофеем Панфиловым, окончившим химфак МГУ, но работавшим в банке Credit Suisse. Панфилов стал соучредителем «Еврогена» и директором компании, а Лукьянов сосредоточился на научной работе.

Кадры долго искать не пришлось — сначала биологи и генные инженеры лаборатории оформлялись в «Евроген» по совместительству, потом и в штат. Их зарплаты Лукьянов не раскрывает, замечая лишь, что «для жизни в Москве деньги достаточные». Те, кто совершает открытия, имеющие прикладное значение, могут рассчитывать и на авторские проценты с продаж технологии. Сейчас средний возраст научных сотрудников «Еврогена» около 30 лет. «В отличие от академической науки, где зарплаты повысили, а количество ставок сократили, мы, как коммерческая структура, можем себе позволить брать на работу молодых и талантливых ребят», — говорит Лукьянов.

В чем состоит бизнес? Сейчас в мире помимо «Еврогена» всего две компании продают красные, самые заметные, флуоресцентные белки — остальные могут при желании синтезировать их сами, используя описание метода в научных журналах. Линию продуктов, связанных с флуоресцентными белками, в «Еврогене» постоянно расширяют. Два года назад в ассортименте появился красный флуоресцентный белок, способный продуцировать активные формы кислорода при активации зеленым светом (он называется KillerRed). Этот белок может быть использован для прицельного уничтожения отдельных клеток.

Создали и белки, меняющие спектральные характеристики в присутствии тестируемой субстанции (наносенсоры). Ученые и компании, которые хотят официально пользоваться данными продуктами, заключают с «Еврогеном» лицензионное соглашение. Как и на любом другом рынке, клиентам предлагают не только продукт (пробирку с ДНК), но и сервис: за исследователей могут быстро выполнить часть работы, например найти требуемый ген в присланных образцах и соединить его с флуоресцентным белком-маркером.

Есть и защищенные патентными заявками технологии, не связанные с флуоресцентными белками. Например, научные сотрудники «Еврогена» обнаружили, что с помощью нуклеазы (фермента, расщепляющего нуклеиновые кислоты в живом организме), полученной из печени дальневосточного краба, можно убрать все повторы генов. Это ускоряет чтение генома. Обычно оно занимает месяца три и обходится в $300 000, при использовании нуклеазы сумма и время сокращаются вдвое. А «Евроген» за оптимизацию процесса берет €3000–6000.

Лицензирование технологий и исполнение работ на заказ занимают в выручке компании примерно равные части. «Евроген» работает в основном с западными лабораториями и небольшими фирмами. Дэвид Брукс из британской компании Oxitec, разрабатывающей методы защиты от сельскохозяйственных вредителей и малярийных москитов, доволен трехлетним сотрудничеством с компанией Лукьянова: «Мы используем их технологию флуоресцентных маркеров для разработки новых методов защиты». С помощью флуоресцентных белков, в частности, метят стерильных особей и следят за популяциями москитов.

Коллеги Лукьянова из питерской компании «Синтол», которая занимается синтезом фрагментов ДНК, считают, что «Еврогену» просто повезло: его лаборатория была исторически ориентирована на Запад. В «Еврогене» же утверждают, что фирма целенаправленно занимается маркетингом за рубежом. У нее десяток дистрибьюторов по миру, ее продукты включены в каталог компании Sigma, специализирующейся на поставках лабораторного оборудования и химических реактивов. «Лучшей рекламой является выход очередной статьи в научных журналах, таких как Science, Nature», — говорит Лукьянов. Ученые, которые используют технологии «Еврогена» в своих разработках, тоже упоминают фирму в статьях о результатах экспериментов.

Даже если вы не читаете научных журналов, то один из продуктов, созданных на основе технологии «Еврогена», точно видели. Сингапурские ученые использовали красные флуоресцентные белки фирмы для создания генно-модифицированных светящихся рыбок, которые продаются в зоомагазинах в Москве. «Они отлично продаются, но не продвигают науку вперед», — вздыхает Лукьянов.