К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Бороться и искать


«Яндекс» победил «Рамблер» технологиями. Удастся ли ему выстоять против технологий Google?

Враг пришел с Запада. Ему покорились Германия и Испания, перед ним пало большинство стран Европы. Потом превосходящие силы противника начали наступление на Россию… Как говорят знающие его люди, именно в таких выражениях генеральный директор и совладелец компании «Яндекс» Аркадий Волож рассказывает о борьбе крупнейшей российской поисковой системы против главного конкурента — корпорации Google.

Бои предстоят серьезные: Google почти добился монополии на поиск в масштабах планеты. В поисковую строку Google вводят 62% всех поисковых запросов в мире (данные международного исследовательского агентства ComScore). После того как Google за счет совершенства своих поисковых технологий раздавил англоязычных конкурентов (Yahoo, AltaVista и некоторых других), ему полностью покорились англоязычные страны, включая миллиардную Индию. Потом вышло из игры большинство европейских конкурентов — испанская Terra.es, немецкий филиал AltaVista и др. Google завоевывает мир тем же, чем когда-то «Яндекс» завоевал Россию, — качеством поиска.

Математик Аркадий Волож в середине 1990-х разрабатывал технологии компьютерного поиска информации. Заказчики находились: коммерчески успешной стала, в частности, разработанная им система поиска по патентным базам. В 1997 году он вместе с несколькими партнерами открыл сайт Yandex.ru — основанную на своих разработках систему поиска во всем русскоязычном интернете. Первый русскоязычный поисковик «Рамблер» начал работать годом раньше.

 

В конце 1990-х «Рамблер», «Яндекс» и еще несколько поисковых машин поменьше перерабатывали подавляющее большинство поисковых запросов неразвитого тогда российского интернета. Иностранными поисковиками россияне если и пользовались, то в основном при обращении к зарубежным же сайтам. Дело в том, что поисковая машина обязана разбираться в морфологии языка, на котором ищет, а откуда англоязычным программам было знать, что, например, «иду» и «пошел» — разные формы одного и того же слова.

Бум инвестиций в интернете в конце 1990-х не обошел стороной и Россию, тем более что в этот момент и «Рамблер», и «Яндекс» уже публиковали платную рекламу, а значит, в перспективе могли оказаться прибыльными. Волож получил у инвестиционного фонда ru-Net Holdings $5 млн в обмен на 35,7% акций «Яндекса», а создатели «Рамблера» продали контрольный пакет компании «Русские фонды».

 

Полученными деньгами распорядились по-разному. Волож продолжал развивать поисковые технологии — улучшать алгоритмы, вести исследования, закупать «железо». «Рамблер» быстро превращался в многопрофильный портал с рейтингами сайтов, почтой, новостями. «Рамблер», к сожалению, отдал контроль биржевым спекулянтам, ничего не смыслящим в интернете, и они бросились рулить порталом, создавать новые сервисы, задавать направление развития с высоты своего невежества», — вспоминал в одном интервью известный продюсер интернет-проектов Антон Носик, в начале 2000-х работавший в «Рамблере». В 2001 году «Яндекс» обошел «Рамблер» по посещаемости, а в 2002 году стал прибыльным. Сейчас у них более чем двукратный разрыв в поисковом трафике.

На развитии Google не отразилось то, что один из двух разработчиков «главного поисковика планеты» Сергей Брин родом из Ленинграда. Американская компания не замечала Россию до 2005 года: нужно было переварить более перспективные рынки. «Яндекс» сейчас входит в десятку крупнейших мировых поисковых машин (9-е место по количеству запросов). Почетное место, но в абсолютных цифрах картина такова: на «Яндекс» приходится 0,9% мирового количества запросов, на Google — 62,4%. Соответствующим образом разнятся и доходы компаний: оборот «Яндекса» в прошлом году составил около $160 млн, оборот Google — больше $16 млрд.

«Google еще не очень хорошо говорил по-русски. Но весной 2006 года у нас появилась русская морфология», — рассказывает глава российского представительства Google Владимир Долгов. Cервисы американского поисковика переведены на русский язык и адаптированы к местной действительности (например, появились карты Москвы и российские новости).

 

Осенью 2007 года, по данным сервиса интернет-статистики LiveInternet, «Рамблер» утратил многолетнюю позицию «поисковика N2 в России»: Google его обогнал. В конце минувшей зимы «Яндекс» обрабатывал 54% поисковых запросов Рунета, Google — 18%, «Рамблер» — 14%. Если посмотреть на график долей запросов, проходящих через российские поисковики, то начиная с прошлого лета каждый месяц «Яндекс» теряет в среднем 0,7% в общем поисковом трафике. Кому достаются эти запросы пользователей? Каждый месяц Google набирает в среднем 0,77%.

Какую цель преследует Google в России? Долгов впрямую не говорит о том, что американская компания собирается стать поисковиком номер один, но, рассказывая о росте доли своей компании на рынке поиска, отмечает: «Я думаю, эта ситуация сохранится». «История показывает, что, когда Google принимает решение завоевать какой-то национальный рынок, он делает это за год. Просто решение еще не принято, команда не поступала», — уверен Леонид Делицын, эксперт фонда «Финам — Информационные технологии». Волож на вопросы Forbes, касающиеся позиций его поисковой машины, отвечать категорически отказался. Так или иначе, стран, где местные поисковые машины успешно противостояли «внешней угрозе», единицы, а из крупных оборону смог удержать лишь Китай.

Китайская поисковая машина Baidu в мировом рейтинге поисковиков ComScore занимает третье место (после Google и Yahoo, у нее 5,2% всех запросов). Зато в китайском интернете Baidu обслуживает 60% поисковых запросов, а Google — лишь немногим более 20%. Китай — страна особенных нравов. Здесь сквозь пальцы смотрят на то, что в остальном мире считают пиратством; Google, вынужденный следовать западным стандартам, исключает из выдачи сайт с пиратским аудио и видео, а Baidu — нет, так что на вкус пользователя из КНР американский поисковик просто отказывается удовлетворять его запросы. А китайские интернет-провайдеры нередко попросту перенаправляют пользователя, набравшего в адресной строке браузера www.google.cn, на сайт Baidu. Особенно часто такое происходит в периоды ужесточения идеологического противостояния Поднебесной внешнему миру. Например, когда осенью прошлого года в США принимали давнего оппонента Пекина Далай-ламу, в Китае доступ на Google (а заодно и на поисковики Yahoo! и Microsoft) был закрыт полностью — всех интересующихся отправляли на Baidu.

В Чехии и Эстонии (и еще в нескольких небольших странах, например в Норвегии) ситуация иная. Там в силу невысокой численности местной аудитории не появилось крупных национальных порталов — и чешский Seznam.cz, и эстонский neti.ee по традиции выполняют функцию не только поисковика, но и основного информационного ресурса. Превращение в обычный (хотя и крупный) информационный портал ждет в перспективе и «Яндекс», полагают Долгов и Игорь Ашманов, бывший генеральный директор «Рамблера», а сейчас глава крупной компании «Ашманов и партнеры», специализирующейся на поисковой оптимизации (продвижении сайтов заказчиков в результатах выдачи поисковых машин). Ведь «Яндекс» — давно уже не только поиск. На его заглавной странице новости, сервис электронной почты, программа телевидения, прогноз погоды, киноафиша, фотографии, игры. «Яндексу» принадлежит социальная сеть «Мой круг».

Многоцелевой портал — не такая уж плохая позиция на рынке, считает Ашманов и приводит в пример американский портал Yahoo!. По поисковому трафику Yahoo!, бывший некогда лидером, с нынешними 13% сильно отстает от Google, но по общей посещаемости своих ресурсов держит первое место в мире — тут Google второй. Впрочем, зарабатывает Yahoo! втрое меньше, чем Google: контекстная реклама, демонстрирующаяся в результатах поиска, приносит больше, чем медийная (традиционные баннеры). Именно поэтому Google и не пытается бороться с национальными информационными порталами, продвигая в первую очередь поиск и еще несколько сервисов, которые подчеркивают его технологическое превосходство над конкурентами — в частности, поиск по картам и систему бесплатной электронной почты Gmail.

 

В чем соревнуются в России два самых популярных поисковых сайта? «Мы знаем, что наши поисковые технологии лучше», — говорит Долгов. По словам Игоря Ашманова, считается, что «Яндекс» лучше ищет, где купить нужный товар или услугу, когда надо приобрести нечто лучше и дешевле, не важно у кого. Google же скорее лидирует в навигационном поиске — когда нужно найти какую-то организацию или компанию либо просто некоммерческую информацию.

По данным международной исследовательской компании MASMI, аудитория «Яндекса» по социальным и возрастным характеристикам примерно соответствует аудитории российского интернета. У Google аудитория моложе, в ней значительно больше мужчин, молодых профессионалов. Что важно: именно Google пользуются так называемые heavy users — люди, много времени проводящие в интернете, этот поисковик ассоциируется у них с «продвинутостью».

«Сегодня поиск Google в России как компьютеры Apple Macintosh. Товар для гиков, молодежи», — считает Ашманов. Но деньги зарабатывают не на гиках, а на массовой аудитории. Это отлично понимают в «Яндексе», который уже давно рекламирует себя по телевидению и на уличных билбордах, а вот Google до недавнего времени принципиально рекламу не давал. «Два сайта или два поисковика находятся на расстоянии одного клика друг от друга, здесь важно качество продукта — оно говорит само за себя и решает все, — объясняет Долгов. — Поэтому мы стараемся сосредоточить свои усилия именно на продукте, а не на его продвижении». Тем не менее в 2007 году Google впервые в своей истории в порядке эксперимента провел рекламную кампанию в интернете, и это произошло в России.

В конце зимы в российских газетах со ссылкой на анонимные финансовые источники появились сообщения о том, что «Яндекс» скоро проведет размещение своих акций на Nasdaq. Аналитики считают, что капитализация компании может достичь $3 млрд. IPO «Яндекса» состоится, если не испугаются ситуации на рынках, считает Екатерина Генералова, аналитик МДМ-банка, поскольку компании нужны средства для развития, например для покупки других интернет-компаний, чтобы увеличить свою посещаемость. «На рынке рассказывают, что «Яндекс» готовится провести размещение осенью», — говорит Константин Белов, аналитик ФК «Уралсиб». Почему именно теперь? Белов соглашается с Генераловой в том, что «Яндекс» может обеспечить себе лучшие оборонительные позиции, купив для увеличения посещаемости кого-нибудь из крупных соседей по рынку.

 

Сам Аркадий Волож и все сотрудники «Яндекса» до сих пор хранят молчание на этот счет. Но если допустить, что размещение состоится, приз для Воложа — состояние в $450 млн (сейчас он вместе с партнером Ильей Сегаловичем контролирует 30% «Яндекса»). Есть смысл торопиться, пока еще часть аудитории не ушла на расстояние одного клика — в Google.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+