Из тупика

Иван Голунов Forbes Contributor
Производитель банковских карт нашел нетривиальный способ совместить работу и жизнь. Для этого ему пришлось купить старый вокзал

Жилище Владимира Крупнова — одна из достопримечательностей Нижнего Новгорода. И дело даже не в том, что это памятник архитектуры начала прошлого века. Примечательно в нем соотношение формы и содержания: Крупнов живет на вокзале. Здесь же он разместил свое производство; его компания «НовоКард» — один из крупнейших производителей банковских карт в России, в прошлом году ее оборот превысил $20 млн. На двоих со столичной компанией «Розан» нижегородская фирма контролирует почти две трети этого рынка.

Из кабинета Крупнова открывается вид на Оку. Судя по фотографиям на стенах, сто лет назад ее акватория была куда более оживленной. На противоположном берегу звенела знаменитая ярмарка, и по воде сновало множество суденышек, тяжело груженных товарами.

Кабинет Крупнова расположен между жилой зоной и цехом, где печатаются карты. Окна квартиры смотрят на элеваторы, построенные купцами Башкировыми. Это они больше ста лет назад убедили начальника Московско-Казанской железной дороги Николая фон Мекка протянуть ветку к своим пристаням на правом берегу Оки.

Будь у нижегородских купцов побольше здравого смысла, Крупнову пришлось бы подыскивать другое помещение. Сначала нижегородцы «проспали» железнодорожный бум, охвативший Российскую империю в середине XIX века. Ветку на Москву построили, а вот магистрали, связавшие Центральную Россию с Уралом и Сибирью, пошли в обход Нижнего. В 1896 году в городе состоялась Всероссийская промышленная и художественная выставка — тогда-то и стало ясно, что один из промышленных центров России задыхается без железнодорожного сообщения с югом и востоком страны.

Мукомолы Башкировы и Дегтяревы бросились к фон Мекку с предложением дотянуть до Нижнего дорогу, которая соединила бы его с Казанью. По первоначальному плану рельсы, соединяющие две ветки на разных берегах, должны были пройти в нескольких десятках верст от города. К уговорам купцы подключили Федора Шаляпина, а в знак серьезности намерений обещали подарить дороге землю, по которой пройдет полотно, построить вокзал и мост через Оку. На строительство пышного Ромодановского вокзала ушло четыре года, землю выделили, а вот на мост денег не хватило. В результате мост через Оку был построен только в 1960 году, причем там, где фон Мекк планировал строить его с самого начала. Ветка, по которой поезда из Казани прибывали на Ромодановский вокзал, оказалась тупиковой и постепенно заглохла, и в 1974 году ее закрыли. Заброшенный вокзал начал превращаться в руины. Но семь лет назад привокзальная Благовещенская слобода, при советской власти ставшая глухой окраиной, стала оживать, по ее улицам зашустрили инкассаторские броневики, которые развозят по стране банковские карты.

В 1980-е годы Крупнов работал научным сотрудником Института прикладной физики. В 1991-м он занялся созданием банковских компьютерных систем. После появления первых отечественных платежных систем Union Card и «Золотая корона» банкирам понадобились пластиковые карты. Крупнов взял в аренду оборудование и стал первым в СНГ производителем «пластика». В середине 1990-х он пытался наладить сотрудничество с международными платежными системами Visa и MasterСard, но иностранцы даже не ответили на его письмо с предложением сертифицировать производство «НовоКард».

После того как экономика России стала быстро расти, позиция иностранцев изменилась. К 2004 году Крупнов прошел сертификацию Visa и MasterСard, а в прошлом году «НовоКард» стал первым производителем в Восточной Европе, который был сертифицирован American Express.

Тут-то Крупнову и пригодился вокзал, от которого к 2001 году остались одни внешние стены. По правилам международных платежных систем производство банковских карт должно располагаться в отдельно стоящем здании. Власти города готовились к сносу развалин, но бизнесмен нашел им лучшее применение. «Я вырос рядом с этим зданием и всегда восхищался его красотой, — говорит Крупнов. — Для округи это был центр жизни». Свой первый рубль будущий предприниматель заработал здесь же, сдав собранные грибы в привокзальный ресторан.

Крупнов выкупил руины вокзала у города за символическую сумму. Около миллиона долларов потратил на реконструкцию. Теперь к нему водят на экскурсии важных гостей — у хозяина «НовоКард» побывали послы Италии и Франции, заместитель министра торговли США.

Бизнес растет. По проникновению банковских карт Россия сильно отстает не только от развитых, но и от восточноевропейских стран (как минимум втрое). И количество самих карт, и число транзакций на одну карту по всем прогнозам будут только расти. Сливки снимут местные производители «пластика» — заграничные карты облагаются 20%-ной таможенной пошлиной. К тому же доставка карты из Европы занимает минимум пять дней, тогда как российский производитель готов сделать новую карту всего за три дня.

«Вокзал хранил в себе колоссальную энергетику встреч и расставаний, — говорит Крупнов. — Я опасался, что это может мешать работе». Опасения оказались напрасными.

Новости партнеров