03.06.2008 00:00

Парадоксы потребления

Цены на нефть давно должны были упасть. Но они подбираются к $130 за баррель. В чем дело?

Нефть обходится мировой экономике все дороже. При цене $120 за баррель расходы потребителей на топливо достигнут 8% глобального ВВП. Но вопреки прогнозам экономистов бизнес и рядовые граждане ведут себя как ни в чем не бывало. И тому есть несколько простых объяснений.

Никакой экономии в США…

Министерство энергетики США прогнозирует, что в этом году спрос на нефть в Америке снизится на 200 000 баррелей в день. Это меньше 1% текущего потребления (20,7 млн баррелей в день). Популярность автомобилей с гибридными двигателями растет, как и требования к экономичности новых автомобилей, но заметные результаты появятся не сразу, а лет через 10. Автопарк в Соединенных Штатах довольно старый и в основном состоит из машин с прожорливыми моторами: в 2006 году медианный возраст 135 млн американских автомобилей был равен 9,2 года, тогда как в 1990 году он был на 2,7 года меньше (спасибо производителям, которые научились делать более надежные машины). Плюс американцы сегодня накатывают столько же, сколько и пять лет назад, около 2,7 трлн пассажирокилометров в год.

Подорожание бензина не стало для американских водителей стимулом к снижению пробега. Даже при цене $3,5 за галлон (18,3 рубля за литр) расходы на топливо составляют лишь около трети годовых издержек на содержание личного автомобиля ($2900 при годовом пробеге 24 000 км в год против $5600).

…и в других странах

В марте спрос на нефть в Китае был на 8% выше, чем годом ранее, — это самый быстрый темп роста с 2006 года. Отчасти это связано с тем, что китайское государство субсидирует потребителей бензина. Аналитики Strategic Forecast отмечают, что из-за ценового регулирования государственная нефтяная компания Sinopec потеряла в первом квартале $2 млрд. Неудивительно, что нефтеперерабатывающие заводы Sinopec работают не на полную мощность. В Венесуэле литр бензина стоит меньше $0,04. Венесуэльцы тратят $700 млн на 1 млрд литров нефти: в США тот же объем топлива можно было бы продать за $10 млрд. Это объясняет, почему в стране Уго Чавеса продажи внедорожников так быстро растут.

Добыча дорожает

Казалось бы, при ценах $120 за баррель компании должны разбурить все вокруг. Даже самые технически сложные и капиталоемкие проекты вроде разработки канадских нефтяных песков или глубоководных скважин в Мексиканском заливе способны приносить прибыль при ценах от $50 за баррель. Но у руководителей энергетических компаний хорошая память: они никогда не забудут о том, что в конце 1990-х нефть стоила меньше $10 за баррель. В своих прогнозах ведущие игроки стараются быть как можно более консервативными. BP, например, при оценке перспективности новых проектов отталкивается от $60 за баррель. К тому же в нефтяной отрасли образовалась масса узких мест. Дефицит кадров, стали и оборудования привел к удвоению издержек в ряде проектов в той же Канаде. ExxonMobil отказалась от строительства газоперерабатывающего завода в Катаре за $7 млрд: по данным Middle East Economic Digest, тонна стали в Катаре за четыре месяца подорожала до $4000, остро не хватает цемента, цены на щебень за пять лет утроились.

Дешевая нефть не нужна?

Все идет к тому, что в этом году импорт нефти и бензина обойдется США более чем в $400 млрд. В прошлом году страна заплатила за импортное топливо $300 млрд. И это притом что в американских недрах имеется много дешевой, легко извлекаемой нефти. Небольшая частная компания недавно пробурила скважину на месторождении в Колорадо и нашла там много неплохой нефти, которую готова была поставлять хоть по $30 за баррель. Проект свернули из-за отсутствия нефтепровода. Как такое возможно? Тарифы на транспортировку нефти регулируются Федеральной энергетической комиссией, объясняет почетный профессор Йельского университета Пол Макэвой. Так что трубопроводным компаниям нет особого резона напрягаться и строить новые ветки.

Новости партнеров