К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ставка на инстинкты


Фрэнк и Лоренцо Фертитта написали правила для боев без правил. Это позволило им создать бизнес стоимостью $1 млрд

В вечер суперкубка зрители — знаменитости, игроки в азартные игры и просто спортивные фанаты — плотно заполняют трибуны спортивной арены казино Mandalay Bay в Лас-Вегасе, вмещающие 12 000 человек. Как во времена гладиаторов, им предстоит стать свидетелями кровавых боев.

Участники этих состязаний владеют приемами разных единоборств и могут применять их одновременно. Это «миксфайт», бои без правил, суперкубок Ultimate Fighting Championship (UFC), компании из Лас-Вегаса, которая раньше была чем-то вроде бойцовского клуба, а теперь стоит около $1 млрд.

Пока трибуны заполняются, совладелец UFC Лоренцо Фертитта обходит зал. Вот он зашел в будку комментаторов, чтобы спросить у продюсеров, в каких странах будет идти платная трансляция сегодняшних боев. А вот он уже беседует с Джо Роганом, ведущим программы «Фактор страха» на NBC. Прежде чем присоединиться к зрителям, Фертитта успевает поговорить и с несколькими бойцами.

 

Тим Сильвия, татуированный гигант в красно-черных трусах и бойцовских перчатках без пальцев, — чемпион в тяжелом весе. Спустя несколько минут он так молотит своего противника Минотауро Ногьеру из Бразилии, что через два раунда тот почти ничего не видит — его лицо распухло. Что же, профессиональный бокс — это дешевка. Настоящее соперничество здесь, на арене боев UFC.

В третьем раунде Сильвия на долю секунды забывает об обороне, и Ногьера, мастер джиу-джитсу, молниеносно захватывает его за шею. Избежать удушья чемпион может, только сдавшись. Трибуны ревут от восторга.

 

Американцам никогда не оценить крикет, а англичанам — американский футбол. Но интерес к боям без правил не имеет национальности. «Самое замечательное в UFC то, что зрителем может быть любой мужчина на планете. Ведь суть проста: двое дубасят друг друга», — говорит Фертитта.

Лоренцо 39 лет, как и президенту UFC Дане Уайту, а его старшему брату, Фрэнку Фертитте III, — 46. Эта троица превратила UFC, который сенатор Джон Маккейн однажды назвал «петушиными боями между людьми», в привлекательный для инвесторов спортивный бизнес. Сегодня UFC — идеальная машина для зарабатывания денег. Доход за один только вечер суперкубка составил $25 млн: 10 700 фанатов заплатили в среднем по $340 за билет, еще 500 000 выложили по $45, чтобы смотреть бои по телевизору.

Всего в этом году доход UFC должен составить $250 млн — это примерно 90% сборов всего рынка боев без правил. Большую часть этих денег обеспечивает ежемесячная плата за просмотр боев из дома. Дополнительный источник доходов — продажа билетов на бои и лицензионные отчисления с шоу на кабельном телевидении The Ultimate Fighter и UFC Fight Night. Эти шоу в свою очередь работают как маркетинговые инструменты, увеличивая аудиторию подписчиков платных просмотров. Еще немного денег поступает от продаж записей боев на DVD, одежды с символикой UFC и от платной загрузки записей прошедших боев с сайта. Трансляции боев UFC смотрят в 170 странах, а недавно братья провели бои за пределами США — в Манчестере и Монреале.

 

Братьям Фертитта поступают предложения о покупке UFC от инвестиционных фондов и медиакомпаний. По их словам, предлагают более $1 млрд. Неплохой доход с $2 млн, заплаченных за этот бизнес в 2001 году!

Каждому из братьев принадлежит 45% UFC (остальным владеет Уайт). Компания управляется через холдинг Zuffa (по-итальянски «борьба»). Добавьте их личные активы и долю в игорной компании Station Casinos, и получится, что братья «стоят» по $1,3 млрд. В рейтинге 400 богатейших американцев Forbes они занимают 380-ю позицию.

У рекламодателей при упоминании зрительской аудитории боев UFC текут слюнки. «Для нас очень важна реклама, направленная на такую вовлеченную аудиторию молодых мужчин. Ведь мы хотим продавать следующему поколению любителей мотоциклов», — говорит Марк-Ганс Рихер, директор по маркетингу Harley-Davidson, марки, которая вместе с Bud Light спонсирует бои. Бои без правил привлекают и производителей спортивной одежды, брелков, наклеек — Tapout, American Fighter и Warrior Wear.

Что может быть лучшим показателем привлекательности бизнеса, чем толпы бегущих по пятам конкурентов? Продюсерская компания ProElite намерена в этом году показывать на CBS четыре двухчасовые программы о боях без правил. Владелец трансляционной компании HDNet миллиардер Марк Кубан недавно создал фирму HDNet Fights и рассчитывает, как он утверждает, «сделать ее главным поставщиком контента для фанатов боев без правил». Кубан говорит, что HDNet Fights уже запланировала в этом году 24 боя, которые будут доступны каждому из 66 млн подписчиков HDNet. По его мнению, позиции UFC шатки, поскольку компания «полностью зависит от платного просмотра». С появлением бесплатных передач от HDNet и CBS «фанатам будет уже не так легко расстаться с $50», уверен он.

Уайт прогнозирует, что через пять лет бои без правил станут рынком объемом $1 млрд. Он не согласен с Кубаном: «CBS не понимает бизнес боев без правил, и Марк Кубан тоже ничего про него не знает. Все, чего он хочет, это увеличить аудиторию HDNet, чтобы продать канал компании Time Warner или Comcast». А Лоренцо Фертитта говорит, что конкуренция пойдет на пользу его компании: «Это как с футболом и НФЛ. Спорт боев без правил известен только под одним именем — UFC».

 

Фрэнк и Лоренцо Фертитта выросли в Лас-Вегасе. Их отец, Фрэнк Фертитта — младший, в 20 лет приехал в «город грехов» из Техаса. Он начинал простым крупье и вырос до менеджерских позиций в казино Tropicana, Sahara и Circus Circus. Ни в одном казино не было бара, и Фертитта решил этим воспользоваться.

В 1976 году Фрэнк Фертитта — младший открыл свое казино: 465 кв. м с сотней автоматов, шестью игорными столами и баром. «Все думали, что он сумасшедший, — говорит Фрэнк Фертитта III, — но он добавил бинго и кофейню, настроил автоматы на чуть более частый выигрыш, назвал местечко Bingo Palace, и оно стало популярным буквально за одну ночь!» Сейчас Bingo Palace называется Palace Station.

Отец был маркетинговым гением. Он завлекал игроков обещаниями крупных выигрышей вроде автомобиля или дома. «В то время было не так-то много способов профинансировать новый проект, — говорит Фрэнк Фертитта III, сам начинавший карьеру как крупье, только уже в семейном бизнесе, — можно было использовать собственные доходы, местные банки или взять заем у пенсионного фонда Teamsters Pension Fund. Мы расширялись с помощью реинвестиций и банковских кредитов».

Фрэнк Фертитта III возглавил семейный бизнес в 1993 году, став генеральным директором Station Casinos. Он провел первичное размещение акций, что позволило его отцу вывести свою долю из бизнеса и спокойно уйти на пенсию. Лоренцо, который студентом каждые выходные приезжал домой, чтобы работать в Palace Station, присоединился к брату, и вдвоем они начали расширять бизнес в Лас-Вегасе, построив четыре казино и купив еще четыре к концу 2001 года. Сейчас Station Casinos — закрытая акционерная компания, которая владеет в Лас-Вегасе 17 казино. Планов у братьев Фертитта еще много, включая строительство комплекса из трех казино за $10 млрд.

 

В том же году, когда Station разместила свои акции, в Денвере прошел первый чемпионат Ultimate Fighting Championship — для небольшой аудитории оплативших телевизионный просмотр. Это было детище Рориона Грейси, чья семья продюсировала бои в Бразилии, и предпринимателя Роберта Мейровитца. В первых боях UFC сражались разные участники: владельцы черных поясов могли выступить против борцов сумо, кикбоксеры — против мастеров джиу-джитсу. Весовых категорий не было. Не было ни судей, ни подсчета очков. Самые жесткие приемы — выбивание глаз, укусы, удары головой — не приветствовались, но и не пресекались. «Мы смогли остановить это, только введя правило, согласно которому если боец применял подобный прием, то его плату за бой получал противник вне зависимости от исхода поединка», — объясняет Джон Маккарти, проводивший некоторые из ранних боев UFC.

Ни один бой не обходился без сломанных костей или серьезных ран, и UFC быстро набрал бешеную популярность на платных каналах и видео. Но в дело включились законодатели, и скоро бои без правил и их трансляцию, в том числе и кабельную, запретили в большинстве штатов США.

В 2001 году университетский друг Лоренцо Фертитты Дана Уайт рассказал братьям об UFC. Организаторы боев были на грани банкротства, и Мейровитц искал покупателя. Уайт, имевший опыт проведения боев, убедил братьев Фертитта заплатить за UFC $2 млн. «Наши юристы недоумевали и чуть ли не смеялись над нами. Там ведь практически нечего было покупать, кроме записей старых боев и названия», — вспоминает Фрэнк Фертитта III. Кстати, в 2002 году Forbes скептически писал о планах братьев превратить это приобретение в нечто стоящее.

Лоренцо Фертитта понимал, что компания не сможет развиваться, если ее деятельность вызовет неодобрение политиков. Совместно с Комиссией штата Невада по спорту он разработал набор правил, которые позволили UFC получить разрешение на бои в этом штате: должны были появиться весовые категории, судьи, система подсчета очков и ограничение на число раундов. Судья получил право остановить поединок, если один из бойцов не мог больше защищаться или терял сознание. Братья утверждают, что все это сделало бои без правил более безопасными, чем бокс.

 

После введения правил штаты один за другим стали выдавать разрешение на проведение боев, что позволило UFC вернуться к платным трансляциям. Сейчас бои без правил разрешены в 32 штатах США.

UFC начал набирать армию поклонников, но братья, тратившие 90% времени на управление казино (оперативным управлением UFC занимался Уайт), никак не могли добиться прибыли. В первые три года они вложили в предприятие $44 млн семейных денег — большая часть этой суммы пошла на рекламу в мужских журналах типа Maxim и Playboy. «Однажды утром в 2004 году я позвонил Дане и сказал, что мы хотим выйти из дела. Мы тратили деньги своей семьи. Дана перезвонил и сказал, что нашел покупателя, который готов выложить $4 млн», — рассказывает Лоренцо Фертитта.

Предложенная сумма была настолько смешной, что братья решили потратить еще чуть-чуть. Взяв за основу опыт продюсиро-вания реалити-шоу American Casino о жизни в их отеле Green Valley Ranch Hotel под Лас-Вегасом, Фертитта потратили $10 млн на постановку другого шоу, The Ultimate Fighter. В этом шоу Уайт тренировал перспективных бойцов, и каждый эпизод завершался боем, после которого победитель получал контракт с UFC на шестизначную сумму. Несколько каналов отказались от шоу, но оно пошло на канале Spike, а Фертитта оплатили стоимость производства. Шоу мгновенно стало хитом, и братья сняли новые, включая UFC Unleashed и UFC Fight Night. Телевидение сделало Уайта и бойцов UFC звездами. Сегодня Уайт не может выйти на улицу без того, чтобы у него сразу не попросили автограф. То же самое можно сказать про многих из 275 бойцов компании, которые зарабатывают не меньше $100 000 в год (за 3–4 боя). Некоторые звезды, включая Чака Лидделла и Рэмпейджа Джексона, зарабатывают несколько миллионов на боях и участии в рекламе.

Хочет ли Уайт, чтобы его партнеры забрали свою долю и вышли из бизнеса сейчас, когда дела компании идут хорошо? «Ни в коем случае. Мне нравится то, что мы делаем, я считаю, что мы пока еще в самом начале», — говорит он. Братья тоже не думают о продаже. «Я уверен, что мы нашли бы, чем заняться, если бы продали этот бизнес. Но нам и так нравится!» — смеется Фрэнк Фертитта III.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости